Имперские амбиции и рикошет санкций: почему российские стартапы не «выстреливают» на международном рынке
Вопреки расхожему мнению, родина стартапа имеет огромное влияние на его международный потенциал. Среда, в которой растут фаундеры, определяет многое — от уровня амбиций компании до способности развивать бизнес вне границ одной юрисдикции. О том, с какими ограничениями сталкиваются российские инноваторы и почему успешных отечественных стартапов так мало на международном рынке, в колонке для Forbes рассуждает основатель холдинга Biolink.Tech Евгений Черешнев
Границы стерлись, Кремниевая долина — это большой котел, в котором география бизнеса и тем более прописка основателей не имеют ровным счетом никакого значения. Так принято думать об устройстве стартап-индустрии в 2020 году. На самом деле это не совсем так. Или совсем не так.
В зависимости от страны, в которой рождается стартап, компанию ждут очень разные перспективы.
США
Когда американец запускает стартап, в его голове ни на секунду не возникает вопрос о географии развития. США — крупнейшая экономика мира, предоставляющая местному стартапу потенциально безграничный рынок сбыта с ВВП в $20,8 трлн. Диверсифицированная экономика такого масштаба буквально «выстреливает» любой проект на международную арену.
На английском в мире говорит сегодня около 1,5 млрд человек. И это не только Содружество наций (Великобритания и ее бывшие колонии), но и такие стратегически значимые рынки, как Гонконг, Сингапур и ОАЭ, где английский — главный язык общения из-за количества работающих экспатов. Почти все англоговорящие страны используют одно и то же британское право, а оно с точки зрения защиты интересов бизнеса, акционеров и интеллектуальной собственности оптимально.
«Шарики» против «кубиков»: что мешает крупным корпорациям создать свой Google
Эти страны также имеют близкий менталитет и даже юмор — американскому стартапу несложно интегрироваться на ведущих западных рынках и оттуда быстро локализоваться на все языки мира. Фактически стартап из США имеет имперские амбиции — он весь мир воспринимает как свою потенциальную площадку для игр. И, что самое удивительное, этот менталитет дает плоды: большинство жизненно важных ниш в мире занимают именно американские бывшие стартапы — от Amazon и Google до Airbnb и Slack. Эта глобальность изначально заложена в ДНК американских компаний.
Китай
Китайский стартап — другая каста и совершенно иная стратегия. Он, как правило, изначально затачивается только под внутренний рынок. Это 1,4 млрд покупателей, помогающих формировать ВВП в $27,31 трлн. По последнему показателю Китай не так давно обогнал США. Поэтому, когда сериал «Кремниевая долина» показывает китайца Джин Яна, планирующего создавать китайский Amazon — это смешно, потому что это правда: любое рабочее решение, подсмотренное на развитом рынке, может быть успешно масштабировано в Китае и превращено в многомиллиардный бизнес, что многие местные стартапы и используют. В случае Китая это работает, так как внутренний рынок обеспечивает достаточный спрос, а компартия Китая заботится о том, чтобы никакой Amazon или Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) ни в коем случае не обидел домашние стартапы.
В Юго-Восточной Азии у Китая тоже огромное влияние — рынки Гонконга, Сингапура, Малайзии, Индонезии, Индии, Пакистана, Таиланда, Вьетнама, Тайваня, большинства стран Африки, Японии открыты для Китая и рады ему. На них у КНР есть значимое политическое и экономическое влияние. А это совокупно не менее 4,5 млрд человек из 7,8 живущих на планете.
Россия
Инновации из России — это традиционно дикий сплав из Востока и Запада. Только крайне странный. Представьте, что вы решили сделать машину совместными усилиями итальянской Alfa Romeo и японской Honda. Логичнее всего было бы взять умение итальянцев рисовать потрясающие машины и способность японцев собирать страшные коробочки, зато качественные и почти вечные. Вы же делаете с точностью до наоборот — берете японский дизайн и запихиваете в него итальянское железо. В итоге получается некрасивая и жутко капризная машина, которую крайне трудно продавать. Именно такой микс зачастую представляют собой российские инновации.
От Китая наши стартапы берут изначальную заточенность под локальный рынок, в котором им вроде даже пытается помогать государство вместе со Сколково. Но проблема в том, что российский рынок до смешного мал: ВВП России сопоставим с ВВП Италии