Треть предприятий российского авторитейла может оказаться на грани разорения

ЭкспертБизнес

Авторитейл включил аварийный сигнал

Треть предприятий российского авторитейла скоро может оказаться на грани разорения. Отрасль просит у государства налоговых и других льгот, а также решительных действий в долгосрочной перспективе для создания прозрачного рынка услуг по продаже автомобилей

Алексей Грамматчиков

Артем Геодакян/ТАСС

Наряду с другими отраслями экономики бизнес по продаже и обслуживанию автомобилей сегодня попал в критическую ситуацию: из-за карантина в большинстве российских регионов оказались под запретом не только их продажа, но и обслуживание, что снизило выручку авторитейла практически до нуля. Одновременно он ощущает на себе и последствия новой девальвации рубля: из-за начавшегося роста цен неминуем очередной существенный спад спроса. «Продленные до конца апреля выходные в связи с распространением коронавируса очень негативно отразились на всех предприятиях розничной торговли, в том числе на автодилерах, — говорит Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам группы автодилерских компаний «Автоспеццентр». - Расходы остались прежними: аренда, обслуживание бизнеса, зарплаты сотрудникам, а доходы значительно сократились. Это может стать причиной закрытия до 30 процентов компаний-автодилеров».

Десятая часть розницы

По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в настоящее время в России насчитывается 3300 дилерских автоцентров, в которых работает более 300 тыс. человек. Ежегодный оборот российского авторитейла — порядка трех триллионов рублей, это чуть меньше десяти процентов оборота всей российской розницы (по данным Росстата, 33,5 трлн рублей в 2019 году). Самые крупные предприятия российского авторитейла — «Рольф», «Автомир», «Мейджор», «Транстехсервис», «Ключавто», «Авилон», «Автоспеццентр»: они продают по 30–80 тыс. автомобилей в год, ежегодный оборот ведущих автодилеров достигает 50–150 млрд рублей.

В свое время участники авторынка рассчитывали, что в России будет ежегодно продаваться три-четыре миллиона автомобилей, на самом же деле продажи в последние годы оказались почти вдвое меньше. В итоге авторитейл в России превратился в довольно рискованный бизнес, из которого на обочину вылетают порядка сотни компаний ежегодно: по данным аналитического агентства «Автостат», если в начале 2012 года в России насчитывалось 4100 тыс. автодилеров, то на начало 2020-го их осталось 3300 (см. график 1).

Одно из наиболее громких разорений последних лет — гибель в 2018 году компании Genser, которая перед своим закрытием продавала в год около 30 тыс. автомобилей 17 марок в 45 салонах в различных регионах страны, имея выручку около 50 млрд рублей в год. Помимо Genser разорились такие крупные автодилеры, как «Независимость» (дилер BMW, Audi, Volvo, Jaguar, Land Rover), «Аояма» (Honda), «Рус-лан» (Volkswagen). Ну а в прошлом году дилерский бизнес всколыхнуло судебное дело против ведущей компании отрасли «Рольф», руководство которой обвиняют в валютных махинациях. Сегодня часть топ-менеджмента компании находится под следствием и в розыске. На рынке ходят слухи о возможной продажи части активов «Рольфа», однако пока компания продолжает свою деятельность, удерживая лидерские позиции.

В ближайшее время в отрасли не исключены новые громкие банкротства. «Сейчас, в отсутствие продаж, российский авторитейл находится в тяжелейшем состоянии: по нашим оценкам, от 10 до 30 процентов предприятий в ближайшее время могут оказаться на грани банкротства», — с горечью констатирует Олег Мосеев, президент ассоциации РОАД.

Снизить налоговое давление

Как и другие розничные компании, автодилеры просят помощи у государства: они неоднократно писали коллективные письма и петиции в правительство, но пока их призывы о помощи игнорируются. Разве что недавно бизнес, связанный с продажей и ремонтом автомобилей, попал в список пострадавших отраслей Центробанка. Однако автодилерам этого мало: «Надеемся, что нас внесут в правительственный список пострадавших отраслей, туда, допустим, попали прачечные и химчистки, мы считаем, что значимость нашей деятельности не меньше», — говорит Олег Мосеев.

