В двадцать седьмой раз были названы имена лауреатов приза Benois de la Danse

ЭкспертКультура

Танец, которого мы ждем

В двадцать седьмой раз были названы имена лауреатов приза Benois de la Danse — главного в мировом балете

Вячеслав Суриков

Балет «Волшебник страны Оз», за который композитор Мэттью Пирс и хореограф Септим Вебр были номинированы на приз Benois de la Dansе 2019 года. Балет Канзас-Сити. Фото Михаил Логвинов

Мировой балет балансирует между классическим танцем и модерном. Классика то уступает, то возвращает свои позиции. Даже на Benois de la Dansе, чьи основные события разворачиваются на сцене Большого театра, только по аплодисментам можно судить, что публика по-прежнему отдает предпочтение балетным движениям, которые оттачивались столетиями, и с некой настороженностью воспринимает танцы, созданные современными хореографами, заходящими в своих поисках все дальше и дальше. Солист компании «Мальпасо» Абель Рохо в танце «Моя сцена всегда со мной» заходит едва ли не дальше всех. Танцовщик с атлетической фигурой даже не пытается делать то, чем принято поражать публику: высокие прыжки с зависанием в воздухе. Он танцует в пределах трех квадратных настилов: приносит их с собой, раскладывает на сцене, а затем слегка перемещает. Это минималистический во всех отношениях танец. Он не только исполняется на небольшом пространстве, но и ограничивается минимальным диапазоном движений. Рохо не размахивает руками и ногами, а иногда почти не двигается.

Его танец открывает нам перспективу развития балета. Сотканный из механических движений, воспроизводящий кукольную пластику, балет мучительно пытается обрести первозданную естественность. Хореографы все чаще пытаются оборвать невидимые нити, привязанные к ногам и рукам танцовщиков. Но здание классического балета, воздвигнутое во второй половине XIX века гением Мариуса Петипа, по-прежнему остается незыблемым. Новый танец, не имеющий формы, растекается у его подножия, тогда как классический балет бесконечно множится и воссоздается на главных мировых сценах, с которых не сходят «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и примкнувшая к ним «Жизель». Балетные артисты, если хотят быть любимыми публикой, причем любимыми неподдельно, искренне, обречены проникать в пространство музыки Чайковского и Адана и существовать там, пока она звучит. Замыкает этот композиторский триумвират Людвиг Минкус — автор музыки к балетам «Баядерка» и «Дон-Кихот», с которыми также связано имя божественного Петипа.

То, что ему суждено было реализовать свой творческий потенциал в России да еще попасть в один исторический период с русским музыкальным гением Чайковским, предопределило судьбу русского балета. Настоящие «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» только на сцене Мариинского или Большого. И если какой-то другой театр захочет, хотя бы отчасти, приблизиться к величию мистериального действия, которое творится на сценах этих двух русских театров, он должен добавить в свои спектакли «щепотку» русского — пригласить либо русского постановщика, либо русских танцовщиков. Возможно, именно поэтому танцовщиков какого бы театра ни объявляли в номинациях Benois de la Dansе — звучали русские фамилии. И все же они воспринимались как птенцы, выпавшие из гнезда, еще не успевшие опериться и обрести силу для настоящего полета над сценой. Солисты Большого выглядели так, как выглядят футболисты, играющие на своем поле: сильными, уверенными и не нуждающимися в дополнительном подтверждении своего величия.

Но настоящие богини могут танцевать во всех местах сразу: им покоряются Москва и Санкт-Петербург, им покоряется мировая сцена. Светлана Захарова — прима-балерина сразу двух театров: миланского Ла Скала и Большого. В этом году она заняла в жюри место Юрия Григоровича — еще одного бога русского балета, сумевшего поставить балет (в котором до сих пор царили женщины) с главной мужской партией — «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Последние два года патриарх не участвует в заседаниях жюри и тем не менее остается его председателем. Benois de la Dansе неразрывно связан с его именем. Авторитет приза во многом зиждется на авторитете Юрия Григоровича, а он непререкаем. Замещающая его Захарова, балерина, достигшая в классическом балете всех мыслимых совершенств, постепенно движется в сторону модерна: второй год выпускает сольные спектакли, поставленные современными хореографами.

