«Это для твоего же блага»: как детский спорт может стать формой насилия
Когда речь идет о спорте высоких достижений, ради сверхрезультатов начинать тренировки нужно с пяти лет, а то и раньше. Forbes Woman рассказывает, как устроена детская мотивация в спорте и при чем тут насилие
Маленькие дети в большом спорте
На телевидении во время трансляций больших соревнований зрители видят спортивные победы с овациями болельщиков и слезами радости победителей. О том, через какие испытания приходится проходить спортсменам с раннего детства, вышло достаточное количество разоблачающих фильмов. Однако желающих отдать маленьких детей в большой спорт меньше не становится.
Фильм «Король Ричард», основанный на реальных событиях, повествует о детстве Винус и Серены Уильямс. Их отец Ричард Уильямс решил сделать из дочерей теннисных суперзвезд: он был уверен, что темнокожие игроки сотворят в теннисе — спорте богатых белых людей — настоящую революцию, принесут в него мощь и атлетизм. Так и получилось. Но какой ценой?
Один из первых тренеров сестер Рик Маччи вспоминал, что на половине тренировок Ричард Уильямс специально использовал плохие мячи, чтобы дочери двигались быстрее и нагибались ниже. Он мог бросить пивную бутылку в глубину корта, чтобы там лежало разбитое стекло. Уильям с самого начала прививал дочерям мысль, что в борьбе за место под солнцем им противостоит весь мир. Именно по задумке отца они спарринговались с теннисистами-мальчиками и сразу дебютировали во взрослом турнире. Ставка сыграла, внимание прессы было сумасшедшим. В год, когда Винус играла на своем первом взрослом турнире в Окленде, на ее тренировку пришли посмотреть 300 журналистов. Винус тогда было 14 лет.
«Методы Ричарда Уильямса сложно назвать гуманными, но история мирового тенниса знает немало более драматичных примеров. Отцу теннисистки Мэри Пирс, выступавшей под флагом Франции, суд вовсе запретил приближаться к дочери. А сложное детство и отношения с отцом австралийской теннисистки Елены Докич описаны в автобиографии «Несломленная». В книге спортсменка рассказала о постоянных избиениях, оскорблениях и унижениях со стороны отца и по совместительству тренера», — рассказывает бывшая спортивная журналистка Мария Командная.
В современном мире родители, тренеры и сами дети часто выкладывают в соцсети видео о том, как проходят тренировки. Некоторые из них шокируют. Вот лишь один пример из Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в России): шестилетняя девочка в коньках горько плачет во время тренировки на льду. За кадром мужской голос жестко спрашивает: «Болят бедра? Ничего, сейчас раскатаем, пройдут». Ребенок в истерике кричит: «Я не могу терпеть. Это нетерпимая боль!». Мужчина так же спокойно отвечает: «Ничего-ничего». Очевидно, что мужчина за кадром (либо отец, либо тренер) желает ребенку блага, но также очевидно, что в данном случае тренировка становится насилием.
«К сожалению, агрессия многолика. Кого-то бьют чехлами от коньков, в кого-то запускают бутылку с водой. Других бьют просто руками куда попадется. Третьих таскают за волосы, швыряют на лед или валяют по нему. Четвертых обзывают, унижают перед всей группой и полностью обесценивают. И это если не брать такую плодородную тему, как насилие на тему веса и питания», — дополняет картину спортивный обозреватель Анастасия Панина.
С другой стороны — сестры Уильямс являются величайшими теннисистками. А состояние Серены Уильямс Forbes оценивает в $210 млн, и это делает ее одной из самых богатейших спортсменок в мировой истории. Так может, их отец был прав?
Насилие или нет?
В зоне особого риска оказываются дети, занимающиеся теми видами спорта, в которых годы активной карьеры ограничены возрастом. «Например, фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика. Когда у детей нет права на промедление. Конкуренция во всех возрастных группах так высока, что спортсмены либо в нее сразу включаются, либо быстро выбывают из гонки», — объясняет спортивный обозреватель Анастасия Панина.
Для четырех-пятилетнего ребенка вполне естественно хотеть и пробовать новое, говорит Панина. Он может искренне заявлять родителям о желании научиться кататься на коньках или даже стать олимпийским чемпионом. Любой взрослый понимает: для ребенка нормально вчера мечтать стать балериной, сегодня — работать врачом, а послезавтра — археологом. «Никому не приходит в голову сразу записать ребенка в археологический кружок и потом заставлять его ходить туда по шесть часов в день шесть дней в неделю. С температурой и трещиной в ноге, потому что на все есть лет 10, а дальше археолог потеряет форму и не будет способен вести раскопки так же бодро, как его 15-летние коллеги», — отмечает журналистка.