В свете будущего
О том, на что способны современный свет и системы управления им и как последние тренды в светотехнике помогут развивать сельское хозяйство, журналу «Эксперт» рассказал генеральный директор Osram в России Дмитрий Каверин
Два года назад компания Osram ушла с рынка традиционных источников света. На чем было решено сфокусироваться?
— Было принято стратегическое решение сфокусироваться на развитии инноваций в области фотоники, составляющими которой являются источники света, системы управления, оптоэлектронные компоненты. Теперь наша задача заключается в том, чтобы использовать все возможности света, такие как визуализация и агрофотоника (стимулирование роста растений), и создавать решения на основе датчиков и сенсоров на базе инфракрасного и лазерного излучения в областях, непосредственно связанных с жизнедеятельностью человека.
Если говорить о российском рынке, то здесь мы выстроили полную сбытовую систему, структурно похожую на материнскую компанию, за исключением компетенций в R&D. Мы занимаемся не только дистрибуцией продукции концерна Osram, но и работаем в сфере светотехнического консалтинга, помогаем создавать дизайн светильников и комплектовать их нашим оборудованием, так как Osram — профессиональный производитель электроники. Год назад мы запустили завод в Малайзии по производству полупроводниковых компонентов, основные продукты которого сегодня — светодиоды и светодиодные модули, поставляемые практически на все рынки мира, в том числе российский.
Osram в России работает в четырех основных направлениях: дистрибуция специальных источников света (автомобильный свет, источники для кино- и видеопроекции, лампы для дезинфекции и прочее), поставка на конвейеры элементов полупроводниковой оптики (электронные компоненты, датчики, сенсоры), проектные продажи и системы управления светом начиная с небольшого помещения и заканчивая концепцией «Освещение в умном городе».
Например, некоторые стадионы, построенные к чемпионату мира по футболу, оснащены оборудованием Osram — светильниками и системами управления светом, обеспечивающими превосходную телевизионную картинку при трансляции.
— Насколько вообще российский рынок важен для концерна Osram?
— В разных сегментах доля России и стран СНГ отличается. Например, в автомобильном освещении это около 30 процентов, а в ксеноновых лампах для кинотеатров — более 40 процентов, в бактерицидных лампах — порядка 25 процентов. Для нас мало быть хорошо представленными на рынке, необходимо добиться признания со стороны профессионального сообщества потребителей и простого покупателя.
За последние пять лет условия нашей работы на рынках России и стран СНГ существенно улучшились. Дело в том, что российский бизнес быстро обеляется, а для нас снижаются риски, традиционные для стран с развивающейся экономикой.
Вторая хорошая новость — многие компании начинают заказывать более дорогое и качественное световое оборудование, чем в период сразу после девальвации рубля.
— Какие позиции вы занимаете на российском рынке?
— Рынок очень фрагментированный. Но кое-что можно выделить: в лампах специального назначения доля Osram, по нашим оценкам, порядка 30 процентов. Экономическая ситуация в последние три-четыре года заставила нас не только продавать оборудование в России, но и производить. На базе завода Ledvance в Смоленске мы производим бактерицидные лампы, которые используются практически во всех медицинских учреждениях России и некоторых стран СНГ в приборах по рециркуляции воздуха.
— Каким образом вы выделяете приоритетные направления?
— Мы ориентируемся на четыре основных мировых тренда: урбанизация, цифровизация (big data), мобильность и тренд на здоровый образ жизни и увеличение ее продолжительности.
Например, системы «Умный город» могут быть реализованы посредством наших решений — как светильников, так и систем управления. Мы считаем, что наше оборудование поможет экономить энергию. Что касается цифровизации и аналитики больших данных, то системы освещения способны также выступать в качестве интерфейса для обмена информацией с потребителями. В Osram есть проект, цель которого —организация навигации внутри торговых центров, больших общественных зданий (аэропорты и вокзалы) посредством установки систем коммуникации с мобильными устройствами. Благодаря такой навигационной системе подключившийся к ней через мобильное устройство человек может передвигаться по зданию в нужных ему направлениях и получать информацию о скидках и акциях, рейсах и аварийных ситуациях.
Третье очень перспективное для нас направление —агрофотоника, комплексные системы, использующиеся для досветки растений. Количество теплиц в России быстро увеличивается, особенно после введения продовольственного эмбарго в 2014 году. Наши решения для теплиц основаны на светодиодных технологиях, причем мы умеем изменять «рецептуру» света для различных типов растений, меняя лишь настройки нашего оборудования, а не всю систему освещения на корню. В мире лишь единицы компаний выпускают подобное оборудование, позволяющее увеличивать урожайность в теплицах до 30 процентов с единицы площади.
— Каковы ваши планы на развитие на российском рынке в ближайшие несколько лет?
— Рынок России и стран СНГ для Osram приоритетный, так как остается быстрорастущим. За последние пять лет мы росли не менее чем двузначными темпами, и наша задача на два-три года — сохранить такие темпы. Будем развивать все перспективные направления, о которых шла речь выше, а также не станем забывать об огромном количестве автолюбителей, для которых качественный свет важен в любое время суток. Им мы будем предлагать решения, максимально нацеленные на безопасность вождения.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl