В двадцать седьмой раз были названы имена лауреатов приза Benois de la Danse

ЭкспертКультура

Танец, которого мы ждем

В двадцать седьмой раз были названы имена лауреатов приза Benois de la Danse — главного в мировом балете

Вячеслав Суриков

Балет «Волшебник страны Оз», за который композитор Мэттью Пирс и хореограф Септим Вебр были номинированы на приз Benois de la Dansе 2019 года. Балет Канзас-Сити. Фото Михаил Логвинов

Мировой балет балансирует между классическим танцем и модерном. Классика то уступает, то возвращает свои позиции. Даже на Benois de la Dansе, чьи основные события разворачиваются на сцене Большого театра, только по аплодисментам можно судить, что публика по-прежнему отдает предпочтение балетным движениям, которые оттачивались столетиями, и с некой настороженностью воспринимает танцы, созданные современными хореографами, заходящими в своих поисках все дальше и дальше. Солист компании «Мальпасо» Абель Рохо в танце «Моя сцена всегда со мной» заходит едва ли не дальше всех. Танцовщик с атлетической фигурой даже не пытается делать то, чем принято поражать публику: высокие прыжки с зависанием в воздухе. Он танцует в пределах трех квадратных настилов: приносит их с собой, раскладывает на сцене, а затем слегка перемещает. Это минималистический во всех отношениях танец. Он не только исполняется на небольшом пространстве, но и ограничивается минимальным диапазоном движений. Рохо не размахивает руками и ногами, а иногда почти не двигается.

Его танец открывает нам перспективу развития балета. Сотканный из механических движений, воспроизводящий кукольную пластику, балет мучительно пытается обрести первозданную естественность. Хореографы все чаще пытаются оборвать невидимые нити, привязанные к ногам и рукам танцовщиков. Но здание классического балета, воздвигнутое во второй половине XIX века гением Мариуса Петипа, по-прежнему остается незыблемым. Новый танец, не имеющий формы, растекается у его подножия, тогда как классический балет бесконечно множится и воссоздается на главных мировых сценах, с которых не сходят «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и примкнувшая к ним «Жизель». Балетные артисты, если хотят быть любимыми публикой, причем любимыми неподдельно, искренне, обречены проникать в пространство музыки Чайковского и Адана и существовать там, пока она звучит. Замыкает этот композиторский триумвират Людвиг Минкус — автор музыки к балетам «Баядерка» и «Дон-Кихот», с которыми также связано имя божественного Петипа.

То, что ему суждено было реализовать свой творческий потенциал в России да еще попасть в один исторический период с русским музыкальным гением Чайковским, предопределило судьбу русского балета. Настоящие «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» только на сцене Мариинского или Большого. И если какой-то другой театр захочет, хотя бы отчасти, приблизиться к величию мистериального действия, которое творится на сценах этих двух русских театров, он должен добавить в свои спектакли «щепотку» русского — пригласить либо русского постановщика, либо русских танцовщиков. Возможно, именно поэтому танцовщиков какого бы театра ни объявляли в номинациях Benois de la Dansе — звучали русские фамилии. И все же они воспринимались как птенцы, выпавшие из гнезда, еще не успевшие опериться и обрести силу для настоящего полета над сценой. Солисты Большого выглядели так, как выглядят футболисты, играющие на своем поле: сильными, уверенными и не нуждающимися в дополнительном подтверждении своего величия.

Но настоящие богини могут танцевать во всех местах сразу: им покоряются Москва и Санкт-Петербург, им покоряется мировая сцена. Светлана Захарова — прима-балерина сразу двух театров: миланского Ла Скала и Большого. В этом году она заняла в жюри место Юрия Григоровича — еще одного бога русского балета, сумевшего поставить балет (в котором до сих пор царили женщины) с главной мужской партией — «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Последние два года патриарх не участвует в заседаниях жюри и тем не менее остается его председателем. Benois de la Dansе неразрывно связан с его именем. Авторитет приза во многом зиждется на авторитете Юрия Григоровича, а он непререкаем. Замещающая его Захарова, балерина, достигшая в классическом балете всех мыслимых совершенств, постепенно движется в сторону модерна: второй год выпускает сольные спектакли, поставленные современными хореографами.

