Больничная клоунада не про актерские амбиции, а про понимание ситуации

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой»

«Иногда читаешь какую-нибудь историю и думаешь: «Слава богу, что я не главная героиня, потому что сыграть такое нагромождение страданий просто немыслимо! Как тебя изнасиловали в детстве, обманули и подставили в браке, посадили в тюрьму, украли твоего ребенка, а потом у тебя наступила амнезия и жизнь началась с чистого листа!»

Беседовала Елена Ланкина

Фото: А. Цветкова/из архива Е. Муравьевой

Елена, вас, наверное, спрашивают, не родственница ли вы актрисы Ирины Муравьевой?

— Конечно. Люди часто ищут у однофамильцев какие-то пересечения и родственные связи, особенно если те публичные персоны. Но с Ириной Вадимовной мы не родственники.

— Рассказывая о своей юности, вы однажды признались: «Я никогда не хотела стать артисткой».

— Да, у меня никогда не было такого осознанного желания. Возможно, потому, что моя семья не имела отношения к искусству. Мама — медсестра, папа — вертолетный механик. Но в восьмом классе, повинуясь какому-то необъяснимому порыву, я поступила в театральную студию. Там было очень интересно и весело. Занималась с удовольствием. Как-то раз наш педагог Татьяна Владимировна спросила, не планирую ли поступать в театральный. И я впервые об этом задумалась. Это было в девятом классе.

Татьяна Владимировна стала мне помогать готовиться к поступлению. В конце десятого класса мы с ней запустили пробный шар — я сходила на прослушивание в Школу-студию МХАТ. Там не спрашивали документов, не интересовались, окончил ты школу или нет. Абитуриенты просто представлялись и читали, что подготовили. Из этой пробы ничего не вышло. И у меня не было уверенности, что после 11-го класса я действительно стану поступать в театральный институт. Родителям не нравилась эта идея.

— Почему?

— Я хорошо училась, школу окончила с серебряной медалью. Папа как-то сказал: «Зачем тебе театральный? Ты все равно не поступишь. А если и поступишь, вряд ли чего-то добьешься. У артистов ведь есть свои дети. И вообще, что это за профессия — артистка? Выбери что-нибудь посерьезнее». Поэтому в выпускном классе я занималась не только на подготовительном отделении Школы-студии МХАТ, куда поступила по совету Татьяны Владимировны, но и в РГУ нефти и газа.

Химия мне нравилась, но я очень быстро поняла, что не буду туда поступать. У нас было несколько ребят, увлеченных этой наукой, но большинство думало только о том, что «нефтянка» — очень выгодная отрасль, сулящая большие доходы, они и говорили только о деньгах, которые придется заплатить, чтобы попасть в университет и потом встроиться в систему. Мне не нравились такие люди и такой подход к профессии. Зато в Школе-студии МХАТ меня окружали ребята, увлеченные искусством, с которыми было интересно учиться и общаться. С некоторыми я до сих пор поддерживаю отношения. В тот год вообще был очень сильный поток абитуриентов во всех вузах.

— Как вы поступали?

— Это было мучительно, ужасно. Я не понимала, что делала, руки, ноги тряслись. В Школе-студии слетела со второго тура, в «Щуке» попала на конкурс, но осознавала, что меня все равно не возьмут. Так и случилось. Набирал тогда Родион Юрьевич Овчинников, и к нему поступали неимоверно талантливые ребята. На этом курсе учились Саша Устюгов, Яна Соколовская, Гриша Антипенко, Оля Ломоносова, Саша Ребенок и другие замечательные артисты, с которыми теперь играю и приятельствую.

Конечно, я расстроилась, но использовала возможность попробовать свои силы на ином поприще (экзамены в театральные вузы проходили гораздо раньше, чем в другие). Поступила в Московский государственный университет тонких химических технологий (МИТХТ) на вечернее отделение. Татьяна Владимировна сказала: «Лена, может, тебе устроиться на работу в какой-нибудь театр? Просто ради интереса и понимания, что это такое». Я согласилась.

