«Это была другая индустрия»: как изменилось отношение россиян к ресторанам за 25 лет
В 2022 году международной сети японских ресторанов Sumosan исполняется 25 лет. За это время заведения сети открылись не только в России, но и в Великобритании, Германии, Монако, ОАЭ, Черногории. Forbes Life поговорил с бренд-шефом и сооснователем сети ресторанов Buba by Sumosan Бубкером Белкхитом о том, с какими трудностями столкнулся Sumosan во время создания в 1997 году, что поменялось в индустрии с тех пор и как ресторанный бизнес переживает санкции.
Бубкер Белкхит переехал из Марокко в Россию в 1992 году, а в 1997-м устроился на работу су-шефом в только открывшийся в Москве ресторан японской кухни Sumosan. Вскоре Бубкер стал шеф-поваром, а впоследствии и сооснователем одноименного проекта в Лондоне — вместе с автором и владельцем Александром Волковым.
— Как появился проект Sumosan?
— 25 лет тому назад, в 1997 году, учредители, которые тщательно изучили рынок, поняли, что ему не хватает заведения другого направления, не хватает качественного ресторана с сервисом для элиты, которая существовала тогда. Когда мы открывали заведение, это был маленький суши-бар, а через полтора года его превратили в большой ресторан.
— Как проект разросся до международной сети и как появились заведения за рубежом?
— План развивать проект в международную сеть был уже тогда, когда мы открывались. Первой страной в списке была Англия, потому что учредитель в тот момент жила в Англии и хотела перенести проект туда. Уже в 2001 году — а открылись мы в 1997-м — нашли помещение, которое подходило и очень понравилось. В мае 2002-го запустили первый международный проект — в Лондоне. Потом в 2005 году в Киеве, в Москве делали несколько маленьких, скажем, филиалов под Sumosan. Открывали и казино, и гостиницу, и много всего было.
— В чем заключалась главная сложность открыть ресторан с японской кухней 25 лет назад? Получается, тогда никакой индустрии не было, в России еще толком никто не знал, что такое японская кухня.
— Нет, она была. Но сложность заключалась в том, что люди не понимали, какого она качества. Тогда были все эти рестораны, которые не отличались высоким качеством. И трудность была в том, чтобы доставлять качественный продукт и продавать его в Москве, а еще в поиске профессионалов, которые могли бы готовить все это. Так что мы работали именно над этим: продумали логистику, у нас была своя компания, которая специально для нас, для Sumosan, привозила продукты, то есть то, что было у нас, ни у кого больше не было. Мы не использовали тогда местных поставщиков — мы искали по всему миру. Нам привозили продукты и из Японии, и из Америки, даже из Англии у нас была поставка рыба — например, шотландского лосося. Конечно, нужен был персонал, чтобы все это готовить. Мы привозили специалистов из Кореи и Японии, у нас работало пять или шесть поваров-профессионалов. Компания вложила много денег