В нынешней тяжелой ситуации автодилеры надеются на ряд льгот и послаблений, прежде всего связанных с налоговым регулированием. В частности, они надеются, что правительство распространит на них действие пониженной ставки единого социального налога (ЕСН). «Затраты на фонд заработной платы в автодилерском бизнесе — одна из самых значимых величин, — продолжает Олег Мосеев. — Например, в автосервисе от 50 до 70 процентов расходов, в зависимости от региона и бренда компании, уходит на зарплаты сотрудникам, поэтому снижение ставки социального налога было бы существенной помощью».

Кроме того, автодилеры также просят сделать отсрочку выплат по налогам на имущество и на землю, по НДС, а также не прекращать действие упрощенного режима налогообложения для автосервисов — отменить его планировалось в 2021 году, но компании просят продлить его как минимум еще на три года. Помимо этого, как и представители других отраслей, автодилеры просят более доступных кредитов. «Автомобильный бизнес очень закредитован, оборот по отрасли составляет более трех триллионов рублей в год, и такие обороты можно поддерживать только при условии благоприятного банковского финансирования, — говорит Олег Мосеев. — С началом кризиса некоторые банки начали писать дилерам письма о закрытии лимитов кредитования и даже о повышении процентных ставок, выдвигать другие требования. Мы рассчитываем на то, что государство вмешается и запретит банкам разорять дилерский бизнес, обяжет их следовать зафиксированным ранее договоренностям. Недавно Центробанк признал нашу отрасль пострадавшей, поэтому мы рассчитываем на понимание в этом вопросе».

Наконец, по мнению автодилеров, можно бы было обратиться к зарубежному опыту с выдачей грантов. «Мы общаемся с коллегами из США, у них в некоторых штатах появилась система грантов — это прямые субсидии, в том числе автодилерскому бизнесу, нацеленные на сохранение рабочих мест. Государство возмещает до 80 процентов расходов на заработную плату тем компаниям, которые не увольняют сотрудников. Логика здесь проста: благодаря этим выплатам люди не идут на биржу труда и не получают от государства денег уже в виде пособий. При этом, как только ситуация улучшается, бизнес может быстро восстановиться, так как у него остается трудовой коллектив и можно легко опять начать работать в полную силу. Российские власти на прошлой неделе объявили о программе подобных выплат для ряда предприятий, прежде всего малого бизнеса. Рассчитываем, что эта практика будет распространена и на нашу отрасль», — говорят в РОАД.

Повысить прозрачность бизнеса

В более долгосрочной перспективе автодилеры рассчитывают и на более активную позицию регулятора в решении ряда важных для авторитейла вопросов. Например, это касается продажи подержанных автомобилей. Это направление сейчас считается очень перспективным: по оценкам «Автостата», по итогам прошлого года объем рынка автомобилей с пробегом достиг 5,4 млн единиц, это в три раза больше объема рынка новых автомобилей. Между тем в России лишь около 20% подержанных автомобилей сейчас продается через сети автодилеров, основная часть реализуется по старинке — через объявления о купле-продажи. Из-за этого, по словам дилеров, сегмент купли-продажи автомобилей с пробегом в России скорее похож не на цивилизованный рынок, как в других странах, а на стихийный базар со всеми вытекающими рисками как для продавцов, так и для покупателей.

Ежегодно с рынка уходит сотня автодилеров

Направить продажи подержанных машин в цивилизованное русло мешают недостатки регулирования: речь, в частности, идет о проблеме «двойного НДС», когда автодилер вынужден платить этот существенный налог дважды — в момент приобретения автомобиля у его старого владельца и в момент его продажи новому собственнику. Поэтому покупать-продавать автомобили через дилеров становится невыгодно.

