«В нашей профессии в любом возрасте чему-то учишься»

Караван историйРепортаж

Виктор Раков: «Захаров мне сказал: «Принимайте волевое решение — или в кино сниматься, или в театре работать»

Беседовала Инна Фомина

Фото: архив фотобанка/Fotodom

«После того как вышел фильм «Мать», Панфилова и исполнителей двух главных ролей — Чурикову и меня — пригласили на Каннский фестиваль. Но в это время у «Ленкома» были гастроли в Санкт-Петербурге. И во всех спектаклях один состав. Заранее подошел к Захарову: «Меня в Канны зовут... Может быть, введем кого-то на мои роли?» А Марк Анатольевич улыбнулся очень обаятельно и сказал: «Виктор Викторович, будут у вас еще Канны». И я поехал в Санкт-Петербург».

— Виктор, вы народный артист России с большой фильмографией, много лет служите в театре «Ленком Марка Захарова». Недавно там состоялась премьера муздрамы «Маяковский», где вы сыграли Горького. Наверное, уже ощущаете себя мастером, который знает про актерское мастерство все?..

— Нет, в нашей профессии в любом возрасте чему-то учишься. Более четверти века назад в Министерстве культуры Михаил Ефимович Швыдкой вручал орден «За заслуги перед Отечеством» Николаю Александровичу Анненкову — замечательному актеру, Герою Социалистического Труда. Он более 75 лет проработал в Малом театре и готовился на сцене отметить свое столетие. И отметил!

Так вот, в кресле сидел ну очень пожилой усталый человек — дедушка. Многие награжденные в знак особого уважения отдавали Анненкову свои букеты. А он сидел почти не двигаясь. Не приподнялся, и когда ему вручили орден. Потом Анненков начал произносить слово благодарности. Сначала очень тихо, в особой манере — как бы напевая, с присвистывающим «с». Многие подумали, что патриарх в своей речи «уйдет не туда», куда нужно. Но Анненков все говорил по делу. А потом потихонечку разошелся, голос его звучал все громче, все крепче, все выше. И в конце монолога он к изумлению присутствующих встал и громогласно объявил: «Я как актер расту, я совершенствуюсь!» Ну, если Анненков в сто лет совершенствовался, то и мне не стоит почивать на лаврах...

— Когда вы решили стать актером?

— В детстве мама покупала мне билеты в разные театры. В Кремлевском Дворце съездов смотрел балеты «Щелкунчик» и «Дон Кихот». В «Ленкоме» — спектакль «Ясновидящий», где великолепно играли Олег Иванович Янковский и Владимир Иванович Корецкий. В Театре имени Ермоловой меня очень впечатлил актер Валерий Петрович Еремичев, такой колоритный, большой. Но о том, чтобы самому стать артистом, не задумывался. Хотя однажды бабушкин брат, видя, как я дома дурачусь, сказал: «Витька, тебе надо на клоуна учиться...» А в старших классах одноклассница позвала меня в студию при Народном театре в ДК имени 40-летия Октября.

— Почему именно вас? Вы что, в классе были заводилой, всех смешили?

— Да нет, но в школьных «Новогодних огоньках» участвовал постоянно... В студии при Народном театре мы играли разные отрывки. Помню, как в День милиции исполняли сцену из «Любови Яровой». Девушки-милиционеры преподнесли нам гвоздички, чего я совершенно не ожидал. Это были мои первые «актерские» цветы! А еще мне очень нравилось петь. И я бегал в массовке в оперетте «Бабий бунт», которую поставил Народный театр музыкальной комедии в ДК АЗЛК.

Виктор Раков и Дарья Мороз на съемках сериала «Угрюм-река», 2020 год. Фото: пресс-служба Первого канала

Однако мама говорила, что мне надо вслед за старшим братом поступать в вечерний металлургический институт. В десятом классе исправно ходил на подготовительные курсы в этот вуз, хотя понимал, что металлургия мне совсем неинтересна. Поэтому, получив аттестат, попробовал поступать и в театральный. Показался в ГИТИСе (помню, со мной поступал Олег Фомин, но он потом пошел в Щепкинское). А еще в Школу-студию МХАТ и во ВГИК. Но дальше первого тура никуда не прошел.

— Очень расстроились?

— Не очень, потому что хватило одного дня понять, что не готов к поступлению. По настоянию мамы снова пошел на подготовительные курсы в металлургический институт и устроился на завод. Сначала учеником, а потом монтажником радиоаппаратуры. Зарплата — сдельная. Поскольку я был молодой, мастера давали мне самую невыгодную работу: делаешь много, а получаешь мало. Параллельно готовился к поступлению в театральный, для чего прежде всего изменил репертуар.

— И это сработало?

