«Неправильно выбрали инвесторов»: сооснователь Viber Игорь Магазинник о продаже Juno и «стартап-чуде» в Израиле
Главное из интервью сооснователя Viber и Juno проекту «Русские норм».
Служба в израильской армии способствует предпринимательству
Игорь Магазинник уехал из Нижнего Новгорода в Израиль в 1991 году, когда ему было 16 лет. В СССР он учился в обычной школе, а в Израиле пошёл в класс с углублённым изучением компьютеров.
Затем Магазинник отслужил в армии, где и познакомился со своим бизнес-партнёром Тальмоном Марко, сооснователем iMesh, Viber, Juno.
Я прочитала несколько историй предпринимателей и с удивлением обнаружила, что многие начинают свой предпринимательский путь в армии. Почему нигде, кроме Израиля, армия так сильно не способствует предпринимательству? Елизавета Осетинская
Основная причина в том, что в израильской армии очень много технологических подразделений, куда отбираются самые подходящие для этого люди. Видимо, эти же люди оказываются самыми подходящими для предпринимательства.
Я попал в не сильно технологическую часть. Тогда это называлось «войсками связи». Сейчас они объединились с другими компьютерными подразделениями, но я не занимался разработкой никаких систем в армии.
Сам я успевал работать программистом на какой-то маленькой ставке. Армия это разрешает. Ты можешь возвращаться иногда домой и по вечерам работать. Можно даже получить день свободный. Игорь Магазинник
«Когда появился Viber, слова "мессенджер" ещё не было»
С 1994 по 1999 год Магазинник работал программистом Design Labs в Тель-Авиве, после чего создал несколько компаний. По его словам, он не принимал решения стать предпринимателем, а не наёмным сотрудником: «Это получилось само».
Это часто получается засчет того, что в Израиле люди, которые основывают компании, в том числе первые программисты и инженеры, получают какой-то пакет опционов.
Я даже в iMesh начинал работать в качестве одного из первых инженеров. Потихоньку произошли события, после которых мне пришлось начать руководить компанией и технической частью.
Идея iMesh изначально принадлежала моему другу и партнёру Тальмону Марко. Идея была очень простая: сделать что-то, что позволит людям обмениваться файлами. Компанию орагнизовали в 1999 году.
Как программисту, мне сразу дали опцион. Это заставило меня почувствовать себя сооснователем: это маленькая компания, и ответственность была на каждом. Тогда мы работали до 2-3 ночи каждый день за зарплату. Продукт был бесплатным. В 1999 году никто не думал про деньги. Основной постулат у всех был такой: давайте наберём как можно больше пользователей, а как это монетизировать — мы придумаем потом.
В начале 2000-х нам всё таки удалось монетизировать продукт. Все функции были бесплатными, а зарабатывали мы за счёт рекламы. Пользователей были «миллионы». Продукт был международный. Игорь Магазинник
Бизнес iMesh измерялся в «сотнях миллионов». Заработки от него позволили предпринимателям вкладывать и в другие продукты. Так iMesh развивалась «вширь»: основатели начали выпускать другие продукты и покупать компании, а затем Магазинник с партнёром запустили Viber.
Тогда никто не называл это «мессенджер». Такого слова ещё не было, но в то время уже были ICQ, Skype, только появился WhatsApp.Кроме того, первое время в Viber не было сообщений — только звонки. Мы хотели сделать что-то, что будет работать на телефоне. iPhone уже был, можно было ставить туда приложения. Дальше сработало несколько идей: мой партнёр тогда активно перемещался по миру, и у нас всегда сильно стояла проблема с созвонами. При этом мы видели, что на мобильном телефоне эту проблему можно решить довольно просто: можно было использовать телефонный номер в качестве идентификатора и не изобретать другие варианты как, например, в Skype. Мы первые, кто попробовал обьединить VoIP, то есть звонки, с идентификацией по номеру и по контакт-листу.
Мы не делали никакую рекламу — это всё сарафанное радио. Мы сделали много первых звонков между нами и сначала ограничили запуск на Израиль. В первый день присоединились сотни человек, во второй — тысяча. Через несколько дней мы поняли, что если мы хотим контролировать этот процесс, то надо открываться на весь мир. Мы не ожидали такого эффекта, но это получилось не случайно. Мы просто сделали правильный продукт, который людям на тот момент был нужен. И это самый основной секрет. Игорь Магазинник
Самой большой статьей расходов в Viber были не программисты и не сервера, а отправка SMS-сообщений для верификации номера, рассказал Магазинник. Первое время продукт был частью iMesh, но когда через несколько месяцев количество пользователей превысило миллион, основатели решили разделить компании.
То, что нужно было делать и текстовые сообщения, мы поняли с самого начала. Текст сделать проще, но это требует ещё какого-то времени. Глядя назад, могу сказать, что, наверное, это была самая большая ошибка. Потому что приложение вышло, люди поняли, для чего оно. И это понимание осталась с ними надолго — даже после того, как мы уже добавили сообщения. Люди все равно ещё считали, что Viber — это только для звонков. И сделать Viber полноценным мессенджером в головах у его пользователей заняло время. Игорь Магазинник
Хотя во время запуска Viber звонки по значимости были наравне с сообщения, а иногда и опережали их. «Сейчас, конечно, об этом даже нечего говорить — мы почти не звоним», — добавил предприниматель.
Безопасность в мессенджерах
Осетинская заметила, что в Viber с самого начала появилось несколько прогрессивных функций: возможность делать стикеры и платежи через Western Union.
Магазинник ответил, что возможность делать стикеры Viber запустил не первый — стикеры пришли из Азии. А переводы денег внутри приложений «нормально» не работали.
Другой прогрессивной особенностью мессенджера Осетинская назвала безопасность. По её словам, в другом интервью Магазинник рассказывал, что даже если к компании придут спецслужбы, то Viber не сможет дать им содержание — только список контактов. Сообщения компания не хранит.
Это было у нас с самого начала — и по техническим, и по не техническим причинам. Мы никогда не хранили долгое время переписку у нас на серверах из-за дороговизны.
Поэтому всё-таки пионерами среди тех, кто поставил безопасность на самое важное и самое основное место, всё-таки был Telegram. Игорь Магазинник
Осетинская предположила, что безопасность в современных мессенджерах — это в значительной степени маркетинг.
На данный момент так и есть, потому что сейчас функции безопасности примерно одинаковы у всех мессенджеров. Мы тоже пытались использовать безопасность в маркетинговых целях, но в целом мне не очень нравится маркетинг, который основан на страхе. Это пугает, это говорит: «А вот у нас вас не будут читать».