Кадровый магнит
Forbes представляет первый рейтинг лучших работодателей
Самый богатый человек на планете Джефф Безос, а также руководители более 180 американских корпораций минувшим летом официально взяли на себя заботу о мире. Их совместное «заявление о предназначении корпораций» гласит: бизнес должен служить не только своим акционерам, но и всему обществу в целом. Что это означает? Удовлетворять и даже превосходить ожидания клиентов, инвестировать в своих сотрудников — платить им справедливую зарплату, обеспечивать их образование и переподготовку, быть этичными с контрагентами, поддерживать сообщества, в которых они работают, и заботиться об экологии. И лишь в последнюю очередь создавать долгосрочную стоимость для акционеров и стремиться к прозрачности. Таков портрет социально ответственной компании, и две ее черты вошли в основу нового рейтинга Forbes — 50 лучших работодателей.
Математическая модель этого рейтинга базируется на большом исследовании корпоративной жизни крупнейших российских компаний, которое провели и оцифровали журналисты Forbes. А благодаря опросу населения, который по нашей просьбе организовал портал Superjob.ru, мы узнали, что россияне вкладывают в понятие «лучший работодатель». И именно эти представления определили вес тех или иных метрик.
Опрос показал, что при выборе работодателей россияне ориентируются в основном на то, что могут получить лично они: высокий уровень заработной платы (в первую очередь), расширенный социальный пакет, комфортные условия труда, возможности для обучения и переобучения — эти характеристики получили наибольший вес при подсчетах. Закономерный результат для страны, где средний доход населения, по данным Росстата, составляет 32 635 рублей в месяц и за чертой бедности живет 19,8 млн человек (13,5% россиян). До тех пор пока ситуация не исправится, забота об окружающей среде, вопросы гендерной справедливости, создание новых рабочих мест, развитие пространства вокруг себя не попадут в число приоритетов обычного россиянина. Но, если следовать Безосу и его коллегам, рост личного благосостояния граждан — это тоже зона ответственности социально ответственного бизнеса. Круг замыкается.
От руководителей крупнейших российских корпораций мы пока не слышим заявлений о социальной солидарности. Но история американского бизнеса насчитывает более сотни лет. Современная же российская экономика еще совсем юна, а роль благодетеля у нас официально закреплена за государством. Впрочем, компании (и не только государственные), вошедшие в рейтинг лучших работодателей по версии Forbes, уже во многом ведут себя как социально ответственные корпорации.
Количество запросов вакансий, млн (в период с 31 августа 2018 года по 1 сентября 2019 года)
Источник: Yandex Wordstat
Как мы считали
Формирование лонг-листа
С помощью сервиса Yandex Wordstat мы изучили поисковые запросы на вакансии в компаниях, входящих в рейтинг РБК-500, за период с 1 сентября 2018-го по 31 августа 2019-го. Для отраслевых холдингов (РМК, «Металлоинвест», X5 Retail, Mail.ru Group и др.) мы суммировали количество поисковых запросов по крупнейшим компаниям, входящим в их состав. Для дальнейшей работы мы оставили 150 компаний с максимальным количеством поисковых запросов вакансий.
Определение списка метрик и веса каждой из них
Мы попросили специалистов аналитического центра портала Superjob.ru провести опрос, узнав, какие критерии кажутся пользователям их ресурса наиболее важными при выборе работодателя. Участникам опроса было предложено выбрать до шести критериев из следующего списка
1. Большая доля компании на рынке.
2. Внутрикорпоративное обучение (корпоративный институт, программы mba и др.)
3. Расширенный социальный пакет (ДМС, корпоративная пенсия, санатории и др.).
4. Гендерное равноправие.
5. Забота компании об экологии.
6. Благотворительность, поддержка спорта, культуры, религии.
7. Развитие инфраструктуры и социальной сферы в городах и регионах присутствия.
8. Условия труда (промышленная безопасность, современный офис / производственная площадка, современная корпоративная культура).
9. Высокий уровень заработной платы.
10. Создание компанией новых рабочих мест.
11. Узнаваемость бренда.
12. Форма собственности — государственная компания.
13. Форма собственности — частная компания.
14. Другое.
15. Затрудняюсь ответить.
Опрос проводился 3–4 октября 2019 года, в нем приняли участие 3000 человек. Исходя из его результатов мы определили девять метрик, по которым будем оценивать работодателей, и вес каждой из этих метрик: зарплата (вес — 25%), условия труда (19%), социальный пакет (15%), внутрикорпоративное обучение (12%), создание компанией новых рабочих мест (9%), развитие инфраструктуры в городах присутствия (7%), узнаваемость бренда (6%), забота об экологии (4%), благотворительность (3%).