— Да! Например, я так удачно спел романс «Не жалею, не зову, не плачу», что в ГИТИСе меня пропустили на второй тур отделения музыкальной комедии, где готовили артистов оперетты. Но я не решился пойти на этот факультет, потому что не знал музыкальной грамоты. Подумал, что иметь голос и любить петь — этого недостаточно для профессионального певца. И — о чудо! — поступил на актерский факультет к Владимиру Алексеевичу Андрееву.

Успешно прошел два тура, а третий должен был состояться после Олимпиады-80. Те дни я запомнил не только благодаря Играм, опустевшей Москве, но и похоронам Высоцкого. Мне песни Владимира Семеновича очень нравились с детства (в музыкальном плане меня образовывал старший брат, который слушал зарубежных исполнителей, рок, бардов).

Прочитав в «Вечерней Москве» некролог, отпросился с обеда — был будний день — и помчался на Таганку. А там подступы к театру перекрыты: в оцеплении стояли милиционеры явно из азиатских республик. Общественный транспорт не ходил, само здание отгородили от Таганской площади автобусами. Потом прибыла конная милиция. В какой-то момент увидел Кобзона, Лещенко, они выходили из театра через отдельную дверь.

Поразило огромное количество венков и море людей. Очередь «к Высоцкому» начиналась у театра, шла до Котельнической высотки — кинотеатра «Иллюзион», а оттуда поворачивала снова к театру. Чтобы не было толпы, колонну выстраивали по два человека. Очередь медленно, но двигалась. Потом ее по неизвестной причине остановили, народ из-за этого страшно злился, чуть не дошло до драки со стражами порядка. А после окончания панихиды напротив театра, у выхода с Кольцевой станции метро, еще долго стоял милицейский автобус: отслеживали, чтобы не было никаких провокаций, лишних волнений...

Через несколько дней взял отпуск на работе и пошел в ГИТИС на третий тур. Как назло, заболел бронхитом с высокой температурой и сильным кашлем. Но все сдал успешно и поступил!

— У вас был дружный курс?

— Дружный и интернациональный. У нас учились русские, евреи, украинцы, немец, грузин, дагестанец, ребята из Прибалтики, Армении. После окончания вуза все вместе мы собрались, кажется, на пятилетие выпуска. А на творческом юбилее Андреева, когда мы придумали в его честь капустник, появились уже не все. Кто-то ушел из профессии, кто-то уехал в другую страну. Из тех, кто стал известным артистом, назову Левана Мсхиладзе, он сейчас играет Сталина в кино все более и более успешно.

И еще, конечно, Лену Яковлеву. На поступлении мы у нее спросили:

— А ты к актеру Юрию Яковлеву отношение имеешь?

Она ответила:

— Да, это мой папа.

И мы такие — ни фига себе! Наверняка Лена не хотела нас обмануть, просто пошутила, чтобы к ней не приставали с дурацкими вопросами. А вот Маша Державина действительно была дочкой известного артиста (а еще внучкой легендарного маршала Буденного). К слову, внешне была очень похожа на отца, у нее такие же голубые глаза. Михаил Михайлович в институт не приходил, по крайней мере я его ни разу не видел. А Машка вела себя скромно. После ГИТИСа она не стала заниматься актерской профессией, сосредоточилась на семье — у нее двое сыновей, и немного работала на радио.

Так вот, Лена Яковлева тогда была девушкой из провинции. Она приехала из Харькова, а до этого ее семья жила в разных городах (у нее папа — военный). Поэтому у Лены был небольшой южный говорок, а еще в то время она была полненькой. Помню, однажды нам с Леной надо было срочно подготовить самостоятельный отрывок по Достоевскому. И мы репетировали его ночью, в общежитии ГИТИСа в ленинской комнате. А еще во время учебы мы с Леной снялись у режиссера Анатолия Ниточкина в эпизоде в детском фильме «Сильная личность из 2 «А».

Виктор Раков и Татьяна Кравченко в спектакле «Женитьба», 2023 год. Фото: Полина Королёва/из архива Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова»

— А был у вас на курсе близкий друг?

— Несколько. Например, Юра Наумкин, Вадик Цыганов, который потом стал известен как продюсер, автор текстов песен и муж певицы Вики Цыгановой. Мы с ним под бутылочку красного вина очень удачно репетировали самостоятельные отрывки: по рассказам Шукшина, по гоголевской «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В зависимости от материала заводили магнитофон с песнями Высоцкого или других авторов, и музыка помогала нам творить. Вадик всегда был очень деятельным, активным, фонтанирующим идеями. Он довольно рано определился, что не хочет быть артистом, — писал стихи.

— Судя по всему, курс у вас был дружным. А сама учеба не разочаровала?