Один из них — Юрий Посохов, поставивший в паре с композитором Ильей Демуцким два балета на сцене Большого театра: «Герой нашего времени» и многострадальный «Нуреев». В прошлом году последний собрал почти все призы Benois de la Dansе. Балет редко попадает в афишу Большого, поэтому Benois de la Dansе — одна из возможностей увидеть хотя бы фрагмент из него. Вячеслав Лопатин вышел на сцену в номере «Письмо к Руди» и продемонстрировал страстный танец с завораживающей хореографией под музыку, в которой Демуцкий показывает фантастическое владение всеми инструментами воздействия на психоэмоциональное поле публики. Лопатин танцует свою партию в костюме: на нем брюки и пиджак поверх водолазки. Это отнюдь не сказочный принц, но живой человек, мечущийся в тюрьме собственных страстей. Мы видим ни на что не похожий танец, при этом с необычайно силой выражающий состояние исполняющего его персонажа.

Еще одно чудо, явленное в этом году зрителям гала-концертов Benois de la Dansе, — хореография Кристал Пайт, которая получила приз еще два года назад, но никак не может попасть на присуждение призов. В этот раз на церемонию награждения приехал ее представитель и привез с собой двух танцовщиков — они исполнили номер «Другой ты» на музыку Бетховена. Мы слышим до боли знакомую мелодию «Лунной сонаты» и видим зрелище, которое заставляет полностью ее переосмыслить: вместо неторопливого восхождения на вершину лирического состояния мы низвергаемся в пучину борьбы между добром и злом, сосуществующим в одном и том же человеке. Кристал Пайт освобождает музыку от наросших на нее стереотипов и воплощает ее в танце, придает ей форму, чтобы ее можно было созерцать. Один из шедевров хореографа балет «Времена года» на музыку Вивальди: она очищает ее от привычной смысловой оболочки, которую ей навязали музыковеды, и создает невиданное зрелище, шокирующее зрителей метафизическим глубинами.

В «Даме с камелиями» Джона Ноймайера, поставленной на музыку Фредерика Шопена, современный балет обрел шедевр, растиражированный всеми ведущими театрами мира. В Большом идет едва ли не образцовая его версия, и главную партию в нем танцует Светлана Захарова. Значительная часть номинаций Benois de la Dansе в нынешнем году связана именно с этим балетом. Хореография Ноймайера приближается к классическим образцам и в то же время позволяет показать все достижения современного танца, стремящегося к максимальной чувственности, к предельной открытости эмоций. Его вечный сюжет — история любви, рассказанная от лица женщины. Это балетный канон; его бесконечно пытается преодолеть современный танец, но, чтобы попытка оказалась успешной, нужно либо время, которое однажды заставит воспринимать хореографию Петипа как нечто вычурное, либо равный ему гений.

Балет нуждается также в своих композиторах. В этом году ни один из них не получил приза Benois de la Dansе. Что легко объясняется предпочтениями Светланы Захаровой: она необычайно чутко воспринимает музыку и жюри отказалось давать приз, хотя и Мэттью Пирс, автор музыки к балету «Волшебник из страны Оз», и Кейт Уитли, написавшая музыку к балету «Пламя», создали яркие произведения, заслуживающие внимания и искушенных меломанов, и широкой публики. Балет нуждается в новых визуальных формах, которые можно широко тиражировать. Как и драматическому театру, ему нужен выход на массовую аудиторию, но если театр драматический с трудом преодолевает языковой барьер, то у балета этого барьера нет. Балет из искусства для высшего света, искусства, создающего образ рая, трансформируется в искусство, которое может говорить на понятном всем языке и оказываться там, где его ждут. Что касается классики, то за ней в ближайшие сто лет добро пожаловать в Россию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уссу качнули права Уссу качнули права

Почему чиновники не умеют говорить с народом

Русский репортер
Надо жить начать обратно: история последнего альбома Nirvana — In Utero Надо жить начать обратно: история последнего альбома Nirvana — In Utero

Рассказываем об альбоме, бесповоротно изменившем рок-музыку

Правила жизни
Выжить без прибора Выжить без прибора

Минстрой хочет отменить обязательную установку счетчиков тепла в новостройках

Эксперт
Гвоздика Гвоздика

В античной медицине её считали средством, укрепляющим желудок и печень

Здоровье
После символистов: футуризм После символистов: футуризм

Грандиозная языковая революция, совершённая футуристами в русской поэзии

Полка
«Боевое НЛП»: как понять, что вас вербуют «Боевое НЛП»: как понять, что вас вербуют

Как распознать методы боевого НЛП

Psychologies
Главное действующее лицо по-прежнему студент Главное действующее лицо по-прежнему студент

Как сохранить творческую атмосферу на факультете?

