В двадцать седьмой раз были названы имена лауреатов приза Benois de la Danse

ЭкспертКультура

Танец, которого мы ждем

В двадцать седьмой раз были названы имена лауреатов приза Benois de la Danse — главного в мировом балете

Вячеслав Суриков

Балет «Волшебник страны Оз», за который композитор Мэттью Пирс и хореограф Септим Вебр были номинированы на приз Benois de la Dansе 2019 года. Балет Канзас-Сити. Фото Михаил Логвинов

Мировой балет балансирует между классическим танцем и модерном. Классика то уступает, то возвращает свои позиции. Даже на Benois de la Dansе, чьи основные события разворачиваются на сцене Большого театра, только по аплодисментам можно судить, что публика по-прежнему отдает предпочтение балетным движениям, которые оттачивались столетиями, и с некой настороженностью воспринимает танцы, созданные современными хореографами, заходящими в своих поисках все дальше и дальше. Солист компании «Мальпасо» Абель Рохо в танце «Моя сцена всегда со мной» заходит едва ли не дальше всех. Танцовщик с атлетической фигурой даже не пытается делать то, чем принято поражать публику: высокие прыжки с зависанием в воздухе. Он танцует в пределах трех квадратных настилов: приносит их с собой, раскладывает на сцене, а затем слегка перемещает. Это минималистический во всех отношениях танец. Он не только исполняется на небольшом пространстве, но и ограничивается минимальным диапазоном движений. Рохо не размахивает руками и ногами, а иногда почти не двигается.

Его танец открывает нам перспективу развития балета. Сотканный из механических движений, воспроизводящий кукольную пластику, балет мучительно пытается обрести первозданную естественность. Хореографы все чаще пытаются оборвать невидимые нити, привязанные к ногам и рукам танцовщиков. Но здание классического балета, воздвигнутое во второй половине XIX века гением Мариуса Петипа, по-прежнему остается незыблемым. Новый танец, не имеющий формы, растекается у его подножия, тогда как классический балет бесконечно множится и воссоздается на главных мировых сценах, с которых не сходят «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и примкнувшая к ним «Жизель». Балетные артисты, если хотят быть любимыми публикой, причем любимыми неподдельно, искренне, обречены проникать в пространство музыки Чайковского и Адана и существовать там, пока она звучит. Замыкает этот композиторский триумвират Людвиг Минкус — автор музыки к балетам «Баядерка» и «Дон-Кихот», с которыми также связано имя божественного Петипа.

То, что ему суждено было реализовать свой творческий потенциал в России да еще попасть в один исторический период с русским музыкальным гением Чайковским, предопределило судьбу русского балета. Настоящие «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» только на сцене Мариинского или Большого. И если какой-то другой театр захочет, хотя бы отчасти, приблизиться к величию мистериального действия, которое творится на сценах этих двух русских театров, он должен добавить в свои спектакли «щепотку» русского — пригласить либо русского постановщика, либо русских танцовщиков. Возможно, именно поэтому танцовщиков какого бы театра ни объявляли в номинациях Benois de la Dansе — звучали русские фамилии. И все же они воспринимались как птенцы, выпавшие из гнезда, еще не успевшие опериться и обрести силу для настоящего полета над сценой. Солисты Большого выглядели так, как выглядят футболисты, играющие на своем поле: сильными, уверенными и не нуждающимися в дополнительном подтверждении своего величия.

Но настоящие богини могут танцевать во всех местах сразу: им покоряются Москва и Санкт-Петербург, им покоряется мировая сцена. Светлана Захарова — прима-балерина сразу двух театров: миланского Ла Скала и Большого. В этом году она заняла в жюри место Юрия Григоровича — еще одного бога русского балета, сумевшего поставить балет (в котором до сих пор царили женщины) с главной мужской партией — «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Последние два года патриарх не участвует в заседаниях жюри и тем не менее остается его председателем. Benois de la Dansе неразрывно связан с его именем. Авторитет приза во многом зиждется на авторитете Юрия Григоровича, а он непререкаем. Замещающая его Захарова, балерина, достигшая в классическом балете всех мыслимых совершенств, постепенно движется в сторону модерна: второй год выпускает сольные спектакли, поставленные современными хореографами.

Один из них — Юрий Посохов, поставивший в паре с композитором Ильей Демуцким два балета на сцене Большого театра: «Герой нашего времени» и многострадальный «Нуреев». В прошлом году последний собрал почти все призы Benois de la Dansе. Балет редко попадает в афишу Большого, поэтому Benois de la Dansе — одна из возможностей увидеть хотя бы фрагмент из него. Вячеслав Лопатин вышел на сцену в номере «Письмо к Руди» и продемонстрировал страстный танец с завораживающей хореографией под музыку, в которой Демуцкий показывает фантастическое владение всеми инструментами воздействия на психоэмоциональное поле публики. Лопатин танцует свою партию в костюме: на нем брюки и пиджак поверх водолазки. Это отнюдь не сказочный принц, но живой человек, мечущийся в тюрьме собственных страстей. Мы видим ни на что не похожий танец, при этом с необычайно силой выражающий состояние исполняющего его персонажа.

