Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

ВедомостиКультура

Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Наталья Витвицкая
пт. 17.01.2025

Фото предоставлено пресс-службой Александринского театра

Валерий Фокин – режиссер с мировым именем. Он начал ставить спектакли еще в конце 60-х гг. За его плечами 15 лет работы в театре «Современник», руководство Театром им. Ермоловой, создание Центра им. Вс. Мейерхольда и, наконец, 20 лет на посту художественного руководителя Александринского театра. В июле 2024 г. Фокин стал президентом этого театра.

В театре Фокин всегда обращается к самым острым и болезненным темам – как личным, так и общественным. Фокинскую режиссуру отличает емкость сценических метафор, глубина психологического анализа, острота мышления, но самое главное – масштаб выбранной идеи.

В интервью «Ведомостям» режиссер рассказал, зачем ставить библейские тексты, что выбирает сегодняшний зритель и почему важно соизмерять спектакли с тем, «что происходит за окнами».

«Публика в широком смысле слова очень любит, чтобы ее не трогали»

– Как и когда возникла идея ставить Книгу Иова из Ветхого Завета?

– У меня всегда есть несколько таких идей, которые я хотел бы осуществить. Совершенно не обязательно, что это произойдет, иногда все случается только спустя несколько лет. В этой «копилке», кроме «Иова», лежала «Песнь Песней» и история про Иуду из Нового Завета. Мне хотелось сделать трилогию, но по разным причинам не случилось. Когда появилась возможность поставить «Иова», я с удовольствием начал репетировать.

– Понятно, что тема оправдания или не оправдания человеческих страданий – вечная, и все же что именно вам откликнулось в этом тексте?

– Его пронзительность. Как вы верно заметили, вопросы, которые задает человек себе и Богу, – они всегда были, есть и будут. За всю многотысячную историю люди никогда в раю не жили. А потому вопросы наказания, отношений с собой, своими желаниями, мотивами... они живут в нас от рождения, генетически. Я на них тоже реагирую. Другое дело, что нужно было найти форму. Ты можешь хотеть поставить что угодно, но нужно понимать, как поставить. Все-таки библейский текст – непростой материал.

– Какую форму вы выбрали?

– Я убежден, что режиссеру ничего про свой спектакль объяснять не нужно. Скажу только одно: когда у меня возникло ощущение пространства, подчеркиваю – не театрального пространства, все остальное сложилось.

– Пространство действительно уникальное. Спектакль идет в Царском фойе. Вы хотели ставить там спектакль изначально?

– Нет, изначально я думал арендовать какой-нибудь особняк в Питере или Москве. Если поедем на гастроли в столицу, возможно, особняк все-таки случится. Мне было нужно, чтобы это была не театральная территория. Понятно, что никто не делает вид, что это не игра. Это невозможно. Но тем не менее важно, чтобы была эстетическая сшибка между восприятием пространства и тем, что внутри него происходит. В результате я остановился на Царском фойе: по своей архитектуре, антуражу оно подходит.

– Как именно подходит? Как-то помогает?

– Здесь (в Александринском театре. – «Ведомости») многое помогает, если в это верить и отдаваться театру искренне. Здание, намоленное столетиями. Вообще, все старинные театральные здания вступают в свои отношения с текстами, произнесенными с их сцен. Это может быть диалог, а может быть отторжение. Я видел такой спектакль на Основной сцене – это выглядело как два параллельных сюжета. На сцене свое что-то «дуют», а зал холоден и отстранен. А бывает наоборот: ты вступаешь даже в конфликтный диалог, зал чувствует, что с ним разговаривают, и откликается. Первым это открыл Мейерхольд. На своем «Дон Жуане» зажег свет в зрительном зале. Дело не в том, конечно, что он зажег свет, а в том, что понял – с этим зданием и его архитектурой нужно вступать в разговор. И разговаривать с ним художественно.

– И вы, и актеры это делаете. Интересно, что в программке спектакля все, кто над ним работал, обозначены как авторы. Не было обычного распределения ролей?

– Было. Но я не хотел, чтобы было указано, кто кого играет. Я не люблю слова «проба», «эксперимент». Они настолько затасканы сегодня – все кому не лень рассказывают, что они экспериментируют и «лабораторничают». Но «Иов» – это действительно другой театр. И поскольку мы работали одной компанией, значит, и в программке должны быть так указаны.