Знание – сила
Закрытие сезона Закрытие сезона

Какие ошибки часто совершают дачники в конце сезона и как их исправить

Лиза
Поезд до подъезда Поезд до подъезда

Будущее железных дорог — в обеспечении «бесшовного» пути до конечной точки

Эксперт
«Граф» Пабло Ларраина: что будет, если диктатор окажется бессмертным вампиром «Граф» Пабло Ларраина: что будет, если диктатор окажется бессмертным вампиром

Как история о диктаторе-вампире оказывается менее интересной, чем ожидаешь

Forbes
Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа

Чукотка активно развивает сферу туризма и восстанавливает турпоток

ФедералПресс
Пессимизм в одной отдельной взятой стране Пессимизм в одной отдельной взятой стране

Художник Иван Дубяга: поэзия в живописи

Weekend
Утренний и вечерний фитнес Утренний и вечерний фитнес

Когда надо тренироваться – утром или вечером? Свои плюсы и минусы есть во всём

Здоровье
Умный подход к наблюдению Умный подход к наблюдению

Как нейросеть VIJU помогает автоматически отслеживать ЧП в строительном секторе

Деньги
Руслан Юнусов: «Квантовые технологии затронут все сферы жизни человека» Руслан Юнусов: «Квантовые технологии затронут все сферы жизни человека»

Квантовые технологии могут в будущем перевернуть наше представление о мире

ФедералПресс
Между нами, девочками Между нами, девочками

Как визит к гинекологу помогает решить проблемы с кожей

Лиза
Сцены из двух супружеских жизней Сцены из двух супружеских жизней

«Вычитание»: триллер о двойниках, слишком повернутый на собственной драматургии

Weekend
Привет из прошлого Привет из прошлого

Как реагировать, если вдруг начинает писать бывший молодой человек?

Лиза
Арбузное настроение Арбузное настроение

5 небанальных рецептов из летней ягоды

Лиза
Кто круче Рогова Кто круче Рогова

Самый медийный стилист страны и один из пионеров мейковер-шоу Александр Рогов

Собака.ru
Музыкальная пауза: как Тупак Шакур воспел Западное побережье в California Love Музыкальная пауза: как Тупак Шакур воспел Западное побережье в California Love

Как Тупак Шакур записал один из главных хитов в карьере — California Love

Правила жизни
20 спорных и культовых фильмов про секс: от «Интимных мест» до «Служанки» 20 спорных и культовых фильмов про секс: от «Интимных мест» до «Служанки»

Фильмы, которые рассматривают интимность и любовные интриги

РБК
Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации Вижу цель. Как не потеряться в потоке информации

Как оставаться верным своим целям и не поддаваться на манипуляции

СНОБ
Приданое, колдовство, ненависть: что такое фемицид и за что убивают женщин Приданое, колдовство, ненависть: что такое фемицид и за что убивают женщин

Фемицид: что это такое и как на убийства женщин реагирует общество?

Forbes
Куда пропала правобережная мурома Куда пропала правобережная мурома

Находки с правого берега Оки позволили по-новому взглянуть на мурому

Наука
Убить пересменщика Убить пересменщика

«Подменыш»: хоррор отцовства

Weekend
Alef — без крыльев и винтов Alef — без крыльев и винтов

Чем хорош летающий автомобиль, который уже поступил в продажу

Цифровой океан
Левински Левински

Тель-авивский рынок Левински — гастро-жемчужина Израиля

Seasons of life
Беспилотники ускоряются Беспилотники ускоряются

Самарская область намерена стать лидером в производстве беспилотников

Эксперт
Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино

Как франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар повлиял на кино.

Правила жизни
Открыть в приложении