На внешкольном положении
В Москве и других крупных городах закрыты школы, колледжи и вузы. Все высшие учебные заведения переходят на онлайновый режим. Но при закрытых дверях открытыми остаются вопросы, которые волнуют родителей полутора миллионов детей,— сроки контрольных работ, олимпиад, экзаменов и формы их проведения
Весна в школах такая же горячая пора, как посевная в сельском хозяйстве. Горячая страда, от которой зависит даже не будущий год, а может, и жизнь. Подготовка к экзаменам, сами экзамены, поступление в вузы. И тут вдруг, когда все уже взяли высокий старт,— коронавирус, смешавший все планы. Символическая картинка: на входе в соседнюю школу — пестрая лента, которыми огораживают на проезжей части дорожные работы. Полный стоп, короче. Или все же неполный?
В Министерстве просвещения и в Рособр надзоре созданы оперативные штабы «по предупреждению распространения коронавирусной инфекции». Пока эти штабы порадовали только двумя решениями. Первое: заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников переносится на 30 июня (к этому вернемся позже). И второе — выпущены методические рекомендации по применению в школах электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При этом, как выяснилось, федеральное министерство просвещения имеет над школами власть очень небольшую. Все основные вопросы решаются в регионах. В том числе и вопросы карантина, режима занятий после каникул в школах — они переданы на усмотрение субъектов федерации. Кроме того, каждая школа сегодня имеет право самостоятельно определять график учебного процесса и расписание занятий.
Приказ есть. Ясности нет
Сейчас по приказу министра просвещения в школах объявлены каникулы с 23 марта по 12 апреля. Приказ издан, но в Минпросе на момент написания этого материала нет решения, что будет дальше: как будут учиться дети, будет ли продлен учебный год. Сами учителя за время вынужденных каникул пытаются освоить «дистанционку». При этом понятно, что всех перевести онлайн нельзя. Во-первых, сельские школы, которые, по счастью, коронавирус не затронул, в этом не нуждаются. Во-вторых, не все городские дети могут оставаться дома без родителей, особенно младшие школьники. Для них в школах создаются «дежурные группы». В них, по замыслу Министерства просвещения, не должно быть более 12 детей. Будут ли проводиться в таких группах полноценные уроки, станет известно только по окончании каникул.
И тут возникает противоречие с режимом онлайн-обучения. Дети, которые буду заниматься в «дежурных группах», окажутся в лучшем положении, чем «дистанционники». Хотя бы уже по простым техническим причинам. Эксперты «Огонька» говорят, что онлайн-уроки, особенно для младших школьников, не могут продолжаться более 20 минут. Таковы требования СанПиНов. Поэтому учитель может только изложить новый материал, и не весь, а выделив из него главное и самое существенное. А вся остальная работа, связанная с освоением материала и выполнением домашних заданий, ложится на самих учеников. Что питает такой расчет, неужели надежда на сознательность учащихся?
С другой стороны, уроки в «дежурной группе» с 12 школьниками. Это же мечта учителей. Просто как в лучших частных школах! Есть возможность уделить внимание каждому, проверить, как дети усваивают материал. Или позаниматься даже индивидуально, если у ученика проявятся пробелы в знаниях. С такой перспективой те, кто в группе, фору получают очевидную. А те, кто нет? Эксперты говорят, что эта «вилка» в учебном режиме не коснется учеников 9-х и 11-х классов — они и так уже готовятся к экзаменам вне школы. Да, именно так — подготовка к экзаменам в школе в основном проходит вне школы. И — добавим — за большие деньги, которые платят родители.