Разделение сетей
Forbes посчитал стоимость российских интернет-компаний и впервые оценил продажи в Рунете.
Число пользователей интернета в возрасте старше 12 лет в России достигло 95,5 млн — это эквивалентно 78% жителей страны этой возрастной категории, свидетельствуют данные Mediascope. Рост аудитории за два года на 10% обеспечен в основном за счет старшего поколения и проникновения мобильного интернета. Россияне старше 16 лет проводят в интернете 7 часов 17 минут ежедневно — больше, чем, например, американцы (6 часов 42 минуты), китайцы (5 часов 50 минут), немцы (4 часа 52 минуты). Это уже данные другого исследования, глобального отчета Digital 2020, который ежегодно выпускают We Are Social и Hootsuite.
Что делают наши сограждане в интернете? Общаются в соцсетях и мессенджерах, ищут информацию, читают новости, смотрят видео и, конечно, тратят деньги. 60% российских пользователей интернета совершают покупки в сети, причем половина из них с помощью мобильного телефона. Но при этом по сравнению с жителями других стран россияне пока тратят очень мало денег в интернете — всего $190 на человека в год (американцы — почти $1400, немцы — около $1100, китайцы — чуть более $1000).
В мире самые большие рынки онлайн-торговли — это путешествия ($1,19 трлн) и одежда и косметика ($620,1 млрд), то есть товары и услуги физического мира. В этом годумы решили более пристально изучить продажи разных компаний в интернете и составить отдельный рейтинг на эту тему.
Бизнес таких компаний, как Wildberries, нам представляется в чем-то похожим на бизнес компаний вроде «Аэрофлота». Их товары существуют, услуги оказываются в офлайне, а интернет для них лишь канал продаж: для первой компании единственный, для второй — важнейший. Именно это отличает их от интернет-компаний вроде «Яндекса» и Mail.ru, существование которых было бы невозможно без интернета ни в каком виде. Именно в этом месте проходит водораздел между компаниями, попавшими в наши два рейтинга.
С дальнейшим проникновением интернета, ростом онлайн-продаж вплоть до 100% «Аэрофлот» не превратится в интернет-компанию: он по-прежнему будет выполнять перелеты между реальными городами на физически существующих летательных аппаратах. Без этого авиакомпании нечего будет продавать в интернете. А вот бизнес-модель Wildberries меняется уже сейчас. Значительную часть ее оборота обеспечивает маркетплейс, который другие компании используют для продажи своих товаров в интернете. Тогда как продажи собственных товаров Wildberries сокращаются и, по ее планам, будут сокращаться дальше. Это означает, что компания миллиардера Татьяны Бакальчук превращается из интернет-магазина в интернет-компанию наподобие «Яндекс.Такси» или Delivery Club, входящих в состав интернет-гигантов «Яндекс» и Mail.ru соответственно. Она будет зарабатывать уже не на разнице между закупочной и рыночной ценой товара, проданного в интернете, а на комиссии за организацию чужих продаж на собственной раскрученной площадке.