«Женщины должны работать, потому что у них есть мозг». Как Барбара Джадж боролась с гендерным неравенством в юриспруденции
Барбара Джадж — одна из самых известных в мире женщин-юристов. Ее стараниями иностранцев допустили на Токийскую фондовую биржу, стала первой женщиной, возглавившей Управление по атомной энергии Соединенного Королевства и разбиралась с последствиями аварии на Фукусиме. Спустя месяц после ее смерти, мы подводим итоги длинной и полной достижений карьеры Джадж.
В последний день августа 2020 года в своем доме в Лондоне от рака поджелудочной железы скончалась Барбара Джадж, американо-британский юрист, банкир и предприниматель. За свою жизнь она пробила немало «стеклянных потолков» в бизнесе и управлению. По горькой иронии судьбы, ее карьеру прервал скандал, в ходе которого ее обвиняли, в том числе, в сексизме.
Мать и дочь
Барбара Сюзанна Сингер родилась 28 декабря 1946 года на Манхэттене, где тогда жили много представителей среднего класса. К таковому относились и ее родители, бизнесмен Джулс Сингер и Марсия Сингер (урожденная Босняк), заместитель декана Нью-Йоркского технологического университета по работе со студентами. Детей в семье было трое, Барбара была старшей. «Я росла в таком же окружении, как Бетти Дрейпер из сериала «Безумцы», — вспоминала она уже в возрасте 58 лет. — Бетти училась в хорошем колледже, вышла замуж за милого парня и жила с потом с ним и двумя их детьми в Коннектикуте, медленно сходя с ума. Моя жизнь могла бы сложиться так же, если бы не мама не рассказала мне, что есть другой путь».
Мать Барбары запустила собственный курс «Мир работы для женщин», на котором учила студенток трем главным вещам: «носить белые перчатки» (то есть, правильно одеваться), писать грамотные резюме и отзываться даже на те объявления, в которых написано «рассматриваются кандидаты мужского пола». Женщины, считала Марсия, должны работать «не потому, что они бедны или одиноки, а потому, что у них есть мозг, и они должны использовать его, и зарабатывать деньги для себя сами, потому что деньги — это независимость». Дочь она воспитывала в том же духе.
В возрасте 20 лет, в 1966 году, Барбара выпустилась из Пенсильванского университета, получив степень бакалавра средневековой истории (диплом она писала по английскому королю XIII века Иоанну Безземельному). После этого она пробовала себя в роли репетитора, модели, программиста и официантки. Мечтала об актерской карьере, но вердикт матери был категоричным: «Став актрисой, ты будешь целыми днями проходить прослушивания на роли, которые ты не получишь. Так что тебе придется работать по ночам, чтобы было, на что жить. Если хочешь играть роли, играй их в суде». Бизнес отца Барбары прогорел, и с деньгами в семье было плохо.
Послушав совета матери, Барбара поступила в Нью-Йоркскую университетскую школу права и окончила ее со степенью доктора юриспруденции в 1969 году. Во время учебы она специализировалась по налоговому праву — больше никаких средневековых королей. Попутно она вышла замуж за своего однокурсника, но этот брак продержался меньше 10 лет.
Пробиваяся к цели
Получив второе образование, Барбара сразу же начала работать корпоративным юристом в нью-йоркской юридической фирме «Пол, Вайсс, Рифкинд, Уортон и Гаррисон». В 1973 году она перешла к их конкурентам — «Кайе, Шолеру, Фирману, Хейсу и Хэндлеру», где специализировалась еще и на юридическом сопровождении финансовых операций. Пятью годами позже она доросла в этой второй фирме до статуса партнера — по тем временам для женщины это было беспрецедентным достижением. Вскоре она вышла замуж за другого партнера фирмы, Аллена Томаса.