Треть предприятий российского авторитейла может оказаться на грани разорения

ЭкспертБизнес

Авторитейл включил аварийный сигнал

Треть предприятий российского авторитейла скоро может оказаться на грани разорения. Отрасль просит у государства налоговых и других льгот, а также решительных действий в долгосрочной перспективе для создания прозрачного рынка услуг по продаже автомобилей

Алексей Грамматчиков

Артем Геодакян/ТАСС

Наряду с другими отраслями экономики бизнес по продаже и обслуживанию автомобилей сегодня попал в критическую ситуацию: из-за карантина в большинстве российских регионов оказались под запретом не только их продажа, но и обслуживание, что снизило выручку авторитейла практически до нуля. Одновременно он ощущает на себе и последствия новой девальвации рубля: из-за начавшегося роста цен неминуем очередной существенный спад спроса. «Продленные до конца апреля выходные в связи с распространением коронавируса очень негативно отразились на всех предприятиях розничной торговли, в том числе на автодилерах, — говорит Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам группы автодилерских компаний «Автоспеццентр». - Расходы остались прежними: аренда, обслуживание бизнеса, зарплаты сотрудникам, а доходы значительно сократились. Это может стать причиной закрытия до 30 процентов компаний-автодилеров».

Десятая часть розницы

По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в настоящее время в России насчитывается 3300 дилерских автоцентров, в которых работает более 300 тыс. человек. Ежегодный оборот российского авторитейла — порядка трех триллионов рублей, это чуть меньше десяти процентов оборота всей российской розницы (по данным Росстата, 33,5 трлн рублей в 2019 году). Самые крупные предприятия российского авторитейла — «Рольф», «Автомир», «Мейджор», «Транстехсервис», «Ключавто», «Авилон», «Автоспеццентр»: они продают по 30–80 тыс. автомобилей в год, ежегодный оборот ведущих автодилеров достигает 50–150 млрд рублей.

В свое время участники авторынка рассчитывали, что в России будет ежегодно продаваться три-четыре миллиона автомобилей, на самом же деле продажи в последние годы оказались почти вдвое меньше. В итоге авторитейл в России превратился в довольно рискованный бизнес, из которого на обочину вылетают порядка сотни компаний ежегодно: по данным аналитического агентства «Автостат», если в начале 2012 года в России насчитывалось 4100 тыс. автодилеров, то на начало 2020-го их осталось 3300 (см. график 1).

Одно из наиболее громких разорений последних лет — гибель в 2018 году компании Genser, которая перед своим закрытием продавала в год около 30 тыс. автомобилей 17 марок в 45 салонах в различных регионах страны, имея выручку около 50 млрд рублей в год. Помимо Genser разорились такие крупные автодилеры, как «Независимость» (дилер BMW, Audi, Volvo, Jaguar, Land Rover), «Аояма» (Honda), «Рус-лан» (Volkswagen). Ну а в прошлом году дилерский бизнес всколыхнуло судебное дело против ведущей компании отрасли «Рольф», руководство которой обвиняют в валютных махинациях. Сегодня часть топ-менеджмента компании находится под следствием и в розыске. На рынке ходят слухи о возможной продажи части активов «Рольфа», однако пока компания продолжает свою деятельность, удерживая лидерские позиции.

В ближайшее время в отрасли не исключены новые громкие банкротства. «Сейчас, в отсутствие продаж, российский авторитейл находится в тяжелейшем состоянии: по нашим оценкам, от 10 до 30 процентов предприятий в ближайшее время могут оказаться на грани банкротства», — с горечью констатирует Олег Мосеев, президент ассоциации РОАД.

Снизить налоговое давление

Как и другие розничные компании, автодилеры просят помощи у государства: они неоднократно писали коллективные письма и петиции в правительство, но пока их призывы о помощи игнорируются. Разве что недавно бизнес, связанный с продажей и ремонтом автомобилей, попал в список пострадавших отраслей Центробанка. Однако автодилерам этого мало: «Надеемся, что нас внесут в правительственный список пострадавших отраслей, туда, допустим, попали прачечные и химчистки, мы считаем, что значимость нашей деятельности не меньше», — говорит Олег Мосеев.

В нынешней тяжелой ситуации автодилеры надеются на ряд льгот и послаблений, прежде всего связанных с налоговым регулированием. В частности, они надеются, что правительство распространит на них действие пониженной ставки единого социального налога (ЕСН). «Затраты на фонд заработной платы в автодилерском бизнесе — одна из самых значимых величин, — продолжает Олег Мосеев. — Например, в автосервисе от 50 до 70 процентов расходов, в зависимости от региона и бренда компании, уходит на зарплаты сотрудникам, поэтому снижение ставки социального налога было бы существенной помощью».

Кроме того, автодилеры также просят сделать отсрочку выплат по налогам на имущество и на землю, по НДС, а также не прекращать действие упрощенного режима налогообложения для автосервисов — отменить его планировалось в 2021 году, но компании просят продлить его как минимум еще на три года. Помимо этого, как и представители других отраслей, автодилеры просят более доступных кредитов. «Автомобильный бизнес очень закредитован, оборот по отрасли составляет более трех триллионов рублей в год, и такие обороты можно поддерживать только при условии благоприятного банковского финансирования, — говорит Олег Мосеев. — С началом кризиса некоторые банки начали писать дилерам письма о закрытии лимитов кредитования и даже о повышении процентных ставок, выдвигать другие требования. Мы рассчитываем на то, что государство вмешается и запретит банкам разорять дилерский бизнес, обяжет их следовать зафиксированным ранее договоренностям. Недавно Центробанк признал нашу отрасль пострадавшей, поэтому мы рассчитываем на понимание в этом вопросе».

Наконец, по мнению автодилеров, можно бы было обратиться к зарубежному опыту с выдачей грантов. «Мы общаемся с коллегами из США, у них в некоторых штатах появилась система грантов — это прямые субсидии, в том числе автодилерскому бизнесу, нацеленные на сохранение рабочих мест. Государство возмещает до 80 процентов расходов на заработную плату тем компаниям, которые не увольняют сотрудников. Логика здесь проста: благодаря этим выплатам люди не идут на биржу труда и не получают от государства денег уже в виде пособий. При этом, как только ситуация улучшается, бизнес может быстро восстановиться, так как у него остается трудовой коллектив и можно легко опять начать работать в полную силу. Российские власти на прошлой неделе объявили о программе подобных выплат для ряда предприятий, прежде всего малого бизнеса. Рассчитываем, что эта практика будет распространена и на нашу отрасль», — говорят в РОАД.

Повысить прозрачность бизнеса

В более долгосрочной перспективе автодилеры рассчитывают и на более активную позицию регулятора в решении ряда важных для авторитейла вопросов. Например, это касается продажи подержанных автомобилей. Это направление сейчас считается очень перспективным: по оценкам «Автостата», по итогам прошлого года объем рынка автомобилей с пробегом достиг 5,4 млн единиц, это в три раза больше объема рынка новых автомобилей. Между тем в России лишь около 20% подержанных автомобилей сейчас продается через сети автодилеров, основная часть реализуется по старинке — через объявления о купле-продажи. Из-за этого, по словам дилеров, сегмент купли-продажи автомобилей с пробегом в России скорее похож не на цивилизованный рынок, как в других странах, а на стихийный базар со всеми вытекающими рисками как для продавцов, так и для покупателей.

Ежегодно с рынка уходит сотня автодилеров

Направить продажи подержанных машин в цивилизованное русло мешают недостатки регулирования: речь, в частности, идет о проблеме «двойного НДС», когда автодилер вынужден платить этот существенный налог дважды — в момент приобретения автомобиля у его старого владельца и в момент его продажи новому собственнику. Поэтому покупать-продавать автомобили через дилеров становится невыгодно.

И еще серьезная проблема: мошенничество, связанное со «скручиванием» показателя реального пробега автомобиля перед продажей. Автодилеры давно призывают регулятора ужесточить наказание за такие действия, но до сих пор подобные манипуляции с машиной остаются безнаказанными. «Один из крупнейших автодилеров США Carline за прошедший год продал более 200 тысяч подержанных автомобилей, причем сделал это онлайн, без предварительного визита покупателя в дилерский центр, — отмечает Олег Мосеев. — Этот показатель наглядно иллюстрирует прозрачность американского рынка подержанных автомобилей и об уверенности покупателей, что их не обманут».

Сегодня, в период карантина, как и в других сегментах отрасли розничной торговли, в авторитейле начали активно развивать направление продаж автомобилей онлайн. «У нас сейчас сервис онлайн-продаж очень востребован, — рассказывает Андрей Павлович, председатель правления автодилерской компании “Авилон”. — Складской ресурс у дилеров пока закуплен по старым ценам, и любая новая поставка будет однозначно дороже. Мы отмечаем хорошую статистику по интернет-услугам: сейчас мы принимаем 20–25 онлайн-заказов в день, и их число увеличивается. При этом доставка забронированных автомобилей будет происходить уже после карантина, а продемонстрировать автомобиль нам помогают ранее отснятые фотографии и видео».

Однако и на пути развития онлайн-торговли автомобилями в России есть острые подводные камни, связанные, в частности, с высокой комиссией банков за дистанционную оплату таких значимых покупок, как автомобиль, что делает такого рода приобретения невыгодными. Впрочем, стоит признать, что и сами автодилеры оказались не готовы к развитию онлайн-продаж. «Дилерам нужно создавать удобную инфраструктуру в онлайне: на сайте должна быть подробная информация обо всех моделях и комплектациях, простая и понятная инфраструктура для оплаты покупки», — продолжает Андрей Павлович. Это позволит преодолеть психологический барьер у покупателей — пока большинству из них важно увидеть автомобиль вживую.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла» Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла»

Книги, которые делают умных умнее

Эксперт
«Это звоночек — стань эффективнее» «Это звоночек — стань эффективнее»

Как малому и среднему бизнесу оперативно встать на рельсы цифровизации

РБК
Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Вторая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
Ангелина во плоти Ангелина во плоти

Бесстрашная актриса Ангелина Поплавская – без маски и химзащиты

Maxim
Кризис, к которому мы готовы Кризис, к которому мы готовы

Первые оценки нефтяного кризиса оказались сильно преувеличенными

Эксперт
Психотерапевты, культурологи и антропологи о том, как пережить самоизоляцию и что нас ждет после нее Психотерапевты, культурологи и антропологи о том, как пережить самоизоляцию и что нас ждет после нее

Как облегчить себе жизнь в режиме самоизоляции?

