Треть предприятий российского авторитейла может оказаться на грани разорения

ЭкспертБизнес

Авторитейл включил аварийный сигнал

Треть предприятий российского авторитейла скоро может оказаться на грани разорения. Отрасль просит у государства налоговых и других льгот, а также решительных действий в долгосрочной перспективе для создания прозрачного рынка услуг по продаже автомобилей

Алексей Грамматчиков

Артем Геодакян/ТАСС

Наряду с другими отраслями экономики бизнес по продаже и обслуживанию автомобилей сегодня попал в критическую ситуацию: из-за карантина в большинстве российских регионов оказались под запретом не только их продажа, но и обслуживание, что снизило выручку авторитейла практически до нуля. Одновременно он ощущает на себе и последствия новой девальвации рубля: из-за начавшегося роста цен неминуем очередной существенный спад спроса. «Продленные до конца апреля выходные в связи с распространением коронавируса очень негативно отразились на всех предприятиях розничной торговли, в том числе на автодилерах, — говорит Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам группы автодилерских компаний «Автоспеццентр». - Расходы остались прежними: аренда, обслуживание бизнеса, зарплаты сотрудникам, а доходы значительно сократились. Это может стать причиной закрытия до 30 процентов компаний-автодилеров».

Десятая часть розницы

По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в настоящее время в России насчитывается 3300 дилерских автоцентров, в которых работает более 300 тыс. человек. Ежегодный оборот российского авторитейла — порядка трех триллионов рублей, это чуть меньше десяти процентов оборота всей российской розницы (по данным Росстата, 33,5 трлн рублей в 2019 году). Самые крупные предприятия российского авторитейла — «Рольф», «Автомир», «Мейджор», «Транстехсервис», «Ключавто», «Авилон», «Автоспеццентр»: они продают по 30–80 тыс. автомобилей в год, ежегодный оборот ведущих автодилеров достигает 50–150 млрд рублей.

В свое время участники авторынка рассчитывали, что в России будет ежегодно продаваться три-четыре миллиона автомобилей, на самом же деле продажи в последние годы оказались почти вдвое меньше. В итоге авторитейл в России превратился в довольно рискованный бизнес, из которого на обочину вылетают порядка сотни компаний ежегодно: по данным аналитического агентства «Автостат», если в начале 2012 года в России насчитывалось 4100 тыс. автодилеров, то на начало 2020-го их осталось 3300 (см. график 1).

Одно из наиболее громких разорений последних лет — гибель в 2018 году компании Genser, которая перед своим закрытием продавала в год около 30 тыс. автомобилей 17 марок в 45 салонах в различных регионах страны, имея выручку около 50 млрд рублей в год. Помимо Genser разорились такие крупные автодилеры, как «Независимость» (дилер BMW, Audi, Volvo, Jaguar, Land Rover), «Аояма» (Honda), «Рус-лан» (Volkswagen). Ну а в прошлом году дилерский бизнес всколыхнуло судебное дело против ведущей компании отрасли «Рольф», руководство которой обвиняют в валютных махинациях. Сегодня часть топ-менеджмента компании находится под следствием и в розыске. На рынке ходят слухи о возможной продажи части активов «Рольфа», однако пока компания продолжает свою деятельность, удерживая лидерские позиции.

В ближайшее время в отрасли не исключены новые громкие банкротства. «Сейчас, в отсутствие продаж, российский авторитейл находится в тяжелейшем состоянии: по нашим оценкам, от 10 до 30 процентов предприятий в ближайшее время могут оказаться на грани банкротства», — с горечью констатирует Олег Мосеев, президент ассоциации РОАД.

Снизить налоговое давление

Как и другие розничные компании, автодилеры просят помощи у государства: они неоднократно писали коллективные письма и петиции в правительство, но пока их призывы о помощи игнорируются. Разве что недавно бизнес, связанный с продажей и ремонтом автомобилей, попал в список пострадавших отраслей Центробанка. Однако автодилерам этого мало: «Надеемся, что нас внесут в правительственный список пострадавших отраслей, туда, допустим, попали прачечные и химчистки, мы считаем, что значимость нашей деятельности не меньше», — говорит Олег Мосеев.

