Яркий Дагестан
Алексей Егоров любит путешествовать по стране. В этот раз он отправился в Дагестан, чтобы увидеть его главные достопримечательности и взойти на Базардюзю – высшую точку республики и всего Южного Кавказа.
Дагестан подойдет как для состоятельных туристов, так и для тех, кто вынужден экономить. Первые найдут в республике комфортабельные гостиницы и люксовые авто в аренду, а вторые оценят преимущества местного автостопа и каучсерфинга – международной гостевой социальной сети, участники которой предоставляют друг другу ночлег на безвозмездной основе.
Рукотворная красота
В Дагестан я приехал на маршрутке из столицы Чеченской Республики – Грозного. Ближайшая к границе двух регионов достопримечательность – Сулакский каньон. С него-то я и начал свое путешествие. Вышел из автобуса в городе Кизилюрте и побрел к повороту ловить попутку. Вокруг – выжженная солнцем степь и невысокие горы. Пугала неопределенность – вдруг никто не посадит, а у меня воды в рюкзаке меньше литра? Идти искать ночлег в пыльном Кизилюрте не хотелось.
Мои опасения оказались напрасными. Стоило поднять руку, как меня посадил к себе водитель старенького КамАЗа. Вторую попутку ловил минут десять, зато это был «мерседес», и довезли меня прямо до цели. В пути водитель, интеллигентный мужчина лет пятидесяти, рассказал много интересного о каньоне.
Самый глубокий (1920 метров) каньон Европы находится неподалеку от поселка Дубки. Поселок возник благодаря строительству крупнейшей на Кавказе Чиркейской ГЭС. Ей же туристы обязаны сногсшибательными видами, открывающимися со всех точек каньона длиной 53 километра. Плотина ГЭС привела к поднятию уровня воды в реке Сулак. Бирюзовой лентой струится она теперь по дну каньона. Там, где раньше из-за сильного течения никто не плавал, сегодня легко расходятся комфортабельные катера.
– Если пойдешь по тропе к плотине, – напутствовал меня водитель, – то с утра можешь спуститься в соседний каньон, его мало кто из туристов посещает, и уже оттуда выйти к водохранилищу.
Как на Диком Западе
Я последовал его совету и был вознагражден видами «потайного» каньона. В отличие от Сулакского в него относительно легко спуститься. Гладкие своды скал свидетельствуют о том, что весной здесь бурлят талые воды. Я сначала пошел в сторону плотины, чтобы увидеть ее снизу, но вскоре понял, что в одиночку и без специального снаряжения можно и разбиться. В итоге вернулся назад и козьими тропами стал выбираться к водохранилищу.
Водохранилище называют Чиркейским в честь одноименного поселка. Оборудованного пляжа на берегу нет, но имеются развесистые тополя и самодельный стол. Здесь я приготовил на горелке обед, а затем вдоволь накупался. После утомительного перехода под палящим солнцем Чиркейское море, как его называют местные, показалось мне курортом. Однако нужно было выбираться на трассу, а оттуда к следующей локации – бархану Сарыкум.
Обратно в Дубки меня подвезли двое подростков на «газели», которые без прав, на свой страх и риск, везли бабушку в больницу.
– Ничего если в фургоне? – спросил подросток постарше.
Надо отдать должное ребятам – ехали они аккуратно, так что я мог, сидя в кузове, наслаждаться потрясающими видами за окном. Местность напоминала Дикий Запад.
Белое солнце Сарыкума
От Дубков на трассу «Кавказ» я выбирался часа полтора. Все потому, что с каньона едут либо набитые туристами микроавтобусы, либо местные с женами. Посадить одинокого мужчину по здешним традициям – верх предосудительности. Отсюда совет: путешествуйте по Дагестану со второй половинкой.