И еще серьезная проблема: мошенничество, связанное со «скручиванием» показателя реального пробега автомобиля перед продажей. Автодилеры давно призывают регулятора ужесточить наказание за такие действия, но до сих пор подобные манипуляции с машиной остаются безнаказанными. «Один из крупнейших автодилеров США Carline за прошедший год продал более 200 тысяч подержанных автомобилей, причем сделал это онлайн, без предварительного визита покупателя в дилерский центр, — отмечает Олег Мосеев. — Этот показатель наглядно иллюстрирует прозрачность американского рынка подержанных автомобилей и об уверенности покупателей, что их не обманут».

Сегодня, в период карантина, как и в других сегментах отрасли розничной торговли, в авторитейле начали активно развивать направление продаж автомобилей онлайн. «У нас сейчас сервис онлайн-продаж очень востребован, — рассказывает Андрей Павлович, председатель правления автодилерской компании “Авилон”. — Складской ресурс у дилеров пока закуплен по старым ценам, и любая новая поставка будет однозначно дороже. Мы отмечаем хорошую статистику по интернет-услугам: сейчас мы принимаем 20–25 онлайн-заказов в день, и их число увеличивается. При этом доставка забронированных автомобилей будет происходить уже после карантина, а продемонстрировать автомобиль нам помогают ранее отснятые фотографии и видео».

Однако и на пути развития онлайн-торговли автомобилями в России есть острые подводные камни, связанные, в частности, с высокой комиссией банков за дистанционную оплату таких значимых покупок, как автомобиль, что делает такого рода приобретения невыгодными. Впрочем, стоит признать, что и сами автодилеры оказались не готовы к развитию онлайн-продаж. «Дилерам нужно создавать удобную инфраструктуру в онлайне: на сайте должна быть подробная информация обо всех моделях и комплектациях, простая и понятная инфраструктура для оплаты покупки», — продолжает Андрей Павлович. Это позволит преодолеть психологический барьер у покупателей — пока большинству из них важно увидеть автомобиль вживую.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Олимпийский код Олимпийский код

Спортивное программирование – спорт высоких достижений

Популярная механика
Котел крутых людей: что осталось за кадром фильма Юрия Дудя о Кремниевой долине Котел крутых людей: что осталось за кадром фильма Юрия Дудя о Кремниевой долине

Насколько новый выпуск «ВДудь» точно отражает дух и ценности Долины

Forbes
Кризис, к которому мы готовы Кризис, к которому мы готовы

Первые оценки нефтяного кризиса оказались сильно преувеличенными

Эксперт
Не надо стесняться Не надо стесняться

Кто они? Активистки движения «акне-позитив». Чего они хотят?

Glamour
Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт
Домашний автосалон: как купить автомобиль в интернете Домашний автосалон: как купить автомобиль в интернете

Несколько вопросов, которые избавят от страха покупки машины в интернете

РБК
Военные преступления Военные преступления

Первая часть ответов на вопросы о военных преступлениях Второй мировой войны

Дилетант
«Мама Вера» из «Девчат» и её сложная любовь с режиссером Ростоцким «Мама Вера» из «Девчат» и её сложная любовь с режиссером Ростоцким

Актриса, которая запомнилась советскому зрителю как героиня из фильма «Девчата»

Cosmopolitan
Продовольствие пошло в рост Продовольствие пошло в рост

Новое обострение отношений между розницей и производителями продуктов питания

Эксперт
7 подкастов о том, как бизнесмены и стартаперы переживают кризис и пандемию 7 подкастов о том, как бизнесмены и стартаперы переживают кризис и пандемию

Подкасты про бизнес, где звучат голоса тех, кто сейчас работает на износ

Forbes
Не жалея ни женщин, ни детей Не жалея ни женщин, ни детей

Процесс по делу об айнзацгруппах в Нюрнберге

Дилетант
Три пути стать прибыльными для Uber и Lyft Три пути стать прибыльными для Uber и Lyft