– Вам важно, чтобы артисты были с вами заодно в смыслах? Или они могут вам оппонировать?

– Оппонировать они могут, ради бога, я готов. Только тогда это должно быть очень убедительно. Такое происходит крайне редко.

– Чтобы никто не спорил, наверное, нужно очень подробно разобрать текст? Сколько длился «застольный период»?

– Скорее, был процесс подготовки – этюдов, упражнений. Вот этим мы занимались. А разбора подробного не было. Здесь он лишний.

– От актеров вы ждете единомыслия. А от публики? Ждете ли вы какой-то определенной реакции?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валерий Фокин Валерий Фокин

Валерий Фокин ворвался в театральную жизнь Петербурга и Александринки в 2002-м

Собака.ru
4 признака того, что вы знаете своего партнера слишком хорошо 4 признака того, что вы знаете своего партнера слишком хорошо

Признаки того, что вы видите вместо своего партнера набор шаблонов

Psychologies
Как избавиться от врастающих волос на теле Как избавиться от врастающих волос на теле

Почему волосы врастают в кожу и можно ли с этим что-то сделать?

VOICE
Как завести отношения с помощью сайтов знакомств: 4 шага Как завести отношения с помощью сайтов знакомств: 4 шага

Найти отношения через сайты знакомств можно, но придется запастись терпением

Psychologies
В здоровых ли вы отношениях? Проверьте по 13 пунктам опросника В здоровых ли вы отношениях? Проверьте по 13 пунктам опросника

Как выглядит союз, к которому стоит стремиться?

Psychologies
Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений

Я давно поняла, что нет никакого смысла пытаться что-то объяснить. Зачем?

Караван историй
Книжные связи Книжные связи

Чтение снова в моде, а вместе с ним и читательские клубы

Afternoon Seasons of life
Закупились отечественным Закупились отечественным

Госзакупки российских автомобилей выросли на 9% в 2024 г.

Ведомости
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Крещение Крещение

Крещение: история светлого праздника (и при чем тут обряд купания в проруби)

Лиза
Все хотят убить писателя Все хотят убить писателя

С жизнью Юрия Домбровского связано множество мифов...

Дилетант
Велосипеды, ткацкие станки и кофемолки: что выпускали известные автомобильные бренды до машин Велосипеды, ткацкие станки и кофемолки: что выпускали известные автомобильные бренды до машин

С каких товаров начинали свой путь автомобильные гиганты?

ТехИнсайдер
Разрешить себе жить Разрешить себе жить

Почему середина жизни — время, когда можно все, особенно в любви

Afternoon Seasons of life
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады

Что такое тинт, как его правильно выбрать, наносить, а также смыть

РБК
Чисто-начисто Чисто-начисто

7 неожиданных вещей которые можно мыть в посудомойке

Лиза
Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков

Чем опасен непрерывный мониторинг здоровья и продуктивности?

Forbes
Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка

Что лучше: ставить ребенку высокие планки или пустить все на самотек?

ТехИнсайдер
Маркетплейс на диване: какие тренды будут двигать вперед российский e-commerce Маркетплейс на диване: какие тренды будут двигать вперед российский e-commerce

Тренды интернет-торговли: регионализация и маркетплейсизация

Forbes
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1» Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1»

Как безопасно доставить через пол-континента вождя народов, боящегося летать

ТехИнсайдер
Подсказанный Солнцем Подсказанный Солнцем

Какое вещество сперва нашли не на Земле

Санкт-Петербургский университет
«Со мной может случиться только плохое»: 4 признака, что вы попали в ловушку вечного пессимизма «Со мной может случиться только плохое»: 4 признака, что вы попали в ловушку вечного пессимизма

Что такое эффект синей точки и почему он высасывает радость из нашей жизни?

Psychologies
6 способов понять, что у вас высокий уровень кортизола 6 способов понять, что у вас высокий уровень кортизола

Неужели высокий уровень гормона стресса — распространенная проблема?

ТехИнсайдер
Кушать подано! Кушать подано!

Чем кормить птиц и белок зимой

Лиза
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Третье дыхание Третье дыхание

Уникальная профессия на стыке агронауки и арт-театра – садовая археология

Afternoon Seasons of life
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
«Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра» «Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра»

Где живут, чем питаются и как летают змеи — и почему у них раздвоенный язык

Weekend
Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет

Зачем ученые отправили в суборбитальный полет кучку базальтовых бусин

N+1
Открыть в приложении