Зачем Владимир Зеленский провел опрос граждан
Результаты опроса, проведенного в минувшее воскресенье на Украине по инициативе ее президента, должны были продемонстрировать верность страны европейско-североатлантическому выбору. Но на то, что волеизъявление граждан будет реализовано на самом деле, рассчитывать не приходится
Анонсированный президентом Украины Владимиром Зеленским 13 октября и намеченный на день местных выборов 25 октября опрос общественного мнения содержал «пять важных вопросов»: 1) пожизненное заключение за коррупцию в особо крупных размерах, 2) создание свободной экономической зоны в Донбассе, 3) сокращение состава Верховной рады на треть, 4) пересмотр результатов Будапештского меморандума 1994 года и 5) легализация медицинской марихуаны.
Опрос, как и планировалось, прошел 25 октября, и комментаторы так были заняты сутью этих пяти пунктов, что даже не исполнили привычный политологический танец «референдум как трюк для повышения интереса к местным выборам». Тем более что пока политический ландшафт на Украине не столь малоинтересен, как в России. А значит, нет нужды искусственно приманивать избирателя к урнам дополнительными аргументами вроде замаячившего впереди разговора о возврате статуса ядерной державы (согласно Будапештскому меморандуму, Украина стала безъядерной страной, но меморандум, по мнению Киева, был нарушен в 2014 году Россией, присоединившей к себе Крым) или популистской редукцией численности народных избранников. У опроса явно более широкая цель — похоже, Зеленский и в самом деле стремится запустить широкую общественную дискуссию по важным вопросам.
Надо отметить, что сам факт «опроса» вполне революционен: первый и последний референдум на Украине состоялся двадцать лет назад и как раз касался сокращения числа народных избранников. Народ бодро проголосовал «за», кроме того, захотел лишить депутатов неприкосновенности. Убоявшись последствий, депутаты благополучно замотали вопрос, а вдобавок руками Конституционного суда еще и запретили референдумы.