Уйти из Китая
Руководитель компании по производству автоматической сантехники рассказывает, почему российскому предприятию выгоднее разместить производство в Китае, чем в своей стране, и что следовало бы сделать для локализации бизнеса в РФ
«Если я построю в России завод по производству смесителей и завалю этим товаром все склады, покупать их у меня не станут. Они будут дороже китайских даже с минимальной наценкой, даже с учетом логистики, пошлин и прочих накладных расходов на доставку из КНР, — говорит Григорий Живов, основатель компании Kopfgescheit, производящей автоматическую сантехнику.
Предприятие работает на стыке сантехники и электроники: производит автоматические смесители, писсуары, сливы, души. У Kopfgescheit есть ряд патентов, в том числе на датчик, устанавливаемый в автописсуары. В отличие от других таких устройств он монтируется внутрь чаши, его нельзя повредить агрессивными моющими средствами, на его работу не влияют температура, влажность, проходящие мимо люди. Сегодня эти сенсоры используют производители санфаянса в России и Белоруссии. Интерес к ним проявляли и компании из Италии, Чехии, Германии, испанская Roca даже готова была сделать первую пробную закупку, но после санкций 2014 года сотрудничество сошло на нет.
«Мы единственные российские производители автоматической сантехники с собственным брендом, которые не только самостоятельно конструируют свои изделия, но и изготавливают их на своей производственной линии в Китае», — утверждают в компании. По словам Григория Живова, другие российские и европейские предприятия собирают свои изделия как конструктор из деталей, которые производятся на разных китайских фабриках. «Приходят на завод по литью изливов для смесителей, выбирают из образцов понравившийся и заказывают выпуск со своим логотипом. Потом идут к производителю сенсоров, выбирают необходимый и заказывают его. Так же поступают с электромагнитными клапанами, коробками для батареек, блоками питания. После этого на отдельном предприятии выполняются окончательная сборка и упаковка изделий. Именно поэтому у нас так много одинаковых автоматических смесителей разных брендов, есть даже “сделанные в России”», — объясняет предприниматель.
Kopfgescheit, хотя и производит свою сантехнику в Китае, пошла по другому пути. Специалисты компании сами разрабатывают свою продукцию, согласуют и оптимизируют каждую деталь с технологами соответствующих заводов в КНР, после чего заказывают пресс-формы, материалы и другие элементы для начала производства и делают серийную партию. Получается сантехника не из типовых деталей китайских заводов, а из компонентов с собственным дизайном и необходимыми свойствами.
Собирают готовые изделия на площадках Kopfgescheit в китайской провинции Гуандун или в Подмосковье — в зависимости от рынка сбыта конечного продукта. В России также находятся отделы R&D и 3D-моделирования, цех механической обработки, цех производства изделий из искусственного камня, конвейер для изготовления изливов смесителей по запатентованной технологии, сборка и проверка качества товара, линия производства автоматических писсуаров.
«Выбираем, что делать самим, а что заказывать на стороне, исключительно из экономических соображений с некоторой поправкой на “патриотичность”: если разница в цене не очень велика, приоритет за Россией», — говорит глава Kopfgescheit.
Выгодное производство
«В какой-то момент мы открыли небольшой заводик в Рязанской области, но через два года подсчитали убытки и закрыли его», — рассказывает Григорий Живов. Производить товар в Китае выгоднее. На это влияет целая совокупность факторов.
«Допустим, я в России построил завод и запустил производство. Мне понадобятся литье латуни, штампы нержавейки, термопласты, хромирование и множество прочей техники, которую загрузить на сто процентов в реальных условиях не получится никогда. А к каждому станку необходим технолог, настройщик, рабочий. Это все очень дорого, — объясняет бизнесмен. — В Китае же много узкоспециализированных производств — от станка для изготовления гаек в сарае посреди бананового поля до огромных заводов по литью латуни. На таких заводах оборудование не простаивает: туда поступают заказы от множества компаний. Кроме того, на все станки хватает одного технолога и одного наладчика, при этом уровень знаний у них намного выше. В Китае ниже цены на материалы, поскольку сырья закупают сразу много».
На эффективности производства сказывается также количество и расположение заводов. Григорий Живов сравнил расходы подмосковного и китайского подразделений своей компании: «У нас все цепочки в большей степени завязаны на Москву. Тут и заказчики, и логистика, и банки. А предприятия раскиданы по всей России. Когда мы задумались о заказе латунных клапанов для наших изделий, то получили хорошее предложение по литью латуни из Краснодарского края, но нужной нам обработки у них не было — она есть только в Ленинградской области. Керамики для вентилей не нашли нигде, а резинотехнические изделия обнаружили в Новгородской области». Как следствие, сложная логистика и транспортные расходы повышают цену продукции.