Очень долго обзванивала самые разные театры и говорила: «Мне 17 лет, я только что окончила школу, ничего не умею, но очень хочу у вас работать. Возьмите меня, пожалуйста!»

— Вот так запросто?

— Да, и везде мне отказывали, потому что не хотели связываться с несовершеннолетней, которую можно было взять только на неполный рабочий день. Последним театром, в который я обратилась, стал МХАТ имени Чехова. Там был тогда администратор по имени Антон, который в ответ на мою тираду сказал: «Короче, придешь завтра. Тут будет Валентина Владимировна. Если ты ей понравишься, она, возможно, тебя возьмет»

На следующий день я пришла, поговорила с Валентиной Владимировной Ивановой, потом с главным администратором Натальей Александровной Виноградовой, и они меня взяли. Эти прекрасные женщины, подарившие мне столько интересного в плане знаний, умений и вообще ощущения театра, до сих пор работают в МХТ. Я провела там чудесный год.

— Кем же вы работали?

— Помощником администратора и курьером. Отвечала на звонки, расклеивала афиши, относила приглашения, периодически кого-то встречала и провожала в ложу. В окошке не сидела, только летом, пару раз, когда шли спектакли арендаторов и на них был основной администратор, а я просто помогала, если возникала необходимость.

— При этом вы еще осваивали тонкие химические технологии?

— Нет, в МИТХТ я проучилась недолго. Пару месяцев ездила туда после работы три или четыре раза в неделю, а потом пришла к родителям и сказала, что ухожу. Папа вздохнул: «Я так и знал...» Родители понимали, к чему все идет. У меня были другие интересы. После работы я хотела остаться на спектакль или пойти в другой театр. И не понимала людей, фанатично нюхавших пробирки с аммиаком и говоривших, что это их судьба. Преподаватели в МИТХТ относились ко мне очень хорошо и расстроились, когда я сообщила, что бросаю учебу.

— Во МХАТе вы застали легендарного Олега Ефремова?

— Это был его последний театральный сезон. Я пришла осенью 1999-го, а в мае 2000-го он умер от тяжелой болезни.

— Олег Николаевич бывал в театре?

— Пока находил на это силы. В то время он репетировал «Сирано де Бержерака», и большинство репетиций проводил дома, потому что не мог обойтись без кислородного аппарата. В театре за Ефремова все переживали и надеялись на чудо, но понимали, что грядут перемены.

— Наверное, обсуждали потихоньку, кто встанет у руля МХАТа?

— Не знаю, при мне никто никогда ничего не обсуждал. По крайней мере, в нашей администраторской. Наверное потому, что там собирались интеллигентные и хорошо воспитанные люди. Я ненавижу сплетни и никогда в них не участвую. Если в коллективе начинаются подковерные игры, либо ухожу, либо говорю: «Давайте мы сейчас все выясним и этой ерундой заниматься не будем».

Конечно, мне очень повезло. Ефремов был не просто великим режиссером и актером — человеком-эпохой. И при нем работали настоящие корифеи театрального искусства.

— Вы общались с кем-то из великих актеров?

— Со всеми понемножку. Но я была совсем девчонкой, и серьезных разговоров со мной никто не вел, «великие» в основном шутили, очень мило.

— В театре знали, что вы собираетесь в театральный?

— С артистами я это никогда не обсуждала и ни у кого не просила помощи или совета. Коллеги-администраторы отговаривали поступать на актерский факультет. Валентина Владимировна советовала подумать о профессии продюсера. Считала ее более перспективной. Ко мне очень хорошо относились.

— Какие спектакли МХАТа вы посмотрели?

— Практически все. Самое яркое впечатление у меня осталось от «Смертельного номера» по пьесе Олега Антонова в постановке Владимира Машкова. Это был спектакль «Табакерки», но он никогда не шел в подвале на улице Чаплыгина, только на Малой сцене МХАТа. «Смертельный номер» был фантазией на тему цирка с настоящими цирковыми номерами, фокусами, песнями, танцами, очень ярким и захватывающим зрелищем. Четырех главных героев — клоунов в нем играли Андрей Смоляков, Сергей Беляев, Андрей Панин и Виталий Егоров. Просто фантастически!

