Лондонская биржа металлов хочет подписать себе приговор
Обсуждаемый биржей запрет на поставки российского металла, в том числе алюминия, никеля и меди, спровоцирует еще более серьезное сокращение оборота. А может быть, и конец эпохи мировой биржевой торговли металлами

Российский металл, возможно, скоро полностью покинет склады Лондонской биржи металлов — LME. По крайней мере, такой шаг биржа начала обсуждать с участниками рынка — речь идет о запрете на поставки всех металлов из России. Под него могут подпасть, в частности, такие важные для промышленности металлы, как алюминий, никель и медь. Если запрет будет введен, это станет первым самостоятельным решением Лондонской биржи металлов, которая ранее действовала исключительно в рамках санкций, вводимых Великобританией.
Воинственные англосаксы
В октябре LME уже ввела новые ограничения для российских компаний: площадка запретила поставки меди и цинка от Уральской горно-металлургической компании (УГМК) и ее «дочки» — Челябинского цинкового завода. Решение было принято после того, как в конце сентября Великобритания наложила санкции на бывшего президента российского предприятия Искандара Махмудова.
Еще в марте Махмудов заявил, что перестал быть контролирующим бенефициаром и покинул совет директоров УГМК. Но для LME заявлений бизнесмена оказалось мало. Теперь металл от УГМК и Челябинского цинкового завода может быть поставлен на склады LME только в одном случае — если удастся доказать, что партия товара была продана до 26 сентября, когда были введены санкции против Махмудова.
На ограничении поставок меди с УГМК биржа решила на этот раз не останавливаться. Она выпустила «дискуссионный документ» (англ. discussion paper), в котором говорится о возможном запрете на поставки всего российского металла. В документе ставится вопрос, при каких обстоятельствах может быть введен такой запрет.
Появление этого документа еще не означает, что биржа приняла решение и ограничения обязательно будут введены. Это подтвердил и главный исполнительный директор LME Мэтью Чемберлен, заявивший, что «дискуссионный документ» нужен для выяснения мнений участников рынка. Последние могут высказаться и против подобных мер.
Однако очевидно, что определенный тренд на ограничения для российских металлургов на бирже уже задан. Напомним, еще в апреле LME ввела запрет на размещение российской меди, свинца, алюминия и алюминиевых сплавов на своих складах в Великобритании. (У LME есть склады по всему миру, начиная со стран ЕС и заканчивая Азией, например Сингапуром.) Под запрет тогда подпала продукция «Русала», «Норникеля», «Уралэлектромеди».
От Лондона до Шанхая
Лондонская биржа металлов является крупнейшей в мире товарной биржей исторически. До начала XX века Великобритания была самой индустриально развитой страной мира. И именно ей нужно было больше всего цветных металлов. LME работает с конца XIX века — с 1877 года. Сегодня на бирже ведутся торги основными промышленными металлами — алюминием, медью, цинком, никелем, свинцом, титаном и серебром.
Десять лет назад LME была куплена холдингом Hong Kong Exchanges and Clearing. На тот момент она считалась крупнейшей в мире, а сделка с Гонконгом должна была дать возможность расширить бизнес LME в Азии с использованием региональных ресурсов, инфраструктуры и сети HKEx.
Сейчас общий годовой оборот торгов на Лондонской бирже металлов достигает 14 трлн долларов, или 145 млн контрактов. Именно здесь формируются мировые цены на металлы. Контракты на большинство из них так или иначе привязаны к ценам на LME — либо прямо (например, на медный концентрат), либо в числе прочих факторов (например, на медные катоды).
У LME есть несколько глобальных конкурентов — прежде всего это чикагская Chicago Mercantile Exchange, COMEX и Шанхайская фьючерсная биржа SHFE. Однако оценить «в деньгах» всю глобальную биржевую торговлю металлами и долю каждой из площадок практически невозможно — в силу разницы в устройстве всех трех бирж и прихотливости биржевой статистики, которую они считают возможной раскрывать.
Так, COMEX и нью-йоркская New York Mercantile Exchange, где торгуют контрактами на платину, палладий, золото и другие металлы, сейчас объединены в CME Group, где торгуется огромный класс активов, начиная с процентных деривативов и заканчивая фьючерсами на нефть и хлопок. CME Group не публикует торговый оборот в деньгах, только в числе контрактов. Известно, что «металлические» секции в 2021 году дали суммарно чуть менее 140 млн контрактов — практически на уровне LME. Но это включая торги драгоценными металлами.
Одной из крупнейших товарных бирж в мире также является Шанхайская фьючерсная. Она специализируется на фьючерсных контрактах на разные товары — не только металлы, но и мазут, стальную арматуру и т. д. У этой биржи так же, как и у LME, есть свои склады. За 2021 год объем торгов на SHFE составил 2,4 млрд контрактов — по всем товарам, отдельно по металлам статистики нет.
Однако само по себе число лотов или контрактов мало что говорит, так как размер лота в каждом конкретном случае неизвестен.