В нынешней тяжелой ситуации автодилеры надеются на ряд льгот и послаблений, прежде всего связанных с налоговым регулированием. В частности, они надеются, что правительство распространит на них действие пониженной ставки единого социального налога (ЕСН). «Затраты на фонд заработной платы в автодилерском бизнесе — одна из самых значимых величин, — продолжает Олег Мосеев. — Например, в автосервисе от 50 до 70 процентов расходов, в зависимости от региона и бренда компании, уходит на зарплаты сотрудникам, поэтому снижение ставки социального налога было бы существенной помощью».

Кроме того, автодилеры также просят сделать отсрочку выплат по налогам на имущество и на землю, по НДС, а также не прекращать действие упрощенного режима налогообложения для автосервисов — отменить его планировалось в 2021 году, но компании просят продлить его как минимум еще на три года. Помимо этого, как и представители других отраслей, автодилеры просят более доступных кредитов. «Автомобильный бизнес очень закредитован, оборот по отрасли составляет более трех триллионов рублей в год, и такие обороты можно поддерживать только при условии благоприятного банковского финансирования, — говорит Олег Мосеев. — С началом кризиса некоторые банки начали писать дилерам письма о закрытии лимитов кредитования и даже о повышении процентных ставок, выдвигать другие требования. Мы рассчитываем на то, что государство вмешается и запретит банкам разорять дилерский бизнес, обяжет их следовать зафиксированным ранее договоренностям. Недавно Центробанк признал нашу отрасль пострадавшей, поэтому мы рассчитываем на понимание в этом вопросе».

Наконец, по мнению автодилеров, можно бы было обратиться к зарубежному опыту с выдачей грантов. «Мы общаемся с коллегами из США, у них в некоторых штатах появилась система грантов — это прямые субсидии, в том числе автодилерскому бизнесу, нацеленные на сохранение рабочих мест. Государство возмещает до 80 процентов расходов на заработную плату тем компаниям, которые не увольняют сотрудников. Логика здесь проста: благодаря этим выплатам люди не идут на биржу труда и не получают от государства денег уже в виде пособий. При этом, как только ситуация улучшается, бизнес может быстро восстановиться, так как у него остается трудовой коллектив и можно легко опять начать работать в полную силу. Российские власти на прошлой неделе объявили о программе подобных выплат для ряда предприятий, прежде всего малого бизнеса. Рассчитываем, что эта практика будет распространена и на нашу отрасль», — говорят в РОАД.

Повысить прозрачность бизнеса

В более долгосрочной перспективе автодилеры рассчитывают и на более активную позицию регулятора в решении ряда важных для авторитейла вопросов. Например, это касается продажи подержанных автомобилей. Это направление сейчас считается очень перспективным: по оценкам «Автостата», по итогам прошлого года объем рынка автомобилей с пробегом достиг 5,4 млн единиц, это в три раза больше объема рынка новых автомобилей. Между тем в России лишь около 20% подержанных автомобилей сейчас продается через сети автодилеров, основная часть реализуется по старинке — через объявления о купле-продажи. Из-за этого, по словам дилеров, сегмент купли-продажи автомобилей с пробегом в России скорее похож не на цивилизованный рынок, как в других странах, а на стихийный базар со всеми вытекающими рисками как для продавцов, так и для покупателей.

Ежегодно с рынка уходит сотня автодилеров

Направить продажи подержанных машин в цивилизованное русло мешают недостатки регулирования: речь, в частности, идет о проблеме «двойного НДС», когда автодилер вынужден платить этот существенный налог дважды — в момент приобретения автомобиля у его старого владельца и в момент его продажи новому собственнику. Поэтому покупать-продавать автомобили через дилеров становится невыгодно.