Еще одно чудо, явленное в этом году зрителям гала-концертов Benois de la Dansе, — хореография Кристал Пайт, которая получила приз еще два года назад, но никак не может попасть на присуждение призов. В этот раз на церемонию награждения приехал ее представитель и привез с собой двух танцовщиков — они исполнили номер «Другой ты» на музыку Бетховена. Мы слышим до боли знакомую мелодию «Лунной сонаты» и видим зрелище, которое заставляет полностью ее переосмыслить: вместо неторопливого восхождения на вершину лирического состояния мы низвергаемся в пучину борьбы между добром и злом, сосуществующим в одном и том же человеке. Кристал Пайт освобождает музыку от наросших на нее стереотипов и воплощает ее в танце, придает ей форму, чтобы ее можно было созерцать. Один из шедевров хореографа балет «Времена года» на музыку Вивальди: она очищает ее от привычной смысловой оболочки, которую ей навязали музыковеды, и создает невиданное зрелище, шокирующее зрителей метафизическим глубинами.

В «Даме с камелиями» Джона Ноймайера, поставленной на музыку Фредерика Шопена, современный балет обрел шедевр, растиражированный всеми ведущими театрами мира. В Большом идет едва ли не образцовая его версия, и главную партию в нем танцует Светлана Захарова. Значительная часть номинаций Benois de la Dansе в нынешнем году связана именно с этим балетом. Хореография Ноймайера приближается к классическим образцам и в то же время позволяет показать все достижения современного танца, стремящегося к максимальной чувственности, к предельной открытости эмоций. Его вечный сюжет — история любви, рассказанная от лица женщины. Это балетный канон; его бесконечно пытается преодолеть современный танец, но, чтобы попытка оказалась успешной, нужно либо время, которое однажды заставит воспринимать хореографию Петипа как нечто вычурное, либо равный ему гений.

Балет нуждается также в своих композиторах. В этом году ни один из них не получил приза Benois de la Dansе. Что легко объясняется предпочтениями Светланы Захаровой: она необычайно чутко воспринимает музыку и жюри отказалось давать приз, хотя и Мэттью Пирс, автор музыки к балету «Волшебник из страны Оз», и Кейт Уитли, написавшая музыку к балету «Пламя», создали яркие произведения, заслуживающие внимания и искушенных меломанов, и широкой публики. Балет нуждается в новых визуальных формах, которые можно широко тиражировать. Как и драматическому театру, ему нужен выход на массовую аудиторию, но если театр драматический с трудом преодолевает языковой барьер, то у балета этого барьера нет. Балет из искусства для высшего света, искусства, создающего образ рая, трансформируется в искусство, которое может говорить на понятном всем языке и оказываться там, где его ждут. Что касается классики, то за ней в ближайшие сто лет добро пожаловать в Россию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ким Фурнэ: «Люди не хотят переплачивать банкам» Ким Фурнэ: «Люди не хотят переплачивать банкам»

Почему от развития финансовых технологий выиграют прежде всего бедные страны

РБК
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Выжить без прибора Выжить без прибора

Минстрой хочет отменить обязательную установку счетчиков тепла в новостройках

Эксперт
Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок

Топ удовольствий, о которых стыдно говорить

Psychologies
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены

Autonews познакомился с новым Hyundai Santa Fe в России. Названы плюсы и минусы

РБК
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

Нюансы скандального дела Venu Sports и монополии медиаимперий

Forbes
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами? Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами?

Когда и как были открыты витамины и почему получили именно такие названия?

ТехИнсайдер
Игорь Кузьмичев Игорь Кузьмичев

Экскурсия по локациям андеграундного Ленинграда от историка Игоря Кузьмичева

Собака.ru
Микроскопическая угроза Микроскопическая угроза

Ученые СПбГУ изучают сверхмелкий космический мусор

Санкт-Петербургский университет
Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских

Свободнее всего в Европе пространство осваивают карельские медведи

N+1
Иду на быт! 11 лайфхаков Иду на быт! 11 лайфхаков

Масштабный «разбор завалов»: расскажем, как сэкономить силы, время и нервы

Лиза
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой» Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой»

Больничная клоунада не про актерские амбиции, а про понимание ситуации

Коллекция. Караван историй
Как привить себе новые привычки: советы ученых Как привить себе новые привычки: советы ученых

Освоение нового режима может быть пугающим, но это проще, чем многим кажется

ТехИнсайдер
Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка

Что лучше: ставить ребенку высокие планки или пустить все на самотек?

ТехИнсайдер
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
Хорошего понемногу: почему спать слишком долго вредно для здоровья Хорошего понемногу: почему спать слишком долго вредно для здоровья

Чрезмерный сон может привести к печальным последствиям

ТехИнсайдер
Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают? Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают?

Способен ли человеческий мозг хранить мельчайшие подробности всей своей жизни

ТехИнсайдер
Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия

Отрывок из повести-сказки, которая поможет пережить страшные времена

СНОБ
Подсказанный Солнцем Подсказанный Солнцем

Какое вещество сперва нашли не на Земле

Санкт-Петербургский университет
Секрет паштета Секрет паштета

Паштет: критерии свежести и качества популярной закуски

Лиза
Открыть в приложении