— Нет, что вы!.. После того как вывесили списки зачисленных, декан актерского факультета Галина Александровна Тарнавская собрала нас в большом зале и объявила: «Поздравляю, вы завтра... едете на картошку в Волоколамский район. Те, кто после школы, едут завтра. Те, кто работают, завтра увольняются и едут в колхоз послезавтра». На картошке наш курс пробыл больше месяца. Жили в большом бараке: одна половина здания — женская, другая — мужская. Спали на военных двухэтажных кроватях. Колхозу мы, наверное, встали в копеечку: больше проели картошки, чем собрали.

Когда наконец вернулись в Москву и пришли в институт, то на первом же занятии наш педагог Владимир Давыдович Тарасенко произнес странную фразу: «ГИТИС готовил много работников народного хозяйства. Были в их числе и актеры». Мы все похихикали. А потом задумались: про что это он? И ведь Тарасенко оказался прав. Сейчас из двадцати семи человек нашего курса по профессии работают меньше десяти...

— Расскажите про ваших учителей...

— Помимо Тарасенко у нас преподавал Геннадий Андреевич Косюков, тоже прекрасный педагог. На первом курсе у нас еще работала Ирина Ильинична Судакова. Но она на следующий год от нас ушла, потому что набрала собственный курс (на нем учился Дима Певцов, мой будущий коллега по «Ленкому»). А худруком нашего курса был Андреев. Владимир Алексеевич нас очень любил, радовался любым нашим успехам и достижениям, даже самым крошечным, постоянно вспоминал о них.

Однажды Андреев нагрянул в общежитие ГИТИСа на Трифоновской. Кстати, мы, студенты-москвичи, наведывались туда регулярно. Например, чтобы поддержать наших ребят в конфликте со студентами из киргизской студии. А чаще посидеть, поболтать и... выпить. Недалеко была пивная, в которой мы брали несколько трехлитровых банок пива и воблу. И однажды в разгар нашего «праздника» заходит Андреев! Но он был очень демократичным человеком, поэтому тоже выпил пивка. И еще он был оптимистичным, позитивным. Нам так хотелось ему как-то соответствовать...

В ГИТИСе вообще была атмосфера студенческого братства, ребята с разных курсов дружили. Я много общался с «касаткинцами» — ребятами на курс старше, которые учились в мастерской Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова. Мы гуляли по старому Арбату, который тогда еще не был пешеходным, по нему ходил 39-й троллейбус. Или заходили перекусить в «Прагу» — не в сам ресторан, а в столовую при нем. Вместе ходили на концерты в консерваторию. Кстати, в этом вузе иногда устраивали пункт сдачи крови. И однажды мне взбрело в голову помочь людям. Сдал кровь, получил за это трехдневный отгул, талон на обед и значок донора в форме капельки. Правда, потом все три дня не ходил, а как будто летал по воздуху, очень странно себя чувствовал...

Виктор Раков и Александр Збруев в спектакле «Мудрец», 1989 год. Фото: Полина Королёва/из архива Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова»

— Во время учебы вы видели себя театральным артистом или все-таки больше мечтали о кино?

— Конечно, хотелось сниматься. Но когда пошли всевозможные этюды, я понял, что это все очень важные вещи для освоения актерской профессии. К тому же буквально с первого курса мы участвовали в постановках Театра имени Ермоловой, где наш мастер был главным режиссером. В «Казанском университете» — по-моему, это была первая постановка в Москве Михаила Вартановича Скандарова — роль юного Ленина, тогда еще Ульянова, играл Володя Конкин. Точного портретного сходства от него не требовалось, вождя он напоминал отдаленно. А мы, ученики Андреева, бегали в массовке, изображали жандармов и студентов университета. Чтобы было веселее, сами придумывали себе «мизансцены». Например, договаривались, что когда бежим из одной кулисы в другую, то в центре сцены кто-то из нас спотыкается, падает, а потом поднимается и бежит дальше. И мы очень радовались своим находкам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Регина Тодоренко: «Чувствую себя под крылом большой птицы, которая летит вверх, покоряя новые высоты» Регина Тодоренко: «Чувствую себя под крылом большой птицы, которая летит вверх, покоряя новые высоты»

Регина Тодоренко — о съемках в «Орел и решка» и новых тревел-проектах

Караван историй
Расти большой! Расти большой!

Как реагировать на внезапное «мама, у меня болит» от подростка?

Лиза
Ирина Темичева: «Дима Нагиев говорит: «Ты можешь поступать как угодно, но самое главное, не будь сволочью» Ирина Темичева: «Дима Нагиев говорит: «Ты можешь поступать как угодно, но самое главное, не будь сволочью»

«В 17 лет я поехала, как говорится, покорять Москву»

Караван историй
Двигатель прогресса или недуг: как вести себя с ленивым сотрудником Двигатель прогресса или недуг: как вести себя с ленивым сотрудником

Что делать, если лень мешает вашим сотрудникам работать?

