Финтех от физтеха
Бывший трейдер Николай Сторонский построил компанию-единорог, очаровал инвесторов и банкиров и попал в список Forbes
С раннего утра в понедельник, 15 сентября 2008 года, сотрудники инвестиционного банка Lehman Brothers выносили из лондонской штаб-квартиры в Сити коробки с личными вещами. Ночью один из крупнейших инвестбанков мира обратился в суд с заявлением о банкротстве. На этаже трейдеров более 300 человек играли в онлайн-игру, не имея доступа к трейдинговым системам, среди них был и 24-летний Николай Сторонский. Созданная им финтех-компания Revolut оценивается сегодня в $1,7 млрд, а личное состояние Сторонского — в $500 млн (№199). Количество пользователей сервиса перевалило за 4 млн. Выручка стартапа за 2017 финансовый год — £12,8 млн. Revolut — это мобильное приложение, интегрированное с мультивалютной дебетовой картой. Оно позволяет конвертировать средства из одной валюты в другую по межбанковскому курсу, обменивать криптовалюты, совершать бесплатные денежные переводы в любую точку мира, а также покупать страховки и оформлять кредиты. Как бывший трейдер за четыре года построил компанию и попал в список Forbes?
Любимец инвесторов
Николай Сторонский родился в Долгопрудном Московской области, окончил физико-математическую школу, в 2002 году поступил на факультет общей и прикладной физики МФТИ, а в 2006-м — на магистерскую программу по экономике в Российскую экономическую школу. В РЭШ приходили работодатели, и после одного из таких визитов Сторонский поехал на стажировку, а потом стал работать в Lehman Brothers в Лондоне. После краха банка команду трейдеров перекупил крупнейший японский брокерский дом Nomura. Но там Николай Сторонский надолго не задержался, через месяц он получил предложение от швейцарского Credit Suisse, где проработал пять лет. Revolut он задумал в 2014 году. «Я уже достиг потолка, мне нечего было в банке делать. Все смотрели на меня как на слабоумного, а я все это бросил и начал делать стартап», — говорил Сторонский в интервью проекту «Русские норм». Первой его идеей была мультивалютная банковская карта, которая позволяла бы конвертировать валюту в путешествиях по выгодному курсу. Первым инвестором проекта был сам Сторонский, вложив около £300 000 собственных накоплений. Спустя несколько месяцев предприниматель позвал в стартап бывшего разработчика Deutsche Bank Влада Яценко, который стал техническим директором. Весной 2014-го Сторонский обратился за помощью к консультанту по банковской и карточной инфраструктуре Дэвиду Паркеру. Финансист сначала отнесся к проекту скептически, но Сторонский заплатил ему за два рабочих дня и записывал все, что он говорит. Первый прототип Revolut был готов в начале 2015 года, а в июле 2015-го приложение заработало полноценно. «Когда в первые дни приходило по 2000 человек, было сложно. У нас было всего четыре человека в команде и двое в поддержке», — рассказывал Яценко лондонскому русскоязычному журналу Zima Magazine.
По первоначальному бизнес-плану у Revolut должно было быть 30 000 пользователей после года работы. В реальности оказалось в 10 раз больше. «Когда я писал бизнес-план, я даже об этом не думал — просто поставил цифру 30 000, предполагая, что может быть как гораздо меньше, так и гораздо больше. В итоге вышло в 10 раз больше», — рассказывает Сторонский в интервью Forbes. Почти сразу после запуска в 2015 году Revolut попытался выйти на российский рынок, но столкнулся с проблемой: за пополнение c российских карт сервису приходилось доплачивать 2% за транзакцию. И осенью 2016 года сервис объявил, что уходит из России.
«Это была гениальная штука для британского рынка. Позволив пользователям конвертировать валюту по интербанку, они смогли ежедневно привлекать тысячи юзеров без затрат. Такого никто не делал ранее. Сторонский — машина, он настоящий русский предприниматель, не типичный для Запада», — рассказывает Forbes источник на российском венчурном рынке. Revolut быстро рос и за первые полгода привлек 100 000 пользователей. Николай Сторонский не раз говорил, что тогда компания ничего не тратила на маркетинг — работало сарафанное радио. По данным базы PitchBook, первые посевные инвестиции компания Сторонского получила в феврале 2016 года в размере $4,9 млн при оценке $13,19 млн (инвесторами выступили в том числе британский фонд Balderton Capital и немецкий Point Nine Capital), а в июле 2016 года в раунде A Revolut получил еще $12,02 млн при оценке $48,85 млн (новыми инвесторами стали Index Ventures и Ribbit).
Параллельно с привлечением венчурных инвестиций Николай Сторонский решил запустить краудфандинговую кампанию (всего у Revolut их было две — в 2016 и в 2017 годах). Возможно, Сторонского и его команду вдохновил успех ближайшего конкурента — необанка Monzo. «Рад сообщить, что мы подняли £1 млн за 96 секунд, и это самый быстрый фандрайзинг в истории — более £10 000 в секунду», — писал в корпоративном блоге Том Бломфилд, CEO компании Monzo. Сторонский рассчитывал с помощью краудфандинга привлечь не только деньги, но и новых клиентов: «10 000 частных инвесторов приносят гораздо больше новых юзеров, чем один инвестфонд». Его расчет оправдался: 433 частных инвестора вложили в Revolut £1 млн, один из них не пожалел £500 000.