Как российский бизнес погружался в новую экономическую реальность

ForbesБизнес

Принятие неизбежного

Как российский бизнес погружался в новую экономическую реальность.

Текст: Сергей Титов

Двадцать четвертого февраля под огромным куполом Кремлевского Екатерининского зала собрались без малого четыре десятка крупнейших российских бизнесменов. Как правило, встречи президента с бизнесом проходят за общим круглым столом в атмосфере, приближенной к дружеской. В этот раз все было иначе. Гости были явно напряжены, а рассадка (стулья в два ряда у кромки зала) скорее напоминала зрительный зал, а не площадку для обмена мнениями. У противоположной стены, на десятиметровом отдалении стоял одинокий стол с президентским штандартом позади. «К сожалению, наша встреча с вами проходит в, мягко говоря, нестандартных условиях», — констатировал Владимир Путин, заняв свое место.

Ранним утром этого дня российский президент объявил о проведении «специальной военной операции» на Украине. Запад ожидаемо отреагировал санкциями. Впрочем, осознать масштаб бедствия российский бизнес смог не сразу. Ограничения, которые вначале казались косметическими, в конце концов поразили всю экономику. Участники списка Forbes на глазах теряли состояния, репутацию и личное имущество. Forbes проследил, через какие стадии принятия неизбежного прошло российское бизнес-сообщество.

Отрицание

За три дня до этого в парадных интерьерах Екатерининского зала побывали еще более редкие гости — главы Донецкой и Луганской народных республик. С ними Путин подписал указы о признании независимости ДНР и ЛНР, перед этим обсудив этот вопрос здесь же с членами Совбеза. «Это начало российского вторжения на Украину», — решил президент США Джо Байден и анонсировал «блокирующие» санкции для России. Самые жесткие ограничения коснулись государственных ВЭБ.РФ и Промсвязьбанка.

«Рынки ответили, пожав плечами», — написал американский журнал Fortune. Российская реакция тоже была сдержанной. «Это был абсолютно вегетарианский вариант», — говорит Forbes инвестбанкир. Резонанс вызвали разве что британские санкции против банка «Россия» друга Путина Юрия Ковальчука. Англичане ошиблись в реквизитах — вместо Санкт-Петербурга прописали его по адресу Центробанка, в Москве на Неглинной, 12. Видимо, перепутали банк «Россия» и Банк России, съязвил один из собеседников Forbes, добавив, что санкции против ЦБ стали бы «настоящим кошмаром».

Возможность проведения «военной спецоперации» на Украине тоже никто из собеседников Forbes всерьез не воспринимал. «Я не верил и убеждал других: ну какое наступление, вы чего?» — делится миллиардер, сколотивший состояние в финансовой сфере. «Понятно, что следующим этапом будет присоединение [ДНР и ЛНР] — сценарий озвучил [директор Службы внешней разведки Сергей] Нарышкин. Но переход границы и полное подтверждение американских пугалок — это был шок», — признает инвестбанкир. «Это даже не переворот шахматной доски, это как выйти из комнаты, где играют в шахматы, и напоследок бросить туда гранату», — говорит топ-менеджер крупного логистического холдинга.

Первые санкции Запада из-за событий на Украине вызвали у российского бизнеса скепсис и иронию

Новости о «спецоперации» обвалили фондовый рынок. Впрочем, повестка встречи бизнеса с Путиным 24 февраля (ее озвучил глава РСПП Александр Шохин) мало отличалась от «постковидной» — все те же поддержка инвестпроектов, криптовалюты и импортозамещение. Знакомый нескольких участников той встречи списывает это на шок: «Такой нормальный психиатрический шок, как описано в учебниках. Люди в целом потерялись». США и ЕС вновь ударили по банкам. В этот раз под жесткие санкции попали не только госбанки, но и частный Совкомбанк. Ограничения нацелены на 80% всех банковских активов в России и повлекут за собой «долгосрочные последствия для российской экономики и финансовой системы», предупреждал американский Минфин.

В России ограничения снова восприняли довольно легкомысленно. Видимо, Запад наказал Совкомбанк за приставку «совком» — «Soviet communistic», шутил сотрудник банка. Иронию вызвало и то, что американцы включили в черный список бывшую «дочку» Совкомбанка, которую еще в мае 2021 года приобрел маркетплейс Ozon. В зону турбулентности угодил и основанный Алишером Усмановым холдинг USM, когда под санкции попала созвучная ему компания «ЮЭСЭМ» из орбиты Совкомбанка. Подчиненные Усманова ринулись успокаивать иностранную общественность.

Военные действия ограничили авиасообщение в зоне конфликта и судоходство в Азовском море. «В остальном все едет. Суда заходят, корабли отгружаются, платформы заполняются», — бодро рапортовал топ-менеджер крупного логистического холдинга. «A la guerre comme a la guerre!» — хорохорился совладелец российской авиакомпании. «Настроение отличное, мы всех победим!» — вторил ему конкурент. Тем временем США и ЕС готовили новый удар.

