Жизнь как преодоление
Рассказ о жизни известного историка и социолога, основателя и президента Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодора Шанина — жизни, отразившей все перипетии ХХ века
Книга «Несогласный Теодор: история жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим», написанная известным российским журналистом Александром Архангельским, представляет собой биографию Теодора Шанина, основателя и президента Московской высшей школы социальных и экономических наук — Шанинки. А поскольку книга создана на основе многочасовых интервью, ее фактически можно назвать автобиографией, что придает ей дополнительную достоверность.
Название книги Архангельского не случайно. Семья Теодора, как и большинство виленских евреев, принадлежала к направлению иудаизма миснагдим — «несогласные», которое противостояло значительно более известному хасидизму, за что и получило от хасидов такое название. И Шанин замечает: «Так что я — из несогласных». И как показывает вся последующая биография Теодора, каждый ее этап действительно был проявлением несогласия с окружающей его действительностью, стремлением изменить ее. А таких поворотов судьбы в биографии нашего героя было немало.
Теодора Шанина можно уверенно назвать человеком ХХ века, в ходе которого исчезали и возникали государства, их жители переходили из одного гражданства в другое, подчас не успев осознать этого, происходили чудовищные войны и кровавые революции, уничтожались миллионы людей, и миллионы становились беженцами. За время своей долгой жизни Шанин успел побывать гражданином по меньшей мере пяти государств, стал свидетелем и участником нескольких войн, крупным ученым, чьи научные интересы оказались накрепко привязаны к истории и социологии России, русской революции и многострадального российского крестьянства.
Сам Шанин, объясняя свой интерес к истории России и русского крестьянства, говорил: «Русская литература сыграла важную роль в моем воспитании. Россия как мощный культурный феномен во многом определила мое отношение к жизни и понимание своего места в ней. Но был мост, который связал столь любимую мною русскую культуру с российским, тогда советским, правительством, совершавшим странные, а иногда ужасные действия. Этим мостом стали для меня война против нацизма, которая оправдала в моем сознании человека и ученого существование Советского Союза, и русское крестьянство, ставшее главной темой моей научной работы… Поэтому иногда я позволяю себе наглость говорить моим русским друзьям: “А ведь в каком-то смысле я знаю Россию лучше вас, потому что вы, в отличие от меня, ничего не знаете про крестьянство, хотя все вы дети и внуки крестьян”».
Родившись в далеком 1930 году в польском тогда Вильно, Теодор в результате известных исторических событий вместе со всей своей семьей в 1939 году становится гражданином Литвы, а в 1940-м — Советского Союза.
Отец Теодора был зажиточным человеком, предпринимателем и сионистом. Это не укладывалось в стандарты новой власти, и в июне 1941 года, за неделю до начала войны, отца Теодора отправили в лагерь, а мать Теодора и его самого — в ссылку, в Самарканд. Солдаты, пришедшие за семьей и увидев четырехлетнюю сестру Теодора, пожалели ее и разрешили оставить в Вильнюсе с дедом, где они и погибли во время немецкой оккупации. А остальных ссылка спасла. Такова была трагическая ирония судьбы многих евреев, оказавшихся на территориях, занятых Советским Союзом в 1939–1940 годах. Автору этих строк рассказывал такую же историю известный американский советолог Михаил Ривкин, который был в ссылке со своей семьей там же, в Самарканде.
Закончилась война, и семья вернулась в Вильно, а потом и в Польшу — полякам и польским евреям разрешалось выбрать гражданство — польское или советское. Семья Шанина выбрала Польшу, но для самого Теодора это было только начало пути, он давно решил, что уедет в Палестину, чтобы продолжить дело своего отца и сражаться за новое государство — Израиль. И принял активное участие в войне 1948 года.
Но, будучи человеком левых убеждений, даже побывав какое-то время членом компартии Израиля, он не смог смириться с правым поворотом в политической жизни Израиля и уехал в Британию, где уже успел поучиться и начать научную деятельность. Именно там он издал свои основные научные труды. А уже во время перестройки предложил создать в России российско-британский университет. И несмотря на всяческие бюрократические препоны, сумел в конце концов добиться этого. В результате его усилий Шанинка стала одним из ведущих гуманитарных вузов России.
И в новой России Теодор продолжил изучать теперь уже современное российское крестьянство. Результатом стали несколько фундаментальных работ по социологии современного российского крестьянства, Шанин даже стал почетным членом РАСХН.
Как писал он сам в заключении к одной из своих самых известных книг «Революция как момент истины», «пока существует выбор — есть надежда. Пока есть надежда — люди ищут правду, мечтают о лучшем мире и борются за него. Пока люди ищут, мечтают и борются, есть надежда». Что ж, эти слова можно назвать путеводными словами его жизни.
Архангельский А. Н. Несогласный Теодор: история жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим. — М.: Издательство АСТ, 2020. — 410 с. Тираж 2000 экз.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl