«Мы продолжим инвестировать в Россию»
CEO и совладелец Pirelli Марко Тронкетти Провера о том, в чем сила итальянского семейного бизнеса, и о планах развития компании в ближайшее десятилетие.
Pirelli — итальянская компания со 150-летней историей и один из крупнейших в мире производителей шин. Как и многие бизнесы в Италии, Pirelli начиналась с небольшого семейного дела, став впоследствии международным холдингом и листингованной на бирже компанией. CEO и совладелец Pirelli Марко Тронкетти Провера рассказал Forbes о влиянии пандемии на бизнес, продажах в России и итальянском ДНК в подходе к работе.
Эксперты прогнозируют падение продаж на мировом рынке шин на 20% по итогам 2020 года. Могли бы вы оценить влияние пандемии и остановки производства из-за локдаунов в Италии в целом и для Pirelli в частности?
В целом падение спроса на шины составило около 15%, и вся индустрия ощутила на себе влияние пандемии. Влияние на Pirelli было не столь сильным, поскольку мы специализируемся на производстве шин для автомобилей премиум-класса. Подтвердилось, что данный сегмент является более устойчивым по сравнению с массовым рынком. Спрос в премиум-сегменте на шины диаметром 18 дюймов и выше снизился лишь на 9,5%, а во второй половине 2020 года он снова начал расти. В тот период объемы продаж на рынке выросли на 3,6%. Устойчивость премиум-сектора говорит о том, что мы на правильном пути и в диверсификации бизнеса нет необходимости. Сложившаяся ситуация дала нам новые возможности. Мы инвестировали в технологии и ускоренную разработку шин, начали использовать математическую модель для испытания шин. Мы стали первой компанией, выпустившей модель шин со встроенным сенсором.
Если же говорить о стране в целом, то она была остановлена пандемией. Но некоторым компаниям удалось вырасти после того, как они сконцентрировались на экспорте.
Многие компании в период карантинов перешли на дистанционный режим работы. Сколько сотрудников вы отправили работать удаленно?
Были месяцы, когда мы перевели на удаленную работу более 5000 человек. Производство было приостановлено, но более 5000 человек работали удаленно, мы ускоренно развивали направление R&D. Также мы провели ряд мероприятий по снижению расходов, некоторые из них мы начали реализовывать еще до COVID-19. В целом наши расходы сократились примерно на €270 млн до вычета налогов в 2020 году.
Можете ли вы сказать, что это был самый тяжелый год в истории Pirelli?
История Pirelli началась в 1872 году. Мы пережили две мировые войны и целый ряд кризисов. Мы прошли через эти кризисы благодаря накопленному опыту, прикладывая все усилия для защиты людей и обеспечения будущего компании.
Вы упомянули про инвестиции в новые технологии. Можете рассказать о них подробнее?
Во время пандемии мы инвестировали около €200 млн в R&D, это 6% от нашего оборота в высокодоходном сегменте. Мы инвестируем в технологии, связанные с материалами, конструкциями, а также с производством шин для электромобилей — с точки зрения технологий они более требовательны. Мы также инвестируем в разработку сенсорных шин и в начале этого года поставили комплект для суперкара McLaren Artura. Это шины, которые подстраиваются специально под ваш автомобиль, они могут быть как летними, так и зимними, а сенсоры передают информацию о рекомендованном давлении, перегрузках и скорости автомобиля. Информация идет напрямую от шины.