Гнев и торг

«Подождите, ну пока у нас ничего не произошло с вами, пока у нас что произошло-то?» — недоумевал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, когда журналисты спросили про меры по поддержке экономики и населения. Что бы ни думал Песков, 28 февраля ситуация перестала быть просто напряженной. ЦБ был вынужден прекратить валютные интервенции, после того как ЕС и США заморозили его международные резервы. Это привело к обвалу рубля и панике среди населения. Чтобы стабилизировать курс, ЦБ в два раза поднял ключевую ставку, до 20% годовых, а Минфин обязал экспортеров продавать 80% валютной выручки. «Подъем ставки, обязательная продажа валюты — это первый тест на то, за чей счет реально будет этот банкет», — раскритиковал действия властей миллиардер Олег Дерипаска. «Они [власти] не владеют ситуацией, не знают, как работает промышленность. Ни к чему они не были готовы», — негодовал сосед Дерипаски по списку Forbes. И готовился к тому, что банки поднимут ставки по кредитам вслед за ЦБ. Так и случилось. «Лизинг стоит 30%, факторинг — 25%, хотя стоили 8–9%», — возмущался спустя несколько дней владелец нефтесервисной компании. Хуже всех придется тем, у кого долг в валюте, отмечал крупный федеральный девелопер, довольный тем, что успел разместить облигации в рублях за несколько дней до «спецоперации». Впрочем, у собеседника Forbes хватало забот — материалы подорожали на 30%. «Когда спрашиваешь почему, отвечают: неважно. Хотите берите, хотите нет. Это первая реакция — испуг, ажиотаж и желание содрать как можно больше денег», — сокрушался он.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Призывная комиссия Призывная комиссия

Служба в армии приводит к экономическим издержкам, которых можно было избежать

Forbes
План побега: как уйти из ситуации домашнего насилия План побега: как уйти из ситуации домашнего насилия

Памятка, которая поможет справиться с домашним насилием

Psychologies
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Ложь во спасение: о чем мы врем матерям? Ложь во спасение: о чем мы врем матерям?

Мы нередко обманываем матерей и делаем вид, что все благополучно

Psychologies
Наука и жизнь Наука и жизнь

Как МФТИ стал настоящей кузницей кадров для российского бизнеса

Forbes
Молодую женщину льяловской культуры похоронили вместе кинжалом из лосиной кости Молодую женщину льяловской культуры похоронили вместе кинжалом из лосиной кости

Археологи исследовали костяной инвентарь эпохи неолита

N+1
Письмо будущему себе Письмо будущему себе

Как мы попадаем в эмоциональные ловушки на фондовом рынке

Forbes
Потому и не кусают: 7 секретов, которые помогут избавиться от укусов комаров Потому и не кусают: 7 секретов, которые помогут избавиться от укусов комаров

Кого и почему комары кусают чаще всего и как выйти из «группы риска»?

Популярная механика
Испытание углем Испытание углем

Как наследники Дмитрия Босова борются за его угольную империю

Forbes
Как «прикурить» автомобиль и ничего не спалить Как «прикурить» автомобиль и ничего не спалить

Как оживить машину с помощью «прикуривания»?

РБК
Бренды образования Бренды образования

Как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться?

Forbes
5 самых крупных протестов в современной истории 5 самых крупных протестов в современной истории

Против чего миллионы людей выходили на улицы?

Популярная механика
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
15 лучших психологических триллеров всех времен и народов 15 лучших психологических триллеров всех времен и народов

Психологических триллеры, полные неожиданных сюжетных линей и персонажей

Cosmopolitan
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Coca-Cola или Pepsi? 10 фактов о столетнем противостоянии брендов Coca-Cola или Pepsi? 10 фактов о столетнем противостоянии брендов

Ты что будешь — «Колу» или «Пепси»? Этот вопрос чуть ли не религиозный

ТехИнсайдер
Роковые пари Роковые пари

Как публичные споры известных миллиардеров отражаются на заработках инвесторов

Forbes
Важная фигура: что такое гештальт и зачем его закрывать Важная фигура: что такое гештальт и зачем его закрывать

О гештальттерапии, незавершенных гештальтах и пользе от их закрытия

Forbes
Звуковое сопровождение Звуковое сопровождение

Как бывший журналист создал в Германии приложение Endel для релаксации

Forbes
Дроны-спасатели в Сербии: беспилотники, способные предотвращать катастрофы Дроны-спасатели в Сербии: беспилотники, способные предотвращать катастрофы

Съемка с высоты птичьего полета пользуется спросом в разных областях жизни

Популярная механика
Иранский синдром Иранский синдром

Как экономика Исламской Республики приспособилась к условиям санкций

Forbes
Своя игра Своя игра

Актриса о том, почему ей интересно бросать себе вызов, а еще о любви и правде

Grazia
Ценные гектары Ценные гектары

Стоимость земель 20 крупнейших латифундистов России приблизилась к 1 трлн рублей

Forbes
Физики получили ионизированные молекулы при температуре в несколько микрокельвинов Физики получили ионизированные молекулы при температуре в несколько микрокельвинов

Флуоресценция ионов иттербия может служить точным сенсором концентрации димеров

N+1
Система сборов Система сборов

Как зарабатывает и сколько тратит Всемирное антидопинговое агентство

Forbes
Тюремный роман Натальи Воронцовой: история следователя генпрокуратуры, которая влюбилась в опасного преступника Тюремный роман Натальи Воронцовой: история следователя генпрокуратуры, которая влюбилась в опасного преступника

Следователь генпрокуратуры, которая влюбилась в опасного преступника

Популярная механика
Уроки новой «войны» Уроки новой «войны»

Как вести себя инвестору, когда будут случаться внешние шоки

Forbes
Спасет от морщин: 8 правил для массажа лица Спасет от морщин: 8 правил для массажа лица

Массаж лица эффективен против морщин и для приведения мышц в тонус

VOICE
Приключения Электроника Приключения Электроника

Фабрика «цифровых сотрудников» позволяет людям не чувствовать себя роботами

Forbes
Тайны жизни и смерти Майкла Джексона: от цвета кожи до привидений Тайны жизни и смерти Майкла Джексона: от цвета кожи до привидений

Имя Майкла Джексона связывают с множеством загадок и мистикой

VOICE
Открыть в приложении