И еще серьезная проблема: мошенничество, связанное со «скручиванием» показателя реального пробега автомобиля перед продажей. Автодилеры давно призывают регулятора ужесточить наказание за такие действия, но до сих пор подобные манипуляции с машиной остаются безнаказанными. «Один из крупнейших автодилеров США Carline за прошедший год продал более 200 тысяч подержанных автомобилей, причем сделал это онлайн, без предварительного визита покупателя в дилерский центр, — отмечает Олег Мосеев. — Этот показатель наглядно иллюстрирует прозрачность американского рынка подержанных автомобилей и об уверенности покупателей, что их не обманут».

Сегодня, в период карантина, как и в других сегментах отрасли розничной торговли, в авторитейле начали активно развивать направление продаж автомобилей онлайн. «У нас сейчас сервис онлайн-продаж очень востребован, — рассказывает Андрей Павлович, председатель правления автодилерской компании “Авилон”. — Складской ресурс у дилеров пока закуплен по старым ценам, и любая новая поставка будет однозначно дороже. Мы отмечаем хорошую статистику по интернет-услугам: сейчас мы принимаем 20–25 онлайн-заказов в день, и их число увеличивается. При этом доставка забронированных автомобилей будет происходить уже после карантина, а продемонстрировать автомобиль нам помогают ранее отснятые фотографии и видео».

Однако и на пути развития онлайн-торговли автомобилями в России есть острые подводные камни, связанные, в частности, с высокой комиссией банков за дистанционную оплату таких значимых покупок, как автомобиль, что делает такого рода приобретения невыгодными. Впрочем, стоит признать, что и сами автодилеры оказались не готовы к развитию онлайн-продаж. «Дилерам нужно создавать удобную инфраструктуру в онлайне: на сайте должна быть подробная информация обо всех моделях и комплектациях, простая и понятная инфраструктура для оплаты покупки», — продолжает Андрей Павлович. Это позволит преодолеть психологический барьер у покупателей — пока большинству из них важно увидеть автомобиль вживую.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чума без пира Чума без пира

Посещаемость столичных ресторанов за последние две недели резко упала

Эксперт
Ураганы заставили ящериц отрастить подушечки пальцев покрупнее Ураганы заставили ящериц отрастить подушечки пальцев покрупнее

Особенность, которая помогает ящерицам крепче держаться за растения

N+1
Бегство наследника Бегство наследника

Алексей Петрович так боялся отца, что в итоге сбежал за границу

Дилетант
Нервы на пределе? 6 секретов расслабляющей ванны для парней Нервы на пределе? 6 секретов расслабляющей ванны для парней

Ванна — отличное оружие в борьбе со стрессом, который у тебя наверняка есть

Playboy
Ударим субсидиями по мораторию Ударим субсидиями по мораторию

Государство анонсировало масштабную программу поддержки жилищного строительства

Эксперт
Дрис ван Нотен: «Я не самый простой руководитель: много требую, но столько же готов отдавать» Дрис ван Нотен: «Я не самый простой руководитель: много требую, но столько же готов отдавать»

Разбираемся в тонком устройстве вселенной дизайнера Дриса Ван Нотена

GQ
Последняя щедрость Последняя щедрость

Пандемия внесла свои поправки в дивидендную политику компаний

Эксперт
Сахароспирт пригласил листоядных гусениц полакомиться грибами Сахароспирт пригласил листоядных гусениц полакомиться грибами

В листьях, пораженных ржавчинными грибами, оказалось больше соединений азота

N+1
Между Молотовым и Риббентропом Между Молотовым и Риббентропом

Их объединило одно: подпись под документом, который стал прологом страшной войны

Дилетант
«Мы даже не знали, как хорошо жили». Сомелье Влада Лесниченко о кризисе виноделия и незаконных доставках в изоляции «Мы даже не знали, как хорошо жили». Сомелье Влада Лесниченко о кризисе виноделия и незаконных доставках в изоляции

Как российские виноделы могут заработать на пандемии?

Forbes
Почем газ для народа? Почем газ для народа?