Еще мне очень нравился «Амадей», который каждый раз превращался в настоящее актерское сражение между Олегом Павловичем Табаковым и Сергеем Безруковым, во время которого учитель не только гордился своим учеником, но и конкурировал с ним. В принципе, конкуренция была заложена в драматургии — как соперничество Моцарта и Сальери, — но она проявлялась и во взаимоотношениях артистов на сцене. Наблюдать было безумно интересно.

— Безруков был хорош?

— Невероятно хорош! Вообще, Сергей Витальевич — человек какого-то удивительного дарования в плане способности аккумулировать вокруг себя сумасшедшую энергию. Я это знаю не только как зритель, но с некоторых пор и как его партнер по сцене. И каждый раз удивляюсь и не понимаю, что у него за «батарейка». Двадцать пять лет назад Безруков был еще совсем молод, и в театре его называли Солнечным мальчиком.

— Работа во МХАТе укрепила ваше желание стать актрисой?

— Да, потому что поняла, что мне нравится театр и я хочу стать частью этой структуры. На второй год поступала не только в Москве, но и в Петербурге. Тоже благодаря Татьяне Владимировне. Она очень сильно направляла меня, как вы уже, наверное, поняли, и однажды предложила:

— А почему бы тебе не попробовать себя в Питере?

— Наверное, это было бы любопытно...

Когда я заикнулась об этом родителям, папа сказал нет, и я пошла на единственное серьезное вранье в моей жизни. Иногда привираю в силу плохой памяти, но это совсем другое. А тогда не сказала родителям, что поступаю в Питере, соврала, что езжу туда на гастроли МХАТа. Зарплата у меня была небольшая, ее бы не хватило на поездки и гостиницы, к счастью, немного денег подкинула двоюродная сестра, которой я обо всем рассказала. Но первую ночь в Питере мы с подружкой Леной провели в экскурсионном автобусе.

Это случайно получилось. Мы отправились на ночную экскурсию по городу. В Питере был период белых ночей, разве можно было пропустить такое зрелище? Поездка закончилась в четыре часа утра, и лишь тогда мы осознали, что не позаботились о ночлеге. Спросили водителя:

— Можно мы поспим у вас в автобусе? Нам негде ночевать.

— Ну ладно, — сказал он. — Я вам сочувствую, но домой пригласить не могу, жена не поймет.

Водитель припарковался в каком-то тихом переулке и пошел к себе. А мы с Леной улеглись на заднем сиденье.

Познакомились мы на подготовительном отделении Школы-студии МХАТ. Лена потом поступила в ГИТИС на эстрадный факультет, но подумывала перевестись куда-нибудь на драматический. Поэтому отправилась со мной в Питер, за компанию. После первой поездки она бросила эту затею. Так и окончила ГИТИС.

— А вы поступили в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (ныне РГИСИ)? И как объяснили это родителям?

— Сказала, что на гастролях случайно проходила мимо академии, увидела, что там проводят вступительные экзамены, зашла, почитала, и мне сразу сказали: «Приезжай на конкурс». Папа так и не узнал правды до самой своей смерти. Его уже нет в живых. А маме я не так давно все рассказала. Она посмеялась: «Ну теперь понятно, как тебя занесло в этот город». Наверное, можно было проводить с ними какие-то беседы, уговаривать, глядишь, они меня и отпустили бы, но почему-то я пошла другим путем.

— Кто был вашим мастером?

— Народный артист России Сергей Иванович Паршин. Мы считались целевым курсом при Александринском театре, в который в результате никого из нас не взяли, потому что туда пришел новый худрук Валерий Фокин, сказавший: «Какие студенты? Мне бы с труппой как-то разобраться».

— Говорят, питерская актерская школа отличается от московской. Это правда?

— Действительно, существует мнение, что в Москве она более свободная, что ли, и больше нацелена на то, чтобы раскрыть актера, но зато более эгоистичная, а в Питере — более аскетичная и драматичная. Мне кажется, это очередной миф из разряда баек про бордюр и поребрик, пышки и пончики.

