Как российский бизнес погружался в новую экономическую реальность

ForbesБизнес

Принятие неизбежного

Как российский бизнес погружался в новую экономическую реальность.

Текст: Сергей Титов

Двадцать четвертого февраля под огромным куполом Кремлевского Екатерининского зала собрались без малого четыре десятка крупнейших российских бизнесменов. Как правило, встречи президента с бизнесом проходят за общим круглым столом в атмосфере, приближенной к дружеской. В этот раз все было иначе. Гости были явно напряжены, а рассадка (стулья в два ряда у кромки зала) скорее напоминала зрительный зал, а не площадку для обмена мнениями. У противоположной стены, на десятиметровом отдалении стоял одинокий стол с президентским штандартом позади. «К сожалению, наша встреча с вами проходит в, мягко говоря, нестандартных условиях», — констатировал Владимир Путин, заняв свое место.

Ранним утром этого дня российский президент объявил о проведении «специальной военной операции» на Украине. Запад ожидаемо отреагировал санкциями. Впрочем, осознать масштаб бедствия российский бизнес смог не сразу. Ограничения, которые вначале казались косметическими, в конце концов поразили всю экономику. Участники списка Forbes на глазах теряли состояния, репутацию и личное имущество. Forbes проследил, через какие стадии принятия неизбежного прошло российское бизнес-сообщество.

Отрицание

За три дня до этого в парадных интерьерах Екатерининского зала побывали еще более редкие гости — главы Донецкой и Луганской народных республик. С ними Путин подписал указы о признании независимости ДНР и ЛНР, перед этим обсудив этот вопрос здесь же с членами Совбеза. «Это начало российского вторжения на Украину», — решил президент США Джо Байден и анонсировал «блокирующие» санкции для России. Самые жесткие ограничения коснулись государственных ВЭБ.РФ и Промсвязьбанка.

«Рынки ответили, пожав плечами», — написал американский журнал Fortune. Российская реакция тоже была сдержанной. «Это был абсолютно вегетарианский вариант», — говорит Forbes инвестбанкир. Резонанс вызвали разве что британские санкции против банка «Россия» друга Путина Юрия Ковальчука. Англичане ошиблись в реквизитах — вместо Санкт-Петербурга прописали его по адресу Центробанка, в Москве на Неглинной, 12. Видимо, перепутали банк «Россия» и Банк России, съязвил один из собеседников Forbes, добавив, что санкции против ЦБ стали бы «настоящим кошмаром».

Возможность проведения «военной спецоперации» на Украине тоже никто из собеседников Forbes всерьез не воспринимал. «Я не верил и убеждал других: ну какое наступление, вы чего?» — делится миллиардер, сколотивший состояние в финансовой сфере. «Понятно, что следующим этапом будет присоединение [ДНР и ЛНР] — сценарий озвучил [директор Службы внешней разведки Сергей] Нарышкин. Но переход границы и полное подтверждение американских пугалок — это был шок», — признает инвестбанкир. «Это даже не переворот шахматной доски, это как выйти из комнаты, где играют в шахматы, и напоследок бросить туда гранату», — говорит топ-менеджер крупного логистического холдинга.

Первые санкции Запада из-за событий на Украине вызвали у российского бизнеса скепсис и иронию

Новости о «спецоперации» обвалили фондовый рынок. Впрочем, повестка встречи бизнеса с Путиным 24 февраля (ее озвучил глава РСПП Александр Шохин) мало отличалась от «постковидной» — все те же поддержка инвестпроектов, криптовалюты и импортозамещение. Знакомый нескольких участников той встречи списывает это на шок: «Такой нормальный психиатрический шок, как описано в учебниках. Люди в целом потерялись». США и ЕС вновь ударили по банкам. В этот раз под жесткие санкции попали не только госбанки, но и частный Совкомбанк. Ограничения нацелены на 80% всех банковских активов в России и повлекут за собой «долгосрочные последствия для российской экономики и финансовой системы», предупреждал американский Минфин.

В России ограничения снова восприняли довольно легкомысленно. Видимо, Запад наказал Совкомбанк за приставку «совком» — «Soviet communistic», шутил сотрудник банка. Иронию вызвало и то, что американцы включили в черный список бывшую «дочку» Совкомбанка, которую еще в мае 2021 года приобрел маркетплейс Ozon. В зону турбулентности угодил и основанный Алишером Усмановым холдинг USM, когда под санкции попала созвучная ему компания «ЮЭСЭМ» из орбиты Совкомбанка. Подчиненные Усманова ринулись успокаивать иностранную общественность.

Военные действия ограничили авиасообщение в зоне конфликта и судоходство в Азовском море. «В остальном все едет. Суда заходят, корабли отгружаются, платформы заполняются», — бодро рапортовал топ-менеджер крупного логистического холдинга. «A la guerre comme a la guerre!» — хорохорился совладелец российской авиакомпании. «Настроение отличное, мы всех победим!» — вторил ему конкурент. Тем временем США и ЕС готовили новый удар.

