Фарминг, патриотизм и гробница Хуан-ди: как завоевать китайский рынок гейминга
В условиях санкций одним из самых привлекательных для российских разработчиков компьютерных игр рынков стал азиатский, в частности — китайский. Чем азиатский геймдев отличается от западного, как происходит процесс адаптации восточных игр под привычный российским игрокам формат и почему азиатский рынок — один из наиболее выгодных сегодня, рассказывает руководитель департамента оперирования разработчика и издателя компьютерных игр Astrum Entertainment Андрей Рыбин.
Китайский игровой рынок
В ближайшее десятилетие Китай способен стать одним из лидеров в производстве видеоигр. По итогам первой половины 2024 года в стране насчитывается почти 680 млн игроков (для сравнения, в США 212 млн), а по прогнозам доход игрового рынка в этом году составит около $128 млрд. Несколько лет назад разработчики из КНР создавали игры лишь для внутреннего рынка, а сегодня уже активно покоряют мир и задают новые тренды.
В чем особенность китайских геймеров? Во-первых, в Китае доминируют мобильные игры. Смартфоны доступнее компьютеров и консолей и они всегда под рукой, поэтому мобильный гейминг стал основным развлечением для массовых пользователей. По данным аналитического агентства Research And Markets, к 2030 году объем рынка мобильного сегмента в Китае составит около $60 млрд.
В КНР распространены free-to-play игры, в которые можно играть бесплатно. Китайские разработчики в своих проектах используют множество различных видов монетизации, которые не ущемляют игроков и делают проекты более увлекательными. Поскольку количество игроков в КНР огромно, желающие выделиться затейливым аватаром на фоне остальных охотно расстаются с деньгами.
Также среди китайских геймеров популярны игры жанров MMORPG (массовая многопользовательская ролевая игра), MOBA (командная онлайн-арена), стратегии и ролевые игры, в которых можно получать различные случайные награды: предметы, персонажа, усиление и так далее.
Игроки из КНР обожают «фармить» — многократно и монотонно повторять в играх одни и те же действия, чтобы повысить силу, получить ресурсы, подняться в глобальном рейтинге и так далее. Фарминг позволяет настойчивым геймерам получать преимущество, не тратя деньги, что особенно важно в условиях высокой конкуренции. Западным игрокам, привыкшим к развлечению и отсутствию повторений, такое поведение может показаться скучным, поэтому, выходя на зарубежные рынки, многие китайские разработчики адаптируют монетизацию и баланс для удовлетворения интересов геймеров из других стран.
«Патриотические» игры, цензура и пропаганда
Китайское правительство строго контролирует игровую индустрию. Существуют жесткие правила цензуры, ограничения на время, проводимое пользователями в играх, и строгий процесс лицензирования для новых игр. Государство рассматривает игры как один из инструментов политической пропаганды. Появился даже специальный термин «патриотические игры» — проекты патриотической направленности, в которых Китай всегда побеждает. И хотя популярность таких игр оказалась низкой даже на внутреннем рынке, и со временем их стали производить меньше, пропаганда не исчезла. Например, для того, чтобы издать на территории Китая «королевскую битву» Player Unknown's Battlegrounds (PUBG), разработчику пришлось сделать игру более патриотичной: на загрузочном экране игры публиковалась реклама о наборе в военно-воздушные силы КНР, а американская военная техника была заменена на китайскую.
В стране действуют строгие правила отбора контента в медиа, и видеоигры — не исключение. Игра не должна содержать в себе натуралистичные сцены насилия, изображения крови, сексуальные сцены и вообще все, что противоречит законодательству Китая. К примеру, в китайской версии PUBG Mobile, которую назвали Game for Peace, брызги крови заменили на светлые точки. Так власти Китая стремятся оградить детей и подростков от контента, который может нанести вред их психике, вызвать агрессию или исказить восприятие реальности. Изменения коснулись даже правил: в массовой битве «все против всех» на постоянно уменьшающейся карте побеждает не единственный уцелевший, а пятеро.
В китайской культуре традиционно придается большое значение нравственности и этическим нормам. В 2000 году на волне идеи о том, что видеоигры являются пагубной морально разлагающей привычкой, власти запретили ввозить в страну игровые консоли. Ограничение, продлившееся около 15 лет, дало толчок к развитию игр для персональных компьютеров и смартфонов.
Для выхода зарубежной игры на китайский рынок необходимо получить лицензию на публикацию игры (Internet Publishing License) и лицензию ISBN, которую выдает регулирующий орган китайской индустрии NPPA, — и это отдельный квест. Заграничный продукт подвергается доскональной проверке на соответствие всем положенным нормам. Нередко создателям приходится переделывать игру, чтобы та прошла ревизию. Например, разработчикам Call of Duty Online пришлось изменить традиционный для серии зомби-режим, в котором игроки сражаются с ожившими мертвецами. Китайское правительство запрещает демонстрацию скелетов, крови и оживших мертвецов, поэтому игроки китайской версии проекта сражаются с зомби-киборгами. Но даже в случаях идеального соответствия всем местным стандартам разработчик может получить отказ. В 2022 году лицензию удалось получить лишь 44 зарубежным играм — этими ограничениями китайцы поддерживают внутренний рынок.
Кто больше? Китайские игровые компании
Ключевые игроки на китайском рынке — это крупные технологические компании, такие как Tencent (владелец Riot Games, Supercell, капитализация $547 млрд) и NetEase с капитализацией $67 млрд. Они инвестируют огромные средства в разработку игр, киберспорт и стриминговые платформы.