Фильмы Эрика Ромера, которые нельзя не знать
Французская «новая волна» — это не только Годар и Трюффо, но и Эрик Ромер. Молодых кинореволюционеров какое-то время даже называли «Шереровской бандой» (настоящая фамилия Ромера — Шерер). В этом году исполнилось сто лет со дня рождения важнейшего режиссера XX века. То ли из-за коронавируса, то ли по другим причинам про этот юбилей в России почти не вспомнили. «Сноб» решил восполнить пробел и подготовил гид по фильмам Ромера, которые нельзя не знать.
В отличие от ключевого имени «новой волны» Жана-Люка Годара, Эрик Ромер известен скорее синефилам. Его фильмы рассчитаны на менее широкую аудиторию, режиссер интересовался в первую очередь содержанием, а не формой. У Ромера мы не увидим годаровской изобразительной формы, цветных титров, разбросанных по экрану, не услышим томного закадрового голоса Брижит Бардо (как в фильме Годара «Презрение», 1963). Ромер в этом плане проще. Но в этой видимой простоте заключается психология и глубина его кино.
На формирование вкуса Ромера повлияла «Синематека» (проекционный зал в Париже, открытый в 1948 году, где встретились знаковые режиссеры «новой волны». — Прим. ред.) и круг журнала Cahiers du Cinéma. На его страницах Ромер оспаривал представление о том, что кино — искусство движения. Он считал более важной характеристикой пространство и цвет. В интервью кинокритику Сержу Даней Ромер признавался: «Я чрезвычайно ценю единство цвета, потому что в большинстве цветных фильмов, снятых в наши дни, меня шокирует их полная разномастность: при каждой смене плана мы попадаем в мир иного колорита». Доминанта цветов — вот на чем строятся образы Ромера.