Гнев и торг

«Подождите, ну пока у нас ничего не произошло с вами, пока у нас что произошло-то?» — недоумевал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, когда журналисты спросили про меры по поддержке экономики и населения. Что бы ни думал Песков, 28 февраля ситуация перестала быть просто напряженной. ЦБ был вынужден прекратить валютные интервенции, после того как ЕС и США заморозили его международные резервы. Это привело к обвалу рубля и панике среди населения. Чтобы стабилизировать курс, ЦБ в два раза поднял ключевую ставку, до 20% годовых, а Минфин обязал экспортеров продавать 80% валютной выручки. «Подъем ставки, обязательная продажа валюты — это первый тест на то, за чей счет реально будет этот банкет», — раскритиковал действия властей миллиардер Олег Дерипаска. «Они [власти] не владеют ситуацией, не знают, как работает промышленность. Ни к чему они не были готовы», — негодовал сосед Дерипаски по списку Forbes. И готовился к тому, что банки поднимут ставки по кредитам вслед за ЦБ. Так и случилось. «Лизинг стоит 30%, факторинг — 25%, хотя стоили 8–9%», — возмущался спустя несколько дней владелец нефтесервисной компании. Хуже всех придется тем, у кого долг в валюте, отмечал крупный федеральный девелопер, довольный тем, что успел разместить облигации в рублях за несколько дней до «спецоперации». Впрочем, у собеседника Forbes хватало забот — материалы подорожали на 30%. «Когда спрашиваешь почему, отвечают: неважно. Хотите берите, хотите нет. Это первая реакция — испуг, ажиотаж и желание содрать как можно больше денег», — сокрушался он.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes
Остудить землю Остудить землю

Самые распространенные направления геоинженерии

Вокруг света
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Молодой мужчина бронзового века страдал от хронического аппендицита Молодой мужчина бронзового века страдал от хронического аппендицита

Палеопатологи исследовали останки индивида из Чехии

N+1
Северная доставка Северная доставка

Как компания из Архангельска стала крупнейшим игроком на рынке фудтеха

Forbes
Своими руками: 20 инструментов для огорода, которые практически ничего не стоят Своими руками: 20 инструментов для огорода, которые практически ничего не стоят

Как применять с пользой то, что вы обычно выкидываете?

Популярная механика
Живая ткань Живая ткань

Как восстанавливают разрушенные войной города

Forbes
«Так я и думал: баба!» «Так я и думал: баба!»

Почему стереотипы о женщинах за рулем до сих пор работают

Домашний Очаг
Слиятельные люди Слиятельные люди

Кто все еще делает бизнес на умирающем российском рынке M&A

Forbes
Как принимать решения совместно Как принимать решения совместно

Что делать, если каждый тянет «одеяло» на себя

Psychologies
Роковые пари Роковые пари

Как публичные споры известных миллиардеров отражаются на заработках инвесторов

Forbes
Был ли знаменитый танк «Тигр» действительно таким великим? Был ли знаменитый танк «Тигр» действительно таким великим?

Стоил ли танк «Тигр» затраченных на него ресурсов и денег?

Популярная механика
Ценные гектары Ценные гектары

Стоимость земель 20 крупнейших латифундистов России приблизилась к 1 трлн рублей

Forbes
Из XS в плюс-сайз: 5 моделей, которые стали популярнее, когда набрали вес Из XS в плюс-сайз: 5 моделей, которые стали популярнее, когда набрали вес

Они стали известнее, когда перешли в другую размерную категорию

Cosmopolitan
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
Большие манёвры Большие манёвры

Интерьер для приверженцев американского неоклассического стиля

Идеи Вашего Дома
Система сборов Система сборов

Как зарабатывает и сколько тратит Всемирное антидопинговое агентство

Forbes
Перспективы строительной отрасли Перспективы строительной отрасли

Независимость от импорта может вывести строительную отрасль в лидеры экономики

СНОБ
Быстрее, выше, хитрее Быстрее, выше, хитрее

В чем еще, помимо силы и ловкости, соревнуются участники Олимпиад

Forbes
Их любили наши мамы и бабушки: эти советские марки выпускают косметику и сегодня Их любили наши мамы и бабушки: эти советские марки выпускают косметику и сегодня

Косметика, которая давно и бесповоротно заслужила доверие наших мам

Cosmopolitan
Звуковое сопровождение Звуковое сопровождение

Как бывший журналист создал в Германии приложение Endel для релаксации

Forbes
Непослушные старшие Непослушные старшие

Порой мы становимся для старших словно чужими. Как распутать клубок непонимания?

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Зачем современным физикам свинцовые слитки Древнего Рима? Зачем современным физикам свинцовые слитки Древнего Рима?

Для поиска редких процессов ученые используют технологии Древнего Рима

Популярная механика
Иранский синдром Иранский синдром

Как экономика Исламской Республики приспособилась к условиям санкций

Forbes
Когда (и почему) Константинополь стал Стамбулом? Когда (и почему) Константинополь стал Стамбулом?

Почему Константинополь стал опорой власти османских султанов

Популярная механика
Желтый полиэтиленовый пакет Желтый полиэтиленовый пакет

Что Чичваркин вывез из России в Лондон в крепком желтом пакете «Евросети»

Forbes
Агрессия под запретом: как выражать злость экологично Агрессия под запретом: как выражать злость экологично

Как увидеть все стороны проблемы и найти конструктивное решение

Psychologies
Штраф за щедрость Штраф за щедрость

Кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Forbes
Вторичная выгода Вторичная выгода

Почему дети часто болеют, а муж после работы не торопится домой

Лиза
Открыть в приложении