Forbes
Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт
Что с ними стало: судьба главных секс-символов советского кино Что с ними стало: судьба главных секс-символов советского кино

Как сложилась судьба самых сексуальных актрис советского кинематографа?

Cosmopolitan
Продовольствие пошло в рост Продовольствие пошло в рост

Новое обострение отношений между розницей и производителями продуктов питания

Эксперт
Живой? Что связывает нас с Лениным спустя 150 лет Живой? Что связывает нас с Лениным спустя 150 лет

Для современных правителей России Ленин оказывается неудобным отцом

СНОБ
Упаковка запускает новую экономику Упаковка запускает новую экономику

В России можно организовать эффективное использование вторсырья

Эксперт
«Катастрофическая оторванность от земли»: бизнес о новых мерах поддержки от Путина «Катастрофическая оторванность от земли»: бизнес о новых мерах поддержки от Путина

Правительство лишь оттягивает «момент массовой смерти» малого бизнеса

Forbes
Когда ценам жарко Когда ценам жарко

Обвинения России в газовом шантаже Европы несостоятельны

Эксперт
10 редких пород собак, о которых вы не знали 10 редких пород собак, о которых вы не знали

Ищете нового друга экзотической породы?

Cosmopolitan
Кожаный мяч Фрица Вальтера Кожаный мяч Фрица Вальтера

Какой из кожаных мячей был самым главным в жизни Фридриха (Фрица) Вальтер?

Дилетант
Статус: «В открытом поиске» Статус: «В открытом поиске»

Что мешает женщине после 40 познакомиться с мужчиной и найти пару

Лиза
Нобель Арустамян: «Мы можем потерять футбол, к которому привыкли» Нобель Арустамян: «Мы можем потерять футбол, к которому привыкли»

Нобель Арустамян об ужине с Марадоной, о любви к Италии и будущем футбола

GQ
Денис Шведов: всю жизнь я пытаюсь «обогнать» кого-то, быть лучшим, первым Денис Шведов: всю жизнь я пытаюсь «обогнать» кого-то, быть лучшим, первым

«Эпидемия заставила нас посмотреть вглубь себя»

Playboy
Умори ближнего Умори ближнего

Марат Шабаев о том, как русский «Папа, сдохни» вовремя встретился с заграницей

Weekend
Малометалличные звезды указали на чужеродное происхождение Омеги Центавра Малометалличные звезды указали на чужеродное происхождение Омеги Центавра

Шаровое скопление Омега Центавра может быть остатком карликовой галактики

N+1
10 мифов о Ларсе фон Триере 10 мифов о Ларсе фон Триере

Какие из многочисленных мифов о Ларсе фон Триере правдивы

Esquire
Как реагируют на обратную связь люди разных полов Как реагируют на обратную связь люди разных полов

Эффективная работа компании невозможна без обратной связи сотрудников

СНОБ
20-летний Квентин Тарантино взял интервью у своего кумира, режиссера Джона Милиуса. Спустя 40 лет Квентин выложил расшифровку 20-летний Квентин Тарантино взял интервью у своего кумира, режиссера Джона Милиуса. Спустя 40 лет Квентин выложил расшифровку

Квентин Тарантино взял интервью у режиссера Джона Милиуса

Esquire
Связь между будущими центрами речи возникла еще у общего предка людей и макак Связь между будущими центрами речи возникла еще у общего предка людей и макак

Пучок волокон, который связывает два центра речи, возник 25 миллионов лет назад

N+1
26 способов облегчить уборку 26 способов облегчить уборку

Маленькие хитрости, которые помогают сэкономить время для более интересных дел!

Домашний Очаг
Им уже за 30! Актеры, которых мы запомнили детьми – как они повзрослели Им уже за 30! Актеры, которых мы запомнили детьми – как они повзрослели

Герои нашего материала стали известными еще в детстве

Cosmopolitan
Пища для ума Пища для ума

Мечту есть что хочется и не толстеть можно воплотить

Cosmopolitan
Здравый смысл: как полюбить ЗОЖ Здравый смысл: как полюбить ЗОЖ

На самом деле, скорее всего, ты уже любишь ЗОЖ, просто пока не знаешь об этом

Cosmopolitan
20 бесполезных фактов, которые помогут избежать неловких пауз во время обеда в ресторане 20 бесполезных фактов, которые помогут избежать неловких пауз во время обеда в ресторане

Универсальная шпаргалка для small talk-ов

Esquire
Не все дома! Гуф, Киркоров и другие звезды, которые лежали в психушке Не все дома! Гуф, Киркоров и другие звезды, которые лежали в психушке

Жизнь звезд — штука сложная, иногда она требует помощи врачей

Cosmopolitan
Открыть в приложении