Споры за бизнес «Б.Ю. Александров» и Natura Siberica, арест основателя Group-IB: заметные конфликты в 2021 году
Что произошло и чем закончились главные споры по версии vc.ru — вероятно, за многим нужно будет следить и в 2022-м.
ФАС против «Яндекса» и его «колдунщиков»
Что случилось
Спор «Яндекса» и ФАС начался ещё летом 2020 года, когда Avito, «Циан», «Туту.ру» и другие пожаловались регулятору на «колдунщиков» — виджеты в верхней части поисковой выдачи. Компании посчитали, что поисковик злоупотребляет доминирующим положением и встраивает в «колдунщики» ссылки только на свои сервисы.
В феврале 2021 года антимонопольная служба вынесла первое решение: обязала «Яндекс» в течение месяца прекратить давать преимущества своим сервисам в поиске. В компании с этим не согласились. После коллективного требования онлайн-сервисов исполнить решение ФАС завела дело.
После этого «Яндекс» пошёл навстречу: рассказал о принципах работы «колдунщиков» для партнёров, начал тестировать их с HeadHunter и другими, запустил универсальные обогащённые ответы, которые позволяют в одном блоке посмотреть данные разных компаний. Одновременно поисковик подал в суд на ФАС, обжалуя отказ в продлении срока исполнения предупреждения.
Что дальше
Оба суда пока не завершены. ФАС и «Яндекс» обсуждают условия возможного мирового соглашения и исполнение предупреждения службы в полном объёме, сообщали vc.ru 24 ноября 2021 года в пресс-службе регулятора.
Тогда же комиссия Евразийского союза обвинила компанию в дискриминации конкурентов в показе рекламы в России и доминирующем положении. В «Яндексе» настаивают, что комиссия не нашла нарушений конкуренции в рамках ЕАЭС, российский рынок рекламы высококонкурентный, а «колдунщики» — нерекламный формат.
Аналитики «Атона», «Газпромбанка» и «Финама» предполагали, что действия ФАС не окажут серьёзного влияния на «Яндекс», дело может рассматриваться месяцами и годами, а вероятность санкций низкая.
В случае нарушений регулятор может выписать штраф на сумму до 2% годовой выручки — около 4,4 млрд рублей по финансовым результатам за 2020 год, считают в «Атоне». В «Газпромбанке» оценивали размер штрафа от 0,68 до 4,3 млрд рублей (от 1 до 15% выручки поиска). ФАС также может потребовать изменить страницу и результаты поисковой выдачи.
Спор Wildberries с Visa и Mastercard
Что случилось
В августе маркетплейс объявил: при оплате товаров через Visa и Mastercard нужно будет заплатить на 2% больше, чем при оплате через «Мир», Систему быстрых платежей (СБП) или SberPay. Сам ритейлер уточнил, что «не вводил дополнительных комиссий, а отдельно выделил тариф платёжных систем».
В Mastercard заявили, что напрямую не взимают никаких комиссий с торговых предприятий и держателей карт, в Visa раскритиковали такое решение. Спустя несколько дней Wildberries обвинил иностранные платёжные системы в угрозах российским банкам-эквайерам штрафами. Например, Visa предупреждала о штрафах до $1 млн, писало Frank Media.
Регуляторы в спор не вмешивались: в ЦБ заявили, что это вопрос договорных отношений и нарушений законодательства нет. Роспотребнадзор также не нашёл нарушений в комиссиях.
Чем закончилось
В октябре Visa заявила, что Wildberries больше не нарушает правила платёжной системы. Что именно изменил маркетплейс, в компании не пояснили. Но с начала акции ритейлер несколько раз менял описание цен на сайте.
В итоге осталось два варианта цены: стандартная при оплате картами Visa и Mastercard и со скидкой 2% при оплате картами «Мир», СБП и SberPay. При этом в описании при оплате картами зарубежных систем исчезло слово «комиссия», теперь указана «скидка 2%» при оплате российскими платёжными инструментами.