Торговое оборудование
Как два друга из Ростова-на-Дону создали соцсеть для трейдеров стоимостью $3 млрд.
Основатели социальной сети и аналитической платформы для трейдеров TradingView ростовчане Константин Иванов и Денис Глоба долгое время жили по разные стороны Атлантики — Иванов в Нью-Йорке, а Глоба в Лондоне. Это не мешало им совместно руководить компанией, которую инвесторы оценили в $3 млрд. Сервисами TradingView ежемесячно пользуются 30 млн человек по всему миру. «Сейчас у нас есть пользователи почти в каждой стране мира, кто-то пользуется нами даже в Антарктиде, мы это видим, но не понимаем, кто это. Теперь компания по-настоящему глобальна», — с гордостью говорит Глоба.
Партнеры основали компанию в 2011 году. По итогам 2021-го выручка TradingView, по оценке Forbes, превысит $230 млн. Как друзья детства из Ростова-на-Дону построили глобальную сеть для трейдеров и привлекли инвестиции от лучших венчурных фондов мира?
Несостоявшиеся трейдеры
Константин Иванов и Денис Глоба дружат с детства, они росли в одном дворе в Ростове-на-Дону. Окончив школу в 1996 году, Глоба поступил на финансовый факультет Ростовского государственного экономического университета, а Иванов стал изучать математику в Южном федеральном университете (тогда это был Ростовский государственный университет). «У Дениса была антрепренерская жилка, и он все время придумывал какие-то проекты. Мы то газировку продавали, то машины мыли. На первых курсах института он нашел книгу по трейдингу. И сказал, что вот оно, мы будем трейдерами», — вспоминает Константин Иванов. В 2000 году приятели стали продумывать торговую стратегию, а стартовый капитал в $2000 решили попросить у дяди Константина.
«Для 2000 года это были существенные деньги. Дядя над нами посмеялся и отправил учиться, никаких денег мы не получили. И, наверное, это был ключевой поворот в этой истории. Получив деньги, мы бы их почти наверняка потеряли и разочаровались в идее инвестиций», — вспоминает Иванов. Чтобы заработать деньги самостоятельно, приятели решили разрабатывать софт на заказ — наняли программиста и начали писать торговые алгоритмы для инвесторов и трейдеров. Но потом решили не продавать софт, а зарабатывать на нем самостоятельно. «С момента знакомства с инвестициями и трейдингом мы начали изучать многие продукты и платформы. Со временем стало понятно, что мы можем сделать лучше, тогда мы сменили основной фокус с трейдинга на разработку», — добавляет Денис Глоба. Первым коммерческим продуктом стала десктоп-платформа для трейдеров MultiCharts, написанная на языке программирования C++. «Во многом благодаря опыту, полученному в первые 10 лет работы, нам удалось сформировать сильную команду и получить знания, на основе которых мы потом стартовали TradingView», — говорит Иванов. В 2010 году MultiCharts работала только на Windows и стоила трейдерам $1500. Для сравнения: терминал Bloomberg стоил $25 000, что могли позволить себе только крупные инвесткомпании. По словам Григория Исаева, директора по стратегическому развитию УК «Атон-Менеджмент», в начале 2010-х прямого конкурента Bloomberg на рынке не существовало, хотя появлялись стартапы, которые предлагали похожие продукты.
За все время существования TradingView закрыла четыре раунда инвестиций. $3,0 млрд достигла оценка компании.
В начале 2011-го Иванов с Глобой задумались о том, чтобы демократизировать индустрию. Идея состояла в том, чтобы создать платформу для инвесторов любого уровня, где можно получить бесплатный доступ к аналитическим инструментам, которыми пользуются профессионалы, а также обмениваться своими идеями по рынку. Работать с платформой можно было бы в браузере из любой точки мира. «Мы поняли, что сможем изменить этим индустрию», — говорит Глоба. В 2011 году друзья основали компанию TradingView, где Глоба стал CEO, а Иванов — CTO. Основу технической команды составили ребята, которые работали с фаундерами много лет. В разработку нового продукта, по словам Дениса Глобы, вложили «сотни тысяч долларов» из денег, заработанных на MultiCharts. Для социальной сети придумали несколько правил. Например, после публикации пост с прогнозом или идеей инвестирования невозможно редактировать или удалить. «Это нужно для того, чтобы в профиле пользователя можно было посмотреть всю историю принимаемых им решений», — поясняет Иванов.
Российский инвестиционный рынок к 2011 году еще не восстановился после кризиса 2008-го и в целом был небольшим, поэтому сразу решили делать глобальный продукт и сфокусироваться прежде всего на рынке США, так же как и с MultiСharts. Но в отличие от MultiСharts TradingView решили сделать практически бесплатным — по модели freemium. Основная часть функционала платформы была бесплатной, за дополнительные опции, например мультиоконный режим, планировалось брать плату.
Пилотную версию TradingView представили пользовательской базе MultiСharts, в которой к тому моменту было 10 000 электронных адресов. «Это были имейлы трейдеров, которые фактически были нашей целевой аудиторией. Все, кто был подписан на MultiСharts и согласился на рассылку, получили информационное письмо о новом сервисе TradingView», — рассказывает Константин Иванов. «Было много попыток делать разные подобные сайты для ретейла, но именно TradingView первыми предложили наиболее интересный продукт», — комментирует Григорий Исаев из «Атон-Менеджмента» ситуацию на рынке в момент появления TradingView.
Непокоренный Y Combinator
Опытная команда (14 человек) стала одной из основных причин успеха продукта. К 2013 году TradingView уже пользовались около 15 000 человек в 25 странах, но компания их не монетизировала. «Пока у нас не было достаточного функционала и мы только вышли в базовый MVP, нам важнее было привлечь внимание пользователей, чем постараться с самого старта их монетизировать», — объясняет Денис Глоба. С помощью новой платформы пользователи могли обмениваться информацией о покупке и продаже акций, общаться и получать информацию о публичных рынках.
Глоба тогда уже несколько лет жил в США, Иванов же из России руководил разработкой. В начале 2012 года основатели задумались о том, чтобы попасть в один из американских акселераторов и привлечь деньги на развитие от венчурных инвесторов. «Американский акселератор для нас не был способом выйти на американский рынок. Мы скорее хотели получить дополнительную экспертизу, инвестиции, партнеров и связи», — поясняет Глоба.