Программист из Белоруссии создал совместное предприятие с «1С»

ForbesHi-Tech

Союз нерушимый

Программист из Белоруссии создал совместное предприятие с «1С» стоимостью около $100 млн, но не оставил идею покорить мир собственными силами.

Текст Елена Ганжур
Фото Саша Любин для Forbes

Сергей Рыжиков договорился о сотрудничестве с «1С», и их совместный продукт покорил Рунет

Перед новым, 2007 годом основатель компании «Битрикс» Сергей Рыжиков прилетел из Калининграда в Москву. Последнее время он часто бывал в столице, где недавно открыл второй офис, но в этот раз целью визита были переговоры с компанией «1С». Почти 10 лет Рыжиков строил прибыльный IT-бизнес, в 2006 году стал сотрудничать с крупнейшей платформой «1С» Бориса Нуралиева, а на следующий год предложил партнеру объединить усилия. После нескольких месяцев переговоров в апреле 2007 года возникло совместное предприятие, которое получило имена обоих партнеров. В результате компания стала практически монополистом на рынке систем управления сайтами. Ее выручка, по оценкам Forbes, в 2017 году составила 1,7 млрд рублей, а стоимость бизнеса выросла до $97 млн.

Издательство «Битрикс»

Сергей Рыжиков родился в семье военнослужащего. «Кажется, я посетил все военно-морские базы, разве что на Тихий океан не съездил», — рассказывает он. С родителями Сергей жил то в Петербурге, то в Мурманске, а в старших классах поступил в математическую спецшколу Калининграда и там освоил первый язык программирования. В 1989 году поступил на факультет радиофизики и электроники Белорусского государственного университета. 

Учиться Рыжикову нравилось, на первом курсе он уже сам собрал компьютер. Но в 1990-е перед многими стояла дилемма: доучиться по профессии или заняться бизнесом. «Однокурсники шли в фарцу. Я сам одно время продавал и бочки нефти, и картошку», — вспоминает он. Потом студент получил заказ от частной офтальмологической клиники на небольшую компьютерную программу. А когда принес готовое решение задачи, с которой никто до него не справился, заказчик прилично заплатил. Точную сумму Рыжиков не помнит, но говорит, что денег было «до чертиков много».

Часть суммы он вложил в издание собственной книги по программированию. «Издание на 400 страниц мы писали в соавторстве с двумя однокурсниками весь четвертый курс», — вспоминает предприниматель. Ни с одним издательством в Минске договориться не удалось, и студенты решили действовать сами: получили лицензию, взяли кредит и договорились с типографией на печать 5000 экземпляров. Так появилось издательство «Битрикс». Название было выбрано случайным перебором слов в коридоре минской конторы, регистрирующей торговые знаки. «У нас было три правила: чтобы слово ничего не означало, легко читалось по-русски и по-английски, а при замене любой из букв не получалось что-то глупое», — говорит Сергей. Тираж учебника продали, вернули кредит, хватило даже на поход в ресторан, но после этого «Битрикс» только однажды выступило издателем местного телефонного справочника и закрылось.

IBM и Wordpress в одном флаконе

Закончив учебу, Рыжиков вернулся в Калининград, в 1996 году устроился в АКБ «Инвестбанк», где возглавил отдел интернет-технологий и платежных систем. «Меня интересовали глобальные сети интернет и базы данных. Самыми сильными игроками, внедрявшими новые технологии, тогда были именно банки», — объясняет он.

После кризиса 1998-го Рыжиков решил, что настало время начинать свое дело, и уволился. Вместе с двумя бывшими коллегами, которые позже стали акционерами в бизнесе Рыжикова, он создал электронную биржу труда Jobcity.ru (несколькими годами позже появились HeadHunter и SuperJob). Позднее партнеры взялись за веб-разработку по аутсорсу для иностранных клиентов, но вскоре поняли, что это не перспективно: «У нас не оставалось никаких интеллектуальных прав на наши разработки. Выходит, работаешь, условно, за еду. Скучно», — объясняет Рыжиков, которому хотелось не продавать услугу, а создавать целостный IT-продукт.

Молодой российский интернет-рынок тогда стремительно развивался. В 1998 году число пользователей Рунета достигло почти 1 млн человек, открылся первый интернет-магазин Ozon и Mail.ru. Через год появилась первая ежедневная интернет-газета «Газета.ру». А уже в 2000 году, по данным «Яндекса», количество сайтов в Рунете выросло по сравнению с 1999-м более чем в три раза.

