Врач по доверию
Медицинский сервис MedArt.pro намерен создать новый стандарт оказания медицинской помощи, опирающийся на «доверенную сеть» врачей, долгосрочное ведение пациентов и гибридный формат проведения медицинских консультаций и диагностики

Viribus unitis, «общими усилиями», — так звучит девиз нового врачебного сообщества, которое решило предложить рынку свое видение и подход к оказанию медицинской помощи. Речь идет о запуске онлайн-платформы MedArt. pro по проведению медицинских консультаций «доверенным» кругом врачей-единомышленников.
Командная работа врачей — одно из главных отличий нового проекта от уже существующих телемедицинских сервисов. «В “доверенную сеть” попадают только те врачи, которые друг другу доверяют и придерживаются определенных профессиональных принципов, таких как профессиональная автономность врача, пациентоцентричность медицинской помощи, концентрация не на услуге, а на долговременном наблюдении пациентов, высокие этические принципы, опора на доказательную медицину и принятие всего нового, не противоречащего современному познанию, диалоговая модель коммуникации с пациентом, активное использование медицинских цифровых гаджетов и систем», — комментирует принципы построения «доверенной сети» один из идеологов проекта, психолог, доктор семейной медицины Сергей Ануфриев.
Основной акцент в проекте сделан не на организацию разового быстрого доступа к врачу, что предлагает большинство существующих medtech-сервисов, а на качество врачебной консультации и долгосрочное общение с пациентами. Мегацель MedArt.pro — предложить новую пациентоцентричную модель здравоохранения, где основные субъекты — врач и пациент, а не лечебные учреждения и чиновники. При всей востребованности этого подхода на медицинском рынке рисков у нового проекта достаточно. И главный из них связан с ментальной перестройкой сознания пациентов от «обратиться к врачу в остром случае» до «взять ответственность за свое здоровье и управлять им на протяжении всей жизни».
Медицина будущего
Гигантская трансформация рынка медицинских услуг происходит сегодня во всем мире. Экономический кризис, дефицит государственных бюджетов вынуждают правительства снижать социальные обязательства, сокращать и оптимизировать затраты на здравоохранение. Эту же задачу, но с другой стороны решает и IT-индустрия, активно внедряющая цифровые продукты, в первую очередь платформы для дистанционных медицинских консультаций и медицинские гаджеты для персонального контроля за здоровьем. Во всем многообразии происходящих трансформаций можно выделить три ключевые идеи, на которые, как нам кажется, опираются идеологи медицины будущего. Первое: общение с врачом во многом может уходить в онлайн — развитие современных средств объективной диагностики уменьшает необходимость личного осмотра пациентов. Второе: врачи должны быть не только «пожарной командой», призванной разбираться с острыми случаями заболеваний, но прежде всего заниматься превентивной медициной и сопровождением хронических больных. И третье: пациента надо обучить навыкам управления своим здоровьем, чтобы он мог нести за него ответственность.
Все перечисленное пока имеет мало отношения к российскому рынку медицинских услуг, где доминирует государственная страховая система здравоохранения. Однако есть большой запрос на изменения, так как существующая система не решает ключевые социальные задачи — доступности медицинской помощи, повышения ее качества, снижения заболеваемости населения, роста продолжительности жизни и т. д. Альтернативой государственной системе стал рынок частных медицинских услуг, который в последние годы развивается очень динамично: выручка основных его игроков по итогам 2021 года, согласно данным рейтинга Vademecum, выросла на 20–30%. Однако частный бизнес зависит от государственных заказов, особенно по высокотехнологическим направлениям, и в принципе развивается по затратной для населения схеме: несколько посещений врачей, дорогостоящие анализы, отсутствие ответственности сторон за результат и долгосрочного «сотрудничества» между врачом и пациентом.
Создатели платформы MedArt.pro — научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н. А. Семашко» Андрей Алмазов, семейный доктор Сергей Ануфриев и генеральный директор Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний» Борис Зингерман — видят выход из этой ситуации в возвращении к институту семейных врачей, когда каждая семья или человек имеет своего доктора, наблюдающего его в течение всей жизни. Идея, прямо скажем, не нова, однако в MedArt. pro хотят этот подход актуализировать, добавив в отношения врач—пациент современные цифровые технологии — возможности удаленного общения с врачом, обмена диагностической информацией и подключение медицинских гаджетов к оценке состояния здоровья. Это, по их замыслу, должно сделать получение медицинской услуги высокого уровня более доступным и менее затратным, повысить качество жизни человека.
Еще совсем недавно подобного рода результатов ожидали от развития цифровых медицинских технологий, в первую очередь телемедицины. Однако революции не произошло: для государственных клиник внедрение телемедицины очевидно оказалось ненужным и неинтересным, для частных клиник телемедицина как модель развития невыгодна. В результате она заняла адекватное место одного из инструментов взаимодействия врача с пациентом: для коротких повторных консультаций в тех же частных клиниках, для доступа к врачу в географически отдаленных регионах, где медицинская помощь отсутствует, для разовых консультаций по срочным случаям или для получения второго мнения. Плюс телемедицинские консультации стали активно применяться страховыми компаниями в рамках добровольного медицинского страхования (наиболее продвинутая платформа в этом направлении Best Doctor (см. «Сервис на всю жизнь», «Эксперт» № 24 за 2021 год). Если мы посмотрим на рейтинг компаний цифровой медицины (см. таблицу), то увидим, что в списке лидеров этого рынка — платформы, связанные с добровольным медицинским страхованием, за исключением онлайн-сервиса по психологическому консультированию «Ясно», но о нем ниже.