Рассказ о жизни известного историка и социолога Теодора Шанина

ЭкспертСобытия

Жизнь как преодоление

Рассказ о жизни известного историка и социолога, основателя и президента Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодора Шанина — жизни, отразившей все перипетии ХХ века

Александр Механик

Книга «Несогласный Теодор: история жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим», написанная известным российским журналистом Александром Архангельским, представляет собой биографию Теодора Шанина, основателя и президента Московской высшей школы социальных и экономических наук — Шанинки. А поскольку книга создана на основе многочасовых интервью, ее фактически можно назвать автобиографией, что придает ей дополнительную достоверность.

Название книги Архангельского не случайно. Семья Теодора, как и большинство виленских евреев, принадлежала к направлению иудаизма миснагдим — «несогласные», которое противостояло значительно более известному хасидизму, за что и получило от хасидов такое название. И Шанин замечает: «Так что я — из несогласных». И как показывает вся последующая биография Теодора, каждый ее этап действительно был проявлением несогласия с окружающей его действительностью, стремлением изменить ее. А таких поворотов судьбы в биографии нашего героя было немало.

Теодора Шанина можно уверенно назвать человеком ХХ века, в ходе которого исчезали и возникали государства, их жители переходили из одного гражданства в другое, подчас не успев осознать этого, происходили чудовищные войны и кровавые революции, уничтожались миллионы людей, и миллионы становились беженцами. За время своей долгой жизни Шанин успел побывать гражданином по меньшей мере пяти государств, стал свидетелем и участником нескольких войн, крупным ученым, чьи научные интересы оказались накрепко привязаны к истории и социологии России, русской революции и многострадального российского крестьянства.

Сам Шанин, объясняя свой интерес к истории России и русского крестьянства, говорил: «Русская литература сыграла важную роль в моем воспитании. Россия как мощный культурный феномен во многом определила мое отношение к жизни и понимание своего места в ней. Но был мост, который связал столь любимую мною русскую культуру с российским, тогда советским, правительством, совершавшим странные, а иногда ужасные действия. Этим мостом стали для меня война против нацизма, которая оправдала в моем сознании человека и ученого существование Советского Союза, и русское крестьянство, ставшее главной темой моей научной работы… Поэтому иногда я позволяю себе наглость говорить моим русским друзьям: “А ведь в каком-то смысле я знаю Россию лучше вас, потому что вы, в отличие от меня, ничего не знаете про крестьянство, хотя все вы дети и внуки крестьян”».

Родившись в далеком 1930 году в польском тогда Вильно, Теодор в результате известных исторических событий вместе со всей своей семьей в 1939 году становится гражданином Литвы, а в 1940-м — Советского Союза.

Отец Теодора был зажиточным человеком, предпринимателем и сионистом. Это не укладывалось в стандарты новой власти, и в июне 1941 года, за неделю до начала войны, отца Теодора отправили в лагерь, а мать Теодора и его самого — в ссылку, в Самарканд. Солдаты, пришедшие за семьей и увидев четырехлетнюю сестру Теодора, пожалели ее и разрешили оставить в Вильнюсе с дедом, где они и погибли во время немецкой оккупации. А остальных ссылка спасла. Такова была трагическая ирония судьбы многих евреев, оказавшихся на территориях, занятых Советским Союзом в 1939–1940 годах. Автору этих строк рассказывал такую же историю известный американский советолог Михаил Ривкин, который был в ссылке со своей семьей там же, в Самарканде.

Закончилась война, и семья вернулась в Вильно, а потом и в Польшу — полякам и польским евреям разрешалось выбрать гражданство — польское или советское. Семья Шанина выбрала Польшу, но для самого Теодора это было только начало пути, он давно решил, что уедет в Палестину, чтобы продолжить дело своего отца и сражаться за новое государство — Израиль. И принял активное участие в войне 1948 года.

Но, будучи человеком левых убеждений, даже побывав какое-то время членом компартии Израиля, он не смог смириться с правым поворотом в политической жизни Израиля и уехал в Британию, где уже успел поучиться и начать научную деятельность. Именно там он издал свои основные научные труды. А уже во время перестройки предложил создать в России российско-британский университет. И несмотря на всяческие бюрократические препоны, сумел в конце концов добиться этого. В результате его усилий Шанинка стала одним из ведущих гуманитарных вузов России.

И в новой России Теодор продолжил изучать теперь уже современное российское крестьянство. Результатом стали несколько фундаментальных работ по социологии современного российского крестьянства, Шанин даже стал почетным членом РАСХН.

Как писал он сам в заключении к одной из своих самых известных книг «Революция как момент истины», «пока существует выбор — есть надежда. Пока есть надежда — люди ищут правду, мечтают о лучшем мире и борются за него. Пока люди ищут, мечтают и борются, есть надежда». Что ж, эти слова можно назвать путеводными словами его жизни.

Архангельский А. Н. Несогласный Теодор: история жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим. — М.: Издательство АСТ, 2020. — 410 с. Тираж 2000 экз.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дракон против демона Дракон против демона

Жесткость мер Китая по предотвращению распространения нового вируса оправданна

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Курултай для своих, деспотия для чужих Курултай для своих, деспотия для чужих

В Орде русские князья считались бесправными вассалами

Дилетант
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Дороги для русской «бешеной собаки» Дороги для русской «бешеной собаки»

Дороги для русской «бешеной собаки»

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками 7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками

Любишь блеск и гламур? Понимаем и одобряем!

VOICE
Папа умер, отче жив Папа умер, отче жив

«Конклав»: политико-нравственный триллер о правлении католической церкви

Weekend
Сибирский центр притяжения Сибирский центр притяжения

Чем Новосибирская область удивит своих гостей?

Отдых в России
Хватит есть! Хватит есть!

8 неочевидных причин, почему мы переедаем

Лиза
4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо» 4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо»

Как быть, если в нужный момент не найти нужных слов благодарности?

Psychologies
Порто-франко на Суэце Порто-франко на Суэце

Какие возможности открывает российская производственная зона в Египте

Монокль
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
Правила выживания Правила выживания

Жесткая ДКП заставляет искать специфические инструменты для защиты денег

Монокль
«Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии»

Что гобелен из Байё сообщает о завоевании Англии нормандцами

N+1
Побойтесь, ради бога Побойтесь, ради бога

«Еретик»: неудавшийся богословский хоррор с Хью Грантом

Weekend
Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк

Ил-76: зачем его конструкторы изменили стандартную конструкцию самолета?

ТехИнсайдер
Путешествие золотой бляхи Путешествие золотой бляхи

Тайны скифской Долины Царей

Вокруг света
Дарья Казакова Дарья Казакова

Дарья Казакова о переломном моменте и особенностях ее типажа

Grazia
Открыть в приложении