— Как вам жилось в Питере?

— Прекрасно. По-моему, учиться вообще надо не дома, потому что в другом городе у тебя совершенно иная степень погруженности в учебу. Понятно, что ты не защищен в бытовом смысле, но зато проходишь такую школу выживания! Когда есть тыл, это совсем другая история. Правда, учиться было нелегко, и меня чуть не отчислили после первого курса за несоответствие внешних и внутренних данных.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
«Над отношениями не надо работать»: 6 токсичных представлений о любви «Над отношениями не надо работать»: 6 токсичных представлений о любви

К чему приводят нереалистичные ожидания в отношениях

Psychologies
Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был» Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историй
Рецепт ее молодости Рецепт ее молодости

Когда мне было 12 лет, по телевизору показали фильм «Рецепт ее молодости»

Afternoon Seasons of life
Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...» Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...»

«В Театре Маяковского я родился, воспитывался, начал выходить на сцену»

Караван историй
Юра Борисов номинирован на «Оскар»: в чем секрет успеха фильма «Анора» Юра Борисов номинирован на «Оскар»: в чем секрет успеха фильма «Анора»

Почему голливудский фильм «Анора» стал сенсацией в мире кинематографа

Psychologies
ОСАГО теряет смысл ОСАГО теряет смысл

В последнее время все большее количество водителей ездят без страховки

Эксперт
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Владимир Басов. Человек-праздник Владимир Басов. Человек-праздник

Басов снялся в десятках ролей, даже самые маленькие до сих пор любимы зрителями

Коллекция. Караван историй
Что делать при утере банковской карты: блокировка, защита средств, восстановление Что делать при утере банковской карты: блокировка, защита средств, восстановление

Какие шаги необходимо предпринять, если потерял банковскую карту

Inc.
Возвращение Возвращение

Как пятиминутный разговор вырос за год в выставку «Обретенный сад»

Afternoon Seasons of life
На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом

Илья Слепцов восстанавливает на территории Киискиля исторические постройки

Forbes
Почему средиземноморская диета так полезна для нас Почему средиземноморская диета так полезна для нас

Как простые изменения в вашем рационе могут стать путем к улучшению здоровья

ТехИнсайдер
Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда

Вы когда-нибудь слышали про X-образные двигатели? Полагаю, что нет

ТехИнсайдер
Время выбрасывать Время выбрасывать

Как грамотно организовать свое рабочее место и четко планировать день

Лиза
Диета «6 лепестков»: меню на каждый день, отзыв врача Диета «6 лепестков»: меню на каждый день, отзыв врача

Можно ли привести себя в форму всего за шесть дней?

РБК
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

Нюансы скандального дела Venu Sports и монополии медиаимперий

Forbes
Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет

Зачем ученые отправили в суборбитальный полет кучку базальтовых бусин

N+1
Здоров ли сайт: как провести аудит самостоятельно и когда привлекать специалистов Здоров ли сайт: как провести аудит самостоятельно и когда привлекать специалистов

Как самостоятельно выявить слабые места сайта?

Inc.
Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама

TANK 500: Бензиновый внедорожник, в котором, если порыться, можно найти гибрид

4x4 Club
Защита двойного назначения Защита двойного назначения

Щит для стабилизации космических аппаратов

Санкт-Петербургский университет
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов

Как «эффект Микеланджело» учит поддерживать друг друга на пути к самореализации

ТехИнсайдер
Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских? Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских?

Что собой представляет фольклор Азии и как он отражается в современной культуре?

Правила жизни
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского

Об отношениях Вероники Полонской и поэта Владимира Маяковского

Коллекция. Караван историй
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Многовековые развлечения: 5 лучших настольных игр Древнего мира Многовековые развлечения: 5 лучших настольных игр Древнего мира

Первые настолки появились еще в Древнем мире, а играли в них люди по всему свету

ТехИнсайдер
Эсэсовский «Ватикан» Эсэсовский «Ватикан»

Как битва в Тевтобургском лесу стала основой германского национального мифа

Дилетант
Открыть в приложении