Рыжиков и его команда поймали волну начала нулевых. «Большинство использовало «самописный» софт, а мы предложили универсальное решение по управлению контентом на сайте (CMS)», — рассказывает предприниматель. Первый успешный тиражный проект «Битрикс. Управление сайтом» вышел в 2003 году. С помощью программы любой пользователь мог создать интернет-магазин, корпоративный сайт или новостной портал. Инвестиции в тиражный «Битрикс. Управление сайтом» Рыжиков никогда не считал (по сути, это только зарплата сотрудников), но за несколько месяцев он набрал 300 партнеров в лице веб-студий, и проект вышел на окупаемость. Тогда же Рыжиков определил для компании бизнес-модель: чтобы масштабировать бизнес, нужно привлечь много студий веб-разработки, которые будут внедрять «Битрикс» на сайты конечных заказчиков. Взамен Рыжиков отдавал веб-разработчикам крупные контракты, которые стекались к нему. «Условие было только одно — сайт должен быть сделан на «Битриксе», — говорит он. Компания зарабатывала на продаже партнерам лицензий стоимостью $1000, за полцены. Таким образом, сколько бы ни стоил контракт, даже $10 000, «Битрикс» получал порядка $500. «Все удивлялись, в чем же наша выгода, а мы отвечали: в масштабе!» — говорит Рыжиков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мир, дружба, жвачка Мир, дружба, жвачка

Не нужно избегать споров, они делают вас ближе, лучше научись ими управлять

Cosmopolitan
Без границ Без границ

Прекрасная актриса Аглая Тарасова, которая стала известной благодаря сериалам

OK!
Найти за 60 минут Найти за 60 минут

Зачем сотрудницы крупных компаний в свободное время летают над темными лесами

Forbes
Комментарии излишни Комментарии излишни

Как к тебе относится мужчина, можно понять по его «лайкам» и сообщениям

Лиза
Черная водолазка. Отрывок из книги Черная водолазка. Отрывок из книги

«Сноб» публикует первые главы сборника рассказов журналистки Полины Санаевой

СНОБ
«Человек, который развалил СССР». Кто такой Джин Шарп и почему его называют «отцом цветных революций» «Человек, который развалил СССР». Кто такой Джин Шарп и почему его называют «отцом цветных революций»

История Джина Шарпа, политолога и идеолога ненасильственных революций

СНОБ
Выбрать воду Выбрать воду

Какую воду пить

Maxim
Опасные крайности Опасные крайности

Как найти золотую середину, без которой совместная жизнь никак не складывается

Лиза
Комсомольский Комсомолец Комсомольский Комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Хайку: вот и все стихотворенье Хайку: вот и все стихотворенье

Древнее японское искусство и сегодня пользуется успехом

Psychologies
Опасные связи Опасные связи

Токсичными бывают отходы, вещества… и люди

Cosmopolitan
Дом с ярким характером Дом с ярким характером

Интерьер квартиры на Старом Арбате, где уживаются самые разные стили

Домашний Очаг
«Он сыграл роль правдолюбца». Деятели культуры об актере Алексее Серебрякове «Он сыграл роль правдолюбца». Деятели культуры об актере Алексее Серебрякове

Актер Алексей Серебряков назвал хамство частью русской национальной идеи

СНОБ
Не такие, как мальчики? Не такие, как мальчики?

Как воспитать девочку, советуют психологи

Домашний Очаг
Я не подарок Я не подарок

Можно ли сделать так, чтобы любимый научился выбирать подарки?

Добрые советы
Это уже слишком! Это уже слишком!

Где, по мнению мужчин, проходит грань между сексуальностью и пошлостью?

Cosmopolitan
Томас О’Крихинь: Островитянин Томас О’Крихинь: Островитянин

Фрагмент повести Томаса О’Крихиня

СНОБ
Битва городов Битва городов

Где же все-таки лучше и дешевле отдыхать?

Лиза
«Швец, жнец, на дуде игрец». Кем работали звезды до того, как стали знаменитыми «Швец, жнец, на дуде игрец». Кем работали звезды до того, как стали знаменитыми

Актеры и музыканты, которые работали в необычных местах

СНОБ
Сложный остаток утопии Сложный остаток утопии

Напрямую не рассказывая историю, этот текст создает новую феминистскую утопию

СНОБ
Адриана Имж: О чем молчат мужчины Адриана Имж: О чем молчат мужчины

Быть мужчиной в России означает соответствовать множеству стереотипов

СНОБ
Евгения Кондрашина. Три последние секунды Евгения Кондрашина. Три последние секунды

О фильме "Движение вверх" и о том, как все было на самом деле

Караван историй
Городские истории Городские истории

Московская квартира в духе современной городской классики

AD
Это у вас гормональное Это у вас гормональное

Почему люди ведут себя по-человечески?

СНОБ
Александр Маноцков: У меня нет никакого «само», которое требует «выражения» Александр Маноцков: У меня нет никакого «само», которое требует «выражения»

Интервью с композитором Александром Маноцковым о том, что все в музыке — время

СНОБ
Плот больного воображения Плот больного воображения

Яхтсмен Дональд Краухерст – самый загадочный горемыка яхтенного спорта

Maxim
Под крышей дома своего Под крышей дома своего

Квартира с мансардой на последнем этаже сталинского дома

AD
О да, еда! О да, еда!

Фоторедактор Ольга Исакова делится впечатлениями от гастропутешествия по Италии

Cosmopolitan
Культурный код Культурный код

Как треска спасла человечество, открыла Америку и стала в Москве дефицитом

Tatler
Ужасный конец. Почему миллиардер Галицкий решил оставить «Магнит» Ужасный конец. Почему миллиардер Галицкий решил оставить «Магнит»

Как миллиардер Сергей Галицкий создавал «Магнит»

Forbes
Открыть в приложении