И нервы как канат
Пять серьезных вызовов, с которыми сталкивается наша психика в XXI веке.
Мы с вами очень комфортно живем. Нам не нужно разговаривать с посторонними людьми, чтобы вызвать такси, и при этом мы можем в любое время суток созвониться с человеком, находящимся на другом конце света. И это будет видеозвонок. У нас есть возможность себя обеспечивать. Жить отдельно. Учиться. Лениться. Разнообразно питаться. Не болеть. И тем не менее человечество находится в таком стрессе, в каком не было, пожалуй, еще ни одно мирное поколение. О том, что именно угрожает нашей нервной системе, мы поговорили с психотерапевтом Игорем Погодиным.
Базовые нужды
Мы не успеваем разобраться в своих чувствах. У нас остается все меньше времени на то, чтобы, как выражаются психологи, прорабатывать эмоции, — тогда как потребность в эмоциональной разгрузке никуда не делась. «Эмоции предполагают необходимость остановиться, — объясняет Игорь Погодин. — Это относится как к позитивным переживаниям (мне подарили подарок — если я спокойно его рассмотрю, то получу больше удовольствия), так и к негативным (я разозлился — понять причину гнева могу, только проанализировав ситуацию)». Нас вроде даже подталкивают к тому, чтобы уделять чувствам больше внимания, — например, через тренд на осознанность. Но день да ночь — сутки прочь, все как в тумане. Действительно ли седьмой проект на фрилансе вам так необходим? И главный вопрос: вы вообще помните, когда последний раз спокойно гуляли в парке, не глядя в смартфон?
Гугл головного мозга
Мы теряем способность аналитически мыслить. Популярный нон-фикшен-автор Юваль Ной Харари, знаток прошлого и будущего человечества, в своей новой книге «21 урок для XXI века» пишет, что сегодня важно не запоминать информацию, а уметь ее понимать, «отличать важное от несущественного, а главное — соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира». И ведь правда: не стыдно не помнить, что Столетняя война на самом деле длилась 116 лет, — это же всегда можно загуглить. Опасность в другом: когда у нас нет внятного представления об устройстве мира, нас легко привлечь эмоционально окрашенной информацией — не обязательно ценной, не обязательно