Фаворитка Берии Зоя Федорова: обвинение в шпионаже и загадочное убийство
Жизнь актрисы Зои Федоровой похожа на кино: сначала в госизмене обвинили отца, потом ее саму. Ее домогался сам Берия, а после того как она отказала ему, так и не простил. Годы лагерей, освобождение и новая жизнь с надеждой уехать в США к дочери. И тут — внезапное убийство, которое так и осталось нераскрытым.
Родилась и выросла Зоя в самой обычной семье, далекой от театральной и кинобогемы: мама занималась хозяйством, отец был рабочим, правда, после революции стал начальником паспортной службы Кремля. После этого назначения Федоровы переехали в Москву, Зоя пошла в столице в школу и увлеклась театром - девочка занималась в драмкружке и мечтала стать актрисой. Родители эти мечты не одобряли и не поддерживали, настояли на выборе «нормальной» специальности, так что после окончания школы Зоя пошла работать счетчицей в «Госстрах». Но в итоге все-таки сделала по-своему и поступила в театральное училище.
Первые роли и семейная драма
Всесоюзная популярность к ней пришла в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в фильме «Подруги». Этот год мог бы стать по-настоящему радостным для Зои, ведь она наконец-то добилась своего, но тут сильно заболела ее мама, у нее диагностировали рак. Отец сбился с ног, пытаясь помочь жене, и даже нашел отличного немецкого врача. Увы, тот ничем не смог помочь. А через некоторое время на Алексея Федорова донесли за обращение к немцу — мол, не доверяет гражданин нашим врачам. По традиции того времени расправа была скорой — его обвинили в шпионаже в пользу Германии и приговорили к десяти годам лагерей.
Удивительно, но арест отца и сфабрикованное дело никак не повлияли на карьеру Зои Федоровой - она продолжала сниматься и даже стала лауреатом Сталинской премии. Она воспользовалась своим положением и в попытках добиться справедливости для отца дошла народного комиссара внутренних дел Лаврентия Берии. Берия оказался ее большим поклонником и помог с досрочным освобождением. В 1941 году Алексея Федорова отпустили на волю по причине «недееспособности», в лагере он отморозил пальцы на руках и их пришлось ампутировать. Но заключение не прошло даром - через несколько месяцев Федоров умер.
Разумеется, протекция Берии не была бесплатным сыром, чиновник стал ухаживать за актрисой. Как-то он пригласил Зою к себе домой — якобы на день рождения жены, но только ни жены, ни дня рождения не было, в квартире они оказались одни и Лаврентий приступил к активным действиям. Федорова не собиралась сдаваться, отбилась от кавалера и сбежала. На выходе из дома швейцар, привыкший к девушкам народного комиссара, как обычно вручил ей букет. Она поблагодарила. «Это не букет, это венок!» - прокричал ей из окна Берия.
Правда ли это или красивая (и печальная) легенда, но в итоге Зоя оказалась в лагере.
Роман с американцем и арест
Несмотря на то что ее родители прожили всю жизнь вместе, личная история самой Зои — это череда браков и романов. В студенческие годы её мужем был актер Леонид Вейцлер, в 1934 году она вышла замуж за кинооператора Владимира Раппопорта и прожила с ним четыре года. После расставания с Раппопортом Зоя встречалась с лётчиком Иваном Клещёвым, который погиб на фронте в 1942 году. А в 1945 году в жизни Федоровой состоялась судьбоносная встреча: на приеме в честь Дня Красной армии она познакомилась с главой военной миссии США 46-летним Джексоном Робертом Тейтом. Их отношения продлились всего год, но он стал отцом единственного ребенка актрисы — дочери Виктории.