В Китае же все необходимое можно найти в одном регионе. Например, если в городе появляются заводы по литью латуни и хромированию, вокруг них сразу образуется кластер: туда подтягиваются фабрики по производству комплектующих, предприятия по конечной сборке сантехники.
«Создание кластеров очень удобно, потому что у изготовителей всегда есть возможность комплектации своего продукта всеми составляющими на месте, есть выбор поставщиков. Здесь налажены цепочки поставок — на любую доставку уходит всего несколько часов, при этом логистика почти бесплатна, потому что все находится рядом. В таких “моногородах” работают лучшие технические специалисты отрасли, мастера сборки и продавцы», — рассказывает Сергей Напрейкин, основатель и генеральный директор компании «Экспро», которая занимается оказанием услуг для бизнеса с Китаем. По его словам, китайское правительство всячески поощряет приход новых производителей, предоставляя им налоговые каникулы, снижая ставки налога, бесплатно обеспечивая помещениями на начальном этапе. Уменьшение затрат положительно сказывается на цене товара.
Не последнюю роль играют цены на материалы и доступность технологий. Григорий Живов приводит в пример производство смесителя из нержавеющей стали. Сталь нужной марки на внутреннем рынке Китая стоит порядка 15 тыс. юаней (130 тыс. рублей) за тонну, в России — в среднем 300 тыс. рублей. Цены на штампы, прессформы, обработку и полировку в РФ и КНР сопоставимы. Однако в России не делают станки для гибки тонкостенных труб, роботов для сварки нержавеющей стали — это оборудование нужно завозить из Китая. В сфере электроники у китайцев также гораздо выше качество, больше разнообразие и ниже цена. Что касается таможенных пошлин, то готовую продукцию импортировать выгоднее, чем отдельные детали: в первом случае пошлина составляет 5%, во втором — 6%.
Сейчас товары из Китая в Москву дешевле всего доставлять по железной дороге. Стоимость перевозки самого большого контейнера составляет порядка 10 тыс. долларов (620 тыс. рублей), время — примерно 15 дней. Можно довезти продукцию морем до Владивостока, а оттуда уже отправить поездом в российскую столицу. Цена и сроки поставки в этом случае будут больше: 12 тыс. долларов (744 тыс. рублей) и месяц в пути. Kopfgescheit чаще выбирает второй вариант, так как во Владивостоке у компании есть сотрудник, который занимается растаможиванием и прочими вопросами, касающимися доставки морских грузов.
Получается, что себестоимость производства чаши писсуара в Китае в среднем составляет 30 долларов (1900 рублей). С учетом транспортных расходов, таможенных пошлин и НДС выходит около 60 долларов (3700 рублей). «Это примерно на две тысячи рублей меньше, чем предложения российских заводов на сопоставимую по качеству и размеру чашу», — отмечает Григорий Живов.
Новые трудности и новые возможности
Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных производителей, на складах еще остается автоматическая сантехника из западных стран, начал развиваться параллельный импорт. Тем не менее ассортимент уменьшился, а цены значительно поднялись. «Мы стараемся занять долю рынка, освободившуюся после ухода западных игроков. Оборот компании в России в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился примерно в полтора раза», — отмечают в Kopfgescheit.
В то же время у отечественных производителей санфаянса возникли проблемы с каолиновой глиной, которая является основным сырьем для производства. Раньше ее в основном завозили с Украины, сейчас этот канал поставок перекрыт. В России крупнейшие месторождения каолина расположены в Челябинской и Оренбургской областях. Однако совокупная добыча на них невелика, что сказывается на стоимости сырья. Это нарушило планы Kopfgescheit: ранее компания совместно с Лобненским заводом стройфарфора разработала новый писсуар с конкурентной ценой и планировала перенести производство чаш из Китая в Россию, но из-за проблем с поставками глины проект пришлось приостановить.
«Будь это в Китае, вокруг месторождения каолиновой глины выросло бы несколько сотен предприятий по изготовлению санфаянса, — считает Григорий Живов. — Основные затраты на производство — собственно глина и газ для печей, который у нас намного дешевле, чем в Китае. Но его нужно дотянуть туда, как и дороги, и электричество».
По словам главы Kopfgescheit, в обозримой перспективе в России не получится создать производства автоматической сантехники, которые могли бы конкурировать с китайскими. «В Китае основная масса предприятий, по нашим меркам, недотягивает даже до малого бизнеса: большинство — это микробизнес, крупные заводы можно буквально по пальцам пересчитать. У нас же ставка на огромные предприятия. Хотелось бы это изменить», — говорит бизнесмен.
Татьяна Билькова, руководитель проектов по поиску зарубежных партнеров агентства Weconn — консалтинговой компании в сфере экспорта, отмечает, что таких условий для развития промышленности, как в Китае, нет ни в одной другой стране: «Хотя предпосылки для переноса производства из Китая в Россию есть, на сегодняшний день выгоднее производить товар за рубежом: с китайскими производителями очень сложно конкурировать по цене».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl