Стартап как на ладони. Что знают о вашем проекте инвесторы с предпринимательским опытом?
Бизнес-ангелы с предпринимательским опытом — Максим Спиридонов, Оксана Погодаева и Игорь Калошин — в колонке Inc. Russia рассказывают о том, как знания о работе в стартапе изнутри изменили их систему оценки проектов во время переговоров.
Максим Спиридонов
венчурный инвестор, серийный технологический предприниматель
Если люди из финансов и инвестиций оценивают цифры, отчетность, финансовые модели и аналитику рынка, то предприниматели, особенно при оценке проектов на ранней стадии, чаще опираются на два ключевых триггера, которые рождают успешный бизнес: стратегию и команду.
Например, я всегда изучаю рынок, который выбрал основатель, и то, как он построил логику бизнес-модели, опираясь на данные о своей нише. Цель — понять, в чем так называемая big idea и насколько я, как продуктолог и стартап-менеджер, верю в достижимость поставленной цели. Я примеряю на себя роль фаундера, пропускаю через себя стратегию и задаю себе вопросы: если бы я был на его месте, как бы я мыслил и действовал? Следующее, на что я смотрю, — это команда, которая во многом определяет итоговый результат. В идеале, хочу видеть людей, которые имеют повторяющийся опыт предпринимательства, которые уже поучились в бою и сделали выводы, пусть даже первый бизнес был неудачным. Лучше, если это не один, а два-три проекта, при этом с каждым следующим — увеличивающиеся в масштабе и перспективности. Помимо предпринимательского компонента, очень важно наличие в команде экспертизы в рынке, которая позволит в рамках выбранной стратегии сделать что-то реально конкурентоспособное.