Подозрительно выгодное предложение: как не ошибиться с выбором подрядчика в кризис
Из-за кризиса и санкций многие российские компании вынуждены пересматривать свою работу с закупками — искать новых подрядчиков на смену ушедшим из России или договариваться с текущими контрагентами о более выгодных условиях. На что обратить внимание при выборе нового партнера и в каких случаях низкая цена будет скорее недостатком, чем преимуществом, рассказывает Екатерина Беретарь, управляющий партнер консалтинговой компании NewBiz, специализирующейся на подборе подрядчиков, организации закупок и тендеров.
Сегодня у одних подрядчиков ломаются цепочки поставок, другие испытывают проблемы с лицензиями и доступом к своей международной инфраструктуре, третьи теряют сотрудников, а четвертые вовсе уходят с рынка одним днем. Параллельно сложности испытывают и сами заказчики, особенно из страдающих от валютных колебаний и санкций сфер бизнеса. Для того чтобы оставаться на плаву, зачастую им теперь приходится искать новых поставщиков или передоговариваться на более выгодные условия со старыми. Как не ошибиться с выбором контрагента и стоит ли верить присказке о том, что коней на переправе не меняют?
Доверяй, но проверяй
Цель номер один в условиях кризиса — убедиться, что все ваши партнеры финансово стабильны. Только так можно быть уверенным в том, что обязательства, которые вы возлагаете на подрядчиков, будут выполнены. Без этого сейчас как никогда высок риск оказаться в ситуации, когда ваш контрагент объявит себя банкротом. Или придет к вам с просьбой изменить условия оплаты по текущему вашему договору, потому что у него случился кассовый разрыв и пропала возможность кредитовать вас, работая по постоплате. Оба этих примера — реальные случаи из практики моих знакомых бизнесменов.
Отслеживать показатели финансовой стабильности контрагентов — норма для финансово зрелых компаний, но даже если вы делаете это регулярно, самое время перепроверить всех в моменте. Сделайте срез финансовой стабильности поставщиков, оцените, к примеру, насколько готовыми подошли к кризису те, с кем вы подписали контракт полтора-два года назад.
Многие компании ограничиваются проверкой контрагентов в сервисах вроде «Контур Фокус», но в кризисный момент доверять их условному «светофору» в градации компаний по уровню риска (красные, желтые, зеленые) недостаточно. Стоит запрашивать у партнеров — потенциальных и текущих — бухгалтерские отчеты (формы 1 и 2) и погружаться в них самостоятельно. Главные показатели, интересующие вас, — общая ликвидность (способность продать активы по высокой стоимости) и коэффициент текущей ликвидности (возможность оперативно заплатить по своим обязательствам). Общая ликвидность ниже 60–70% в зависимости от отрасли будет звоночком, что в компании не все гладко. Более продвинутые закупщики обращают внимание также на ликвидность капитала, оборачиваемость, финансовую независимость.