Анкета Esquire: пианист Алексей Любимов и элекронщик Рома Литвинов (Mujuice) отвечают на вопросы о музыке
В Новой Третьяковке на Крымском Валу стартовал фестиваль SOUND UP, который объединил на одной площадке людей, создающих совершенно разную музыку. Это академические музыканты и современные электронщики, старое поколение и новое. По просьбе Esquire пианист Алексей Любимов (74 года) и электронный музыкант Роман Mujuice Литвинов (35 лет) ответили на 10 одинаковых вопросов о музыке и рассказали, как ее сочиняют, исполняют и что ждут от музыки в будущем.
Каких современных музыкантов не забудут через 100 лет?
Алексей Любимов: Музыка очень быстро исчезает. Ее забывают. Создать что-то прочное очень сложно. Мне кажется, через сто лет не останется ни одного сегодняшнего музыканта, которого будут вспоминать. Они останутся только в архивах. Сейчас такой темп — музыка постоянно меняется и каждое следующее десятилетие отбрасывает в прошлое, предыдущее. Я думаю, все наши звезды будут забыты уже через 20 лет. Но я отношусь к этому абсолютно оптимистически. Ведь раньше многие композиторы мечтали остаться в истории. А сейчас спросите любого: хотят они этого? Никто не хочет. Им важно жить сегодняшним днем.
Рома Литвинов (Mujuice): Мне кажется, это все непредсказуемо. Чем культура хороша — она умеет спустя время доставать совершенно забытые вещи. Проводить работу после того, как эпоха завершилась. Я думаю, есть шанс что-то сделать сегодня и когда-то в будущем быть найденным, вновь открытым и на кого-то повлиять.
Как вы относитесь к музыке, которую слушает молодежь?
Алексей Любимов: Очень позитивно. Но давайте подумаем, для чего молодежь слушает свою музыку? Тут опять-таки задача. Потому что она может ее слушать как фон или же получая истинное наслаждение. Если первый случай — плохо; если второй — хорошо. Музыка должна задевать особые струнки души человека.
Mujuice: Я не уверен, что она слушает определенную музыку. Но я в любом случае двумя руками за молодежь, и пусть она делает что угодно, слушает что хочет.
Есть ли музыка, которую вы терпеть не можете?
Алексей Любимов: Да, это музыка, которая играет в местах общего пользования. Та, от которой ты не можешь уйти. В принципе, всякую музыку можно перетерпеть, кроме той, что навязывается повседневным окружением в такси, на улице и в магазинах. Почему-то другие люди этого не замечают. А для меня эта музыка вокруг звучит очень интенсивно, поэтому я стараюсь убегать из таких мест.
Mujuice: Есть большое количество стилистических зон, которые мне недоступны, исходя из моего культурного опыта, я просто не могу ими воспользоваться. Например, скорее всего, я не буду слушать шансон. Но я допускаю, что там может быть что-то интересное. Конкретных имен называть не буду.