Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить»
Патриарх компании Coeclerici, основанной в 1895 году, немного лукавит. Хотя Паоло Клеричи принадлежит уже к третьему поколению владельцев бизнеса, свой первый Ferrari он купил только в 60 лет.
Coeclerici — известный угольный трейдер, работающий в 11 странах, с оборотом порядка €900 млн. Это одна из первых иностранных компаний, которая пришла на советский рынок еще в конце 50-х годов XX века. Отец Паоло даже дружил с сыном Брежнева Юрием. С 2008 года Coeclerici владеет Корчакольским угольным разрезом в Кузбассе. В беседе с Forbes Паоло Клеричи сформулировал некоторые из своих основополагающих бизнес-принципов.
Хорошее имя важнее богатства. Нашей компании 126 лет. Менялась конъюнктура рынка, технологии, менялся мир вокруг, но мой отец говорил: «Намного важнее хорошее имя, чем большое богатство». Это то, что не изменилось и не изменится, потому что для нас на первом месте репутация и имидж.
Каждое поколение должно разглядеть возможности своего времени. Моего дедушку Альфонсо отправили в Англию, когда он был совсем молод, чтобы он выучился английскому. Помимо языка, Альфонсо вывез из Англии мою бабушку — англичанку по имени Вайолет. В то время необходимо было получить разрешение на брак. Он его даже не спрашивал. К тому же Альфонсо женился на иностранке. Когда он вернулся в Италию, его выгнали из дома. Но то, что английский был фактически его вторым языком, стало плюсом и предопределило всю последующую историю нашей семьи. Ведь тогда элита главным образом говорила по-французски, мало кто знал английский. Чтобы найти средства к существованию, Альфонсо отправился в Геную, где к тому времени сложилась большая колония англичан. Знание языка помогло ему завязать правильные связи среди англичан, в том числе со своим партнером Генри Коэ, и наладить бизнес по импорту угля из Британии и Америки в Италию. Так появилась компания Henry Coe & Clerici, которую сегодня знают как Coeclerici (впоследствии Коэ вышел из бизнеса. — Forbes). Альфонсо стал доверенным лицом для многих английских и американских компаний. Увы, дедушка умер очень молодым от испанки в возрасте 34 лет. Вскоре умерла и бабушка Вайолет.
Мой отец, названный на английский манер Джеком, остался без родителей. Двадцать лет компания находилась в руках либо наемных менеджеров, либо родственников. У них не было особых талантов к управлению. Фактически отцу досталась несуществующая компания. Он должен был воссоздать ее почти с нуля. Как некогда Альфонсо полагал, что для развития компании нужно торговать с Британией и Америкой, так теперь Джек проявил интуицию: мы должны выйти на российский рынок. Наша деятельность началась в СССР в конце 1950-х годов. Тогда весь экспорт угля шел через Союзпромэкспорт. Но в Италии, да и в Европе в целом, никто не знал советского угля. Уголь шел из США, Германии или Англии. Свою роль играла и идеология. Поэтому мы поначалу слышали только слово «нет». Но Джек верил и добился от Союзпромэкспорта обещания заключить долгосрочный контракт, если ему удастся наладить поставки в Италию. Так и получилось.
Моему отцу нравилось изобретать что-то новое по всему миру. Coeclerici стала одной из первых компаний, имеющих суда для транспортировки сыпучих грузов, мы переоборудовали их в плавающие платформы и склады. При отце мы были компанией, которая главным образом предоставляла услуги. При мне направление изменилось и значительную роль стало играть производство: угольный разрез в Кузбассе с 2008 года, а с 2016 года машиностроительный завод [IMS Technologies] в Бергамо, который обеспечивает международные заказы на высокотехнологичную автоматику для индустрии конвертинга (производства пленочных покрытий из бумаги, алюминия, пластмассы. — Forbes). Одна из особенностей моего управления компанией — ориентация на международный рынок как ответ на процессы глобализации. Уже лет двадцать мы не ведем бизнеса в Италии, в то время как при отце мы были главными поставщиками угля в страну.