Поколение Y
В новом рейтинге «30 до 30» — предприниматели, люди творческих профессий, благотворители, спортсмены.
Тем, кто вошел в новый рейтинг Forbes, не больше 30 лет, но они уже добились профессионального признания и стали известны на российском или даже глобальном уровне. Впервые американский Forbes опубликовал рейтинг «30 до 30» в 2010 году. Тогда в нем было 360 человек в двенадцати категориях. За девять лет существования проекта сообщество участников списка «30 до 30» по всему миру выросло до 5000 человек, а количество категорий — до двадцати.
Российский Forbes впервые публикует рейтинг «30 до 30», и он тоже должен стать ежегодным. Мы искали молодых визионеров в десяти категориях: «Предприниматели», «Инвестиции», «Управление», «Музыка и кино», «Мода», «Социальные практики», «Искусство», «Спорт и киберспорт», «Наука и технологии» и «Новые медиа».
Лонг-лист из ста номинантов, опубликованный на сайте Forbes в апреле, формировался с участием экспертного совета. Из лонг-листа жюри, редакция и читатели выбрали топ-30. При формировании списка победителей принимались в расчет возраст (не старше 30 лет), признание в профессиональном сообществе и личная конкурентоспособность на российском или глобальном уровне. Критерии для рейтинга сформированы при участии аналитиков McKinsey. Для оценки медийности героев использованы данные «Яндекса», «Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Россия» и «Скан-Интерфакса».
Рейтинг Forbes «30 до 30» — это не демонстрация доходов, поэтому мы не учитывали личное состояние участников. В нашем списке как предприниматели, так и люди творческих профессий, благотворители и спортсмены. Среди них создатель робота-андроида, футболист ФК «Монако», управляющий директор «Яндекс.Такси», создатель «квантового блокчейна», поп-певица и др.
Новые медиа
Настя Ивлеева
28 лет, блогер, телеведущая
Самое первое рекламное предложение поступило Насте Ивлеевой, когда ее блог в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) собрал 10 000 подписчиков. Это была реклама сайта знакомств Badoo, на которой Ивлеева заработала 15 000 рублей. «Я тогда подумала: начало неплохое. Не какие-нибудь там глупости рекламировать», — рассказывает блогер. Но известна она стала гораздо раньше: в 2013 году ее короткие юмористические скетчи в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) быстро собрали внушительную аудиторию. В 2016-м успехи Ивлеевой заметили на телевидении: сначала ее пригласили вести шоу «Можно все» на телеканале «Ю», а затем передачу «Орел и решка» на «Пятнице!» (из нее она ушла в конце 2018 года).
В прошлом году Ивлеева запустила собственное YouTube-шоу, на которое подписалось более 2,5 млн пользователей. Также она продолжает расти в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), у нее уже 11,5 млн подписчиков. Для главного разговорного YouTubeшоу «вДудь» выпуск с Ивлеевой остается самым популярным — у интервью уже более 23 млн просмотров. В 2018 году Ивлеева стала продюсером. Она продюсирует в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) ведущую «Матч ТВ» Юлию Коваль (известна под ником @koval_now) и Instagram-блогера Виталия Видякина, известного под ником @parapatronov. «У него, между прочим, 300 000 подписчиков появилось всего за пару месяцев!» — хвалится Ивлеева. Осенью она планирует запустить масштабный проект, суть которого пока не раскрывает.
Татьяна Мингалимова
24 года, редактор «вДудь», создатель канала «Нежный редактор»
Татьяна училась в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО). Во время учебы работала на «Матч ТВ» в шоу «Культ тура», которое вели Юрий Дудь, Евгений Савин и Сергей Шнуров, и участвовала в запуске «Передачи без адреса» с Артемом Нечаевым. В 2016-м Дудь пригласил ее на свой YouTube-канал «вДудь». Через год Татьяна запустила на YouTube собственное шоу «Нежный редактор». Формат похож на «вДудь», но к Мингалимовой обычно приходят известные женщины. У ее канала уже более 450 000 подписчиков и около 45 млн просмотров.
Мария Командная
30 лет, блогер, телеведущая
Бывшая ведущая «НТВ Плюс», «России 2», «Дождя» и «Матч ТВ», в 2017-м Мария Командная ушла с российского телевидения, чтобы на время чемпионата мира по футболу присоединиться к команде американского вещательного гиганта FOX Sports. Кроме того, в декабре 2017-го вместе с легендарным футболистом Гарри Линекером журналистка провела церемонию жеребьевки турнира. Командная также руководила сайтом о здоровом образе жизни The Challenger, а с конца прошлого года развивает собственный YouTube-канал Commandos.
