Территории кормления. Захочет ли президент создать новую опричнину
На конкурсе «как нам обустроить Россию» попадаются и предложения ценные, способные заинтересовать власть: например, разделить страну на «федеральную» часть и все остальное. Что-то подобное у нас в истории уже было — получилось, может, и сурово, зато надолго запомнилось
В сумасшедшем доме, словно в парламенте, каждый может говорить все, что взбредет ему в голову, утверждал классик; в парламенте у нас, правда, в этом смысле как раз давно уже не забалуешь, а вот комиссия по разработке поправок в Конституцию оказалась тем самым местом для демонстрации талантов, которого давно не хватало.
Развернувшаяся в последние недели ярмарка предложений в Конституцию чем хороша — она позволяет каждому начальнику среднего звена блеснуть на всю страну глубиной государственной мысли, показаться перед начальством вышестоящим во всей красе. Глядишь, и оценят, и запомнят фамилию. И есть ведь свои Платоны и Невтоны, предлагают среди шлака инициатив настоящие жемчужины (телешоу бы им, конечно, не помешало, наподобие «Голоса», чтобы идеи для Конституции выбирали телезрители).
Когда бы еще узнали в Кремле, какой потенциал таят в себе скромные с виду должности? Взять, к примеру, спикера Тульской областной думы Сергея Харитонова: не отмолчался человек, внес ценное предложение — создать в России «федеральные территории», то есть такие, которые управляются напрямую из Москвы центральной властью, а в число субъектов федерации даже и не входят.
Инициативу, кажется, одобряет видный государственный строитель, сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок сенатор Андрей Клишас: что ж, говорит он, ведь есть же территории с особым статусом в Малайзии и Австралии, и даже в США. «Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности», — объясняет сенатор Клишас.