И почему увеличение цен или снижение выплат водителям не помогут агрегаторам

VC.RU
Последний ход Ивана Грозного Последний ход Ивана Грозного

Последнее, что увидел в жизни Иван Грозный, — это шахматы

Дилетант
«Игра в приставку разрушает нашу семью» «Игра в приставку разрушает нашу семью»

37-летняя Алиса часто ссорится с мужем из-за его пристрастия к онлайн-играм

Psychologies
Как сэкономить на мазуте Как сэкономить на мазуте

Что заставит отечественных нефтепереработчиков искать выгодные технологии

Эксперт
Феи из Коттингли: как две девочки убедили целый мир в существовании фей Феи из Коттингли: как две девочки убедили целый мир в существовании фей

Двум девочкам удалось заснять «маленький народец» — волшебных фей

Cosmopolitan
В Москве госклиники отказываются делать аборты. Почему это происходит В Москве госклиники отказываются делать аборты. Почему это происходит

Московские государственные больницы отказывают женщинам в абортах

СНОБ
Самые скандальные случаи, когда фирмы отзывали свою продукцию Самые скандальные случаи, когда фирмы отзывали свою продукцию

В погоне за выручкой корпорации теряют миллионы долларов, а покупатели — жизнь

Maxim
Турецкий марш Турецкий марш

Военная мощь Турции неожиданно оказалась предметом большого интереса

Популярная механика
«Яндекс» собрал фотоархив «Рунет в лицах» — с Воложем, Носиком, Касперским, Гришиным и другими «Яндекс» собрал фотоархив «Рунет в лицах» — с Воложем, Носиком, Касперским, Гришиным и другими

Подборка архивных фотографий людей русскоязычного интернета из 1990-х и 2000-х

VC.RU
От «Офиса» до «Глобуса» От «Офиса» до «Глобуса»

Важнейшие вехи карьеры британского комика Рики Джервейса

Weekend
Создатели Futurology AI — о «Кэти», ботах и том, как спасти бизнес Создатели Futurology AI — о «Кэти», ботах и том, как спасти бизнес

Как «умные» роботы помогут найти работу и победить кибербуллинг

РБК
Глава 4: Наследие Глава 4: Наследие

– Мальчик, ты не понял. Водочки нам принеси, мы домой летим!

Esquire
Дэвид Митчелл: Под знаком черного лебедя Дэвид Митчелл: Под знаком черного лебедя

«Сноб» публикует первую главу книги Дэвида Митчелла «Под знаком черного лебедя»

СНОБ
Меловые отложения рассказали о тропиках в Антарктиде Меловые отложения рассказали о тропиках в Антарктиде

Какие условия окружающей среды были в Антарктиде миллионы лет назад?

N+1
Инсайдерский гид по музыкальной индустрии: на русском языке вышла книга Дэвида Бирна «Как работает музыка». Публикуем ее фрагмент Инсайдерский гид по музыкальной индустрии: на русском языке вышла книга Дэвида Бирна «Как работает музыка». Публикуем ее фрагмент

Бирн рассказывает о работе в группе и со сторонними музыкантами

Esquire
Будущее сейчас: почему обязательная маркировка — не прихоть, а неизбежность Будущее сейчас: почему обязательная маркировка — не прихоть, а неизбежность

Мнение о внедрении обязательной маркировки товаров

Forbes
Давид Рафаловский: «Весь мир уже в облаке, и Россия там будет» Давид Рафаловский: «Весь мир уже в облаке, и Россия там будет»

Давид Рафаловский переехал в Москву ради развития цифровой платформы Сбербанка

РБК
Почему вам стоит посмотреть «Последний танец» от Netflix Почему вам стоит посмотреть «Последний танец» от Netflix

О главном событии в мире спортивных документальных сериалов этого года

GQ
«Копейке» — 50 лет. Вспоминаем все версии легендарного седана «Копейке» — 50 лет. Вспоминаем все версии легендарного седана

Версии «Копейки», о которых мечтал каждый советский гражданин

РБК
Открыть в приложении