Для нескольких миллионов семей газификация их жилищ — годами лелеемая мечта

Эксперт
20-летний Квентин Тарантино взял интервью у своего кумира, режиссера Джона Милиуса. Спустя 40 лет Квентин выложил расшифровку 20-летний Квентин Тарантино взял интервью у своего кумира, режиссера Джона Милиуса. Спустя 40 лет Квентин выложил расшифровку

Квентин Тарантино взял интервью у режиссера Джона Милиуса

Esquire
Звезда родилась Звезда родилась

Тима Белорусских и его продюсер о том, как становятся популярными музыкантами

Cosmopolitan
Как морские существа защищают нас от миллионов вирусов Как морские существа защищают нас от миллионов вирусов

Некоторые обитатели морей превосходно уничтожают вирусные патогены, поедая их

Популярная механика
Деменцию связали с совмещением определенных продуктов питания Деменцию связали с совмещением определенных продуктов питания

Для профилактики деменции важно сочетать между собой определенные продукты

N+1
Живой? Что связывает нас с Лениным спустя 150 лет Живой? Что связывает нас с Лениным спустя 150 лет

Для современных правителей России Ленин оказывается неудобным отцом

СНОБ
Основатель Suitsupply — о первом костюме, правильной цене и женской моде Основатель Suitsupply — о первом костюме, правильной цене и женской моде

Фокке де Йонг — о том, как бренду удается держать приемлемые цены

РБК
Как Миннесотский эксперимент по голоданию объясняет, почему мы скупаем гречку Как Миннесотский эксперимент по голоданию объясняет, почему мы скупаем гречку

Почему не нужно смеяться над теми, кто делает запасы

Maxim
В почете у короны: какое кино обожают члены королевской семьи В почете у короны: какое кино обожают члены королевской семьи

Что «включают» Елизавета II и ее семья в свободное время

Cosmopolitan
Летучие мыши понизили голос ради бананов Летучие мыши понизили голос ради бананов

Летучие мыши продемонстрировали способность к звукоподражанию

N+1
Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других

Мы решили выяснить, кто нас лечит с экрана

Cosmopolitan
Что, если бы Ан-225 “Мрия” был пассажирским: A380 на зависть Что, если бы Ан-225 “Мрия” был пассажирским: A380 на зависть

Ан-225 “Мрия” - самый большой и грузоподъемный самолет в мире

Популярная механика
«Я вовремя окэшился»: Сергей Шнуров о бизнесе, пандемии и мерах правительства «Я вовремя окэшился»: Сергей Шнуров о бизнесе, пандемии и мерах правительства

Сергей Шнуров о политической деятельности, бизнесе и мерах по спасению экономики

Forbes
Деревенский модник: 5 фактов о новом Land Rover Defender Деревенский модник: 5 фактов о новом Land Rover Defender

Пять главных решений, кардинально изменивших Land Rover Defender

РБК
Химики получили нетоксичный синий краситель из свекольного сока Химики получили нетоксичный синий краситель из свекольного сока

Химики синтезировали новый синий пигмент из бетанина

N+1
Автосалон на диване Автосалон на диване

Автомобильный салон в Женеве всегда работал с точностью часовых мануфактур

Maxim
Советская роскошь. На чем ездила элита СССР Советская роскошь. На чем ездила элита СССР

Внедорожная «Волга», инжекторный спорткар и другие автомобили советских вождей

РБК
От помидоров до лимонов: какие продукты помогают против старения От помидоров до лимонов: какие продукты помогают против старения

Полезные вещества в этих продуктах способствуют поддержанию здоровья и красоты

РБК
Кто является автором термина «Великая Отечественная война»? Кто является автором термина «Великая Отечественная война»?

Кем впервые было произнесено название войны, которую предстояло пройти СССР

Дилетант
Идём на дно: чем грозит грядущее вымирание морской мегафауны Идём на дно: чем грозит грядущее вымирание морской мегафауны

Нынешнее сокращение биоразнообразия названо шестым массовым вымиранием в истории

National Geographic
Открыть в приложении