Inc.
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
История денег! Когда люди начали использовать кредитные карты История денег! Когда люди начали использовать кредитные карты

Трудно представить себе время, когда кредитные карты еще не существовали

ТехИнсайдер
Вот здесь убрать Вот здесь убрать

10 простых упражнений, чтобы убрать «ушки» на бедрах

Лиза
Правая рука брата: что известно о Ким Ё Чжон — сестре Ким Чен Ына Правая рука брата: что известно о Ким Ё Чжон — сестре Ким Чен Ына

Что известно о сестре лидера Северной Кореи

Forbes
Исландия, Хадльгримскиркья Исландия, Хадльгримскиркья

Это не Мордор и не Ктулхоград. А уютная христианская обитель с видом на вулканы

Maxim
«Джеймс Уэбб» нашел этан и водяной лед на трех карликовых планетах из Пояса Койпера «Джеймс Уэбб» нашел этан и водяной лед на трех карликовых планетах из Пояса Койпера

Седна, Гунгун и Квавар претерпели геохимическую эволюцию

N+1
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
От синемаскопа к «креативной индустрии» От синемаскопа к «креативной индустрии»

Прежде чем углубиться в тайны кино, обратимся к современному книгопечатанию

Знание – сила
Практические вопросы: Как сэкономить топливо? Практические вопросы: Как сэкономить топливо?

Что такое экономичное вождение?

4x4 Club
Сохранить написанное Сохранить написанное

Что позволяет сохранить написанное для потомков?

Знание – сила
Практические вопросы: Почему горит индикатор TPMS и как это исправить? Практические вопросы: Почему горит индикатор TPMS и как это исправить?

Что такое индикатор TPMS?

4x4 Club
Битва за молодежь: почему в России увеличивают расходы на патриотическое воспитание Битва за молодежь: почему в России увеличивают расходы на патриотическое воспитание

Ставка на молодежь: есть ли шансы у пропаганды достучаться до детей?

Forbes
Как собаки попадают в кино и кто готовит их к съемкам Как собаки попадают в кино и кто готовит их к съемкам

Как собак готовят к съемкам в кино

СНОБ
Никто не виноват. Стратегия жизни с неизлечимым генетическим заболеванием Никто не виноват. Стратегия жизни с неизлечимым генетическим заболеванием

Как жить семье, в которой есть человек с неизлечимым генетическим заболеванием

СНОБ
Осложненная беременность: как в России рожают женщины с сопутствующими заболеваниями Осложненная беременность: как в России рожают женщины с сопутствующими заболеваниями

Как рожают пациентки с ограниченными возможностями здоровья?

Forbes
Аллергия начинается с микробиома Аллергия начинается с микробиома

С каждым годом растёт число людей, страдающих аллергиями. В чём причина?

Здоровье
«Терплю с каменным лицом»: что делать, если вам неприятны прикосновения «Терплю с каменным лицом»: что делать, если вам неприятны прикосновения

Нормально ли испытывать от тактильного контакта дискомфорт?

Psychologies
Что современники Шолохова думали о его романе «Тихий Дон» Что современники Шолохова думали о его романе «Тихий Дон»

Отрывок из книги Дмитрия Цыганова «Сталинская премия по литературе»

СНОБ
Как правильно медитировать: пошаговая инструкция для новичков Как правильно медитировать: пошаговая инструкция для новичков

Собрали ответы на самые частые вопросы о том, как правильно медитировать

РБК
Сколько денег в 2023 году потратили на рекламу российские бренды Сколько денег в 2023 году потратили на рекламу российские бренды

Лидеры по расходам на рекламу в 2023 году

Inc.
Тени на экране Тени на экране

Актриса Вера Холодная — один из самых красивых мифов русской культуры

Знание – сила
Валери Зоидова Валери Зоидова

Валери Зоидова — о свободе, отношениях с религией и магии кино

Grazia
Ее убил родной отец. Трагичная судьба Джудит Барси, без которой не было бы мультфильма Ее убил родной отец. Трагичная судьба Джудит Барси, без которой не было бы мультфильма

Трагическая история Джудит Барси, которой завидовал собственный отец

ТехИнсайдер
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Успех обеспечен: 4 секрета поцелуя, который не забудется никогда Успех обеспечен: 4 секрета поцелуя, который не забудется никогда

Хуже неуместного поцелуя может быть только слишком влажный/долгий/мерзкий

Maxim
6 мужских домыслов о том, что доставляет женщине сексуальное удовольствие 6 мужских домыслов о том, что доставляет женщине сексуальное удовольствие

Какими мифами руководствуются мужчины, желая доставить удовольствие женщинам

Psychologies
Открыть в приложении