Галилей и процесс
460 лет назад родился Галилео Галилей (1564—1641), великий итальянский физик, астроном, математик. Его считают основателем экспериментальной физики. Опытным путем он заложил основы новой классической механики. Для наблюдения за небесными телами он одним из первых использовал телескоп. Это позволило ему обнаружить спутники Юпитера, исследовать рельеф Луны и сделать ряд других открытий. Будучи убежденным сторонником гелиоцентрической системы Коперника, он вступил в конфликт с иерархами католической церкви. Этот конфликт инакомыслящего ученого с властями увенчался одним из самых громких судебных процессов в истории всей мировой науки.
Это – история трагического противостояния Ученого с большой буквы и Церкви. История непонимания, неспособности услышать друг друга, что в конце концов в последующие столетия породило глубокий раскол в обществе – побудило многих просвещенных людей презирать и ненавидеть «церковных мракобесов», а непросвещенных людей, «простых верующих», – отвратило от «антихристовой науки».
Но так ли проста эта история, главные персонажи которой то и дело словно пытаются декламировать чужие роли? Это – странная история, где ученый, будто монах-пустынник, фанатично верит в свою гипотезу и из чувства гордыни отказывается хоть в чем-то уступить своим оппонентам (и то, что он все-таки оказался прав, мало что меняет) и где высшие священники, словно кабинетные профессора, ищут строгие, рациональные доказательства и взывают к логике и рассудку…
Революция в астрономии
Началась же эта история за сто с лишним лет до того, как началась.
Мы часто говорим, что Николай Коперник совершил «революцию в астрономии». На самом деле он лишь намеревался немного подправить птолемеевскую (геоцентрическую) систему мира. Читая античных философов, он натолкнулся на выдержки из сочинений греческого астронома Аристарха Самосского. Еще в III веке до нашей эры тот утверждал, что все планеты, в том числе Земля, вращаются вокруг Солнца. Коперник заимствовал эту идею и усовершенствовал ее. Свои выводы он изложил в трактате «О вращениях небесных сфер». Однако обнародовать его не стал.
Нередко можно прочитать, что он не отважился публиковать свой труд, опасаясь церковных преследований. Это неверно. На самом деле он боялся, – как сам говорил, – университетских профессоров, которые «высмеют его и зашикают со своих кафедр».
Он издал трактат лишь перед смертью, в 1543 году, да и то после уговоров своего церковного начальства, наслышанного о его взглядах. Среди его поклонников был и папа Климент VII. По его поручению кардинал Николай Шомберг написал Копернику следующее: он с восхищением узнал о том, что тот «составил новую теорию строения мира, в которой… Земля движется, а Солнце занимает самое глубокое внутреннее место», и он «еще и еще усиленно» просит «сообщить это… изобретение ученым людям». Коперник послушался. Стало быть, знаменитая революция в астрономии совершилась не вопреки воле церкви, – как ошибочно полагают многие, – а благодаря ей. Если бы не вмешалась церковь, труд Коперника, быть может, навеки остался бы лежать в ящике стола.
Впрочем, это «изобретение» все равно кто-нибудь сделал бы. Идея витала в воздухе. Другие ученые также читали античных авторов, также размышляли о прочитанном. Система Птолемея уже не удовлетворяла многих.
Однако гипотеза Коперника поначалу тоже не снискала успеха. Ее появление не знаменовало никакой «революции в науке»: наоборот, на нее почти не обратили внимания, ведь расчеты движения планет при ее использовании только усложнились. Законы же их обращения будут открыты Иоганном Кеплером лишь полвека спустя.
Итак, трактат, написанный Коперником, был очень сложен и запутан, изобиловал темными, загадочными местами. Слог его был тяжеловесным, сухим. Понять его рассуждения было трудно. И главное, он так и не доказал правоту своей гипотезы. Никаких доводов! Одни утверждения. Сегодня об этом либо забыли, либо умалчивают. Между тем именно этот трудный и непонятный для чтения трактат сыграл решающую роль в судьбе Галилея.
Нарушая «правила игры»
С идеями Коперника Галилей познакомился еще в молодости, однако открыто поддерживать их стал лишь к пятидесяти годам. До этого он, как и Коперник, боялся прослыть посмешищем у своих узколобых коллег, занимающих кафедры астрономии в Болонье, Падуе, Пизе.
Галилей прославился после открытия четырех спутников Юпитера в 1610 году. Тогда стало ясно, что не все небесные тела обращаются вокруг Земли. Однако этот факт еще не доказывал, что система Коперника справедлива. К тому же большинство ученых оспаривало это открытие. Критики говорили об оптическом обмане или светящихся облаках, пока сам Иоганн Кеплер, Первый математик императора Священной Римской империи, в том же году, наблюдая за Юпитером, не убедился, что у него есть четыре спутника.
Весной 1611 года Галилея пригласили в Рим. Папа Павел V дал ему аудиенцию, а коллегия иезуитов устроила чествование. Первый математик и астроном Римской коллегии Христофор Клавий подтвердил правоту его наблюдений. Итак, всесильные иезуиты убедились, что птолемеевская система мира неверна. Радовало и другое. Церковные власти относились к Галилею вполне благосклонно.