Один из них — Юрий Посохов, поставивший в паре с композитором Ильей Демуцким два балета на сцене Большого театра: «Герой нашего времени» и многострадальный «Нуреев». В прошлом году последний собрал почти все призы Benois de la Dansе. Балет редко попадает в афишу Большого, поэтому Benois de la Dansе — одна из возможностей увидеть хотя бы фрагмент из него. Вячеслав Лопатин вышел на сцену в номере «Письмо к Руди» и продемонстрировал страстный танец с завораживающей хореографией под музыку, в которой Демуцкий показывает фантастическое владение всеми инструментами воздействия на психоэмоциональное поле публики. Лопатин танцует свою партию в костюме: на нем брюки и пиджак поверх водолазки. Это отнюдь не сказочный принц, но живой человек, мечущийся в тюрьме собственных страстей. Мы видим ни на что не похожий танец, при этом с необычайно силой выражающий состояние исполняющего его персонажа.

Еще одно чудо, явленное в этом году зрителям гала-концертов Benois de la Dansе, — хореография Кристал Пайт, которая получила приз еще два года назад, но никак не может попасть на присуждение призов. В этот раз на церемонию награждения приехал ее представитель и привез с собой двух танцовщиков — они исполнили номер «Другой ты» на музыку Бетховена. Мы слышим до боли знакомую мелодию «Лунной сонаты» и видим зрелище, которое заставляет полностью ее переосмыслить: вместо неторопливого восхождения на вершину лирического состояния мы низвергаемся в пучину борьбы между добром и злом, сосуществующим в одном и том же человеке. Кристал Пайт освобождает музыку от наросших на нее стереотипов и воплощает ее в танце, придает ей форму, чтобы ее можно было созерцать. Один из шедевров хореографа балет «Времена года» на музыку Вивальди: она очищает ее от привычной смысловой оболочки, которую ей навязали музыковеды, и создает невиданное зрелище, шокирующее зрителей метафизическим глубинами.

В «Даме с камелиями» Джона Ноймайера, поставленной на музыку Фредерика Шопена, современный балет обрел шедевр, растиражированный всеми ведущими театрами мира. В Большом идет едва ли не образцовая его версия, и главную партию в нем танцует Светлана Захарова. Значительная часть номинаций Benois de la Dansе в нынешнем году связана именно с этим балетом. Хореография Ноймайера приближается к классическим образцам и в то же время позволяет показать все достижения современного танца, стремящегося к максимальной чувственности, к предельной открытости эмоций. Его вечный сюжет — история любви, рассказанная от лица женщины. Это балетный канон; его бесконечно пытается преодолеть современный танец, но, чтобы попытка оказалась успешной, нужно либо время, которое однажды заставит воспринимать хореографию Петипа как нечто вычурное, либо равный ему гений.

Балет нуждается также в своих композиторах. В этом году ни один из них не получил приза Benois de la Dansе. Что легко объясняется предпочтениями Светланы Захаровой: она необычайно чутко воспринимает музыку и жюри отказалось давать приз, хотя и Мэттью Пирс, автор музыки к балету «Волшебник из страны Оз», и Кейт Уитли, написавшая музыку к балету «Пламя», создали яркие произведения, заслуживающие внимания и искушенных меломанов, и широкой публики. Балет нуждается в новых визуальных формах, которые можно широко тиражировать. Как и драматическому театру, ему нужен выход на массовую аудиторию, но если театр драматический с трудом преодолевает языковой барьер, то у балета этого барьера нет. Балет из искусства для высшего света, искусства, создающего образ рая, трансформируется в искусство, которое может говорить на понятном всем языке и оказываться там, где его ждут. Что касается классики, то за ней в ближайшие сто лет добро пожаловать в Россию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Только в путь Только в путь

Вам кажется, что люди делятся на вечных странников и крепких домоседов?

GQ
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Выжить без прибора Выжить без прибора

Минстрой хочет отменить обязательную установку счетчиков тепла в новостройках

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Есть контакт Есть контакт

Певец и продюсер ELMAN о музыке в его жизни и его жизни в музыке

Men Today
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Спору — нет / спору — да Спору — нет / спору — да

Где подстерегают людей конфликты и почему они полезны?

Men Today
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Даже не верится: Леонардо ДиКаприо – 50! Даже не верится: Леонардо ДиКаприо – 50!

Собрали самые интересные факты о знаменитом актере Леонардо ДиКаприо

Лиза
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Площадь свободы Площадь свободы

Что такое мастер-спальня и где можно ночью играть на пианино?

VOICE
От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети

В каких сферах применяют ИИ и каких результатов удалось добиться?

Inc.
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
«Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек «Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек

Екатерина Габашвили: грузинская писательница и общественный деятель

Forbes
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
Открыть в приложении