Предприниматели
Олег Кивокурцев
28 лет, основатель Promobot
В январе один из посетителей крупнейшей технологической выставки CES в Лас-Вегасе тестировал беспилотный режим автомобиля Tesla. Пытаясь включить автопилот, он отвлекся на бортовой компьютер — и тут что-то ударилось о кузов автомобиля. Он вышел из машины: на дороге лежал робот. «Пострадавший» оказался продуктом российской компании Promobot. История этой компании начиналась далеко от Лас-Вегаса. Сооснователь Promobot Олег Кивокурцев родился и вырос в Перми. В 11 лет он оказался в пермском клубе юных техников, где увлекся картингом. Проводя дни в мастерской, он изучал механизмы и начинал разбираться в технике. Компанию Promobot вместе с партнерами Кивокурцев основал в 2015 году — первый офис был в гараже на окраине Перми рядом с заводом «Искра», на котором собирают ракеты. Там Кивокурцев с товарищами собирал первого «промобота» и разрабатывал систему распознавания лиц и лингвистическую базу на основе открытых кодов. «Это было непохоже на гараж в Пало-Альто, где Стив Джобс собирал первый персональный компьютер: у нас текла крыша, и мы топили печку-буржуйку дровами», — рассказывает предприниматель. За четыре года стартап прошел путь от исполнения штучных заказов для пермских торговых центров до производства больших партий роботов для российских и зарубежных клиентов. Компания поставляет роботы в 33 страны. У Promobot есть контракт с американской Intellitronix более чем на $55 млн, выручка компании превышает 100 млн рублей в год, а весь бизнес инвесторы оценивают в 2 млрд рублей.
Анна Белова
30 лет, сооснователь Devar
В 2015 году тулячка Анна Белова вместе с партнерами Виталием Аверьяновым и Андреем Комиссаровым запустила стартап Devar. Проект занимается производством детских книг с технологией дополненной реальности (augmented reality — AR). На второй год работы компания достигла оборота $1 млн. Сегодня продукция Devar продается в 40 странах, и 70% выручки приходится на зарубежные рынки. В феврале 2018 года стартап привлек инвестиции в объеме $3 млн от венчурного фонда Leta Capital. В России Devar продает более 1 млн книг в год.
Георгий Соловьев / Харитон Матвеев
29 лет / 28 лет, сооснователи Skyeng
Онлайн-школу английского языка Skyeng Георгий Соловьев и его партнер Харитон Матвеев основали в 2012 году. В 2014-м стартап запустил собственную платформу обучения Vimbox (виртуальный класс), в 2016-м — мобильные приложения и сервис для изучения языка по субтитрам к сериалам. По итогам 2017-го выручка компании выросла в 2,2 раза и составила 725 млн рублей. В 2018-м Skyeng привлек инвестиции от Baring Vostok: бизнес был оценен в рекордные для российского рынка образовательных технологий (EdTech) $100 млн.
Мода
Женя Ким
27 лет, основатель бренда J.Kim
Белая футболка размера XL, старые джинсы, минимум косметики и аккуратно убранные в пучок волосы — повседневный образ Жени Ким, создателя марки одежды J.Kim, подчеркнуто прост по сравнению с той одеждой, которую она создает. Молодой дизайнер корейского происхождения переехала из Узбекистана в Москву 18 лет назад. Перед тем как придумать концепцию своего бренда, в основу которого легли мотивы азиатской культуры, она три года экспериментировала со спортивным и деловым стилями, пытаясь найти собственный.
Стремление Ким показать красоту национального костюма сделало ее заметной в fashion-индустрии. Свою первую коллекцию одежды девушка создала в 2013 году, будучи студенткой Московского колледжа декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже, отшив ее в Корее за 150 000 рублей. Спонсировал производство друг семьи, который также пролоббировал ее стажировку у Вячеслава Зайцева во время обучения в колледже. Имя спонсора девушка называть отказывается. Получив небольшую поддержку на старте, дальше Женя Ким решила действовать самостоятельно: отшивала небольшую коллекцию, продавала ее частным клиентам, а на заработанные деньги шила новую. Бренд J.Kim представлен в шоуруме indexflat, универмаге «Цветной» в Москве и в шоуруме Mainoun в Нью-Йорке. Среди ее профессиональных достижений — номинация на Woolmark Prize, одну из престижных мировых премий в сфере моды.