Страна кроссоверов
Разнообразие автомобилей на российском рынке сокращается: за последние пять лет число моделей уменьшилось на треть, и уже почти половина всех продаж приходится на наиболее подходящий для российских дорог автомобиль — кроссовер
Российский авторынок сжимается не только количественно, но качественно. По данным аналитического агентства «Автостат», за последние пять лет модельный ряд на российском рынке сократился более чем на треть: сейчас в России в общей сложности продается порядка 250 моделей новых автомобилей, на 37% меньше, чем в 2014 году, когда можно было сделать выбор из 401 модели (см. график 1).
График 1: Модельное разнообразие на авторынке снизилось более чем на треть за 5 лет
Больше всего страдают нишевые сегменты рынка: почти полностью исчез из России такой тип машин, как минивэн; поредело предложение официально продающихся пикапов; к вымирающим видам относятся кабриолеты, а также городские автомобили-малютки А-класса. Только в 2020 году на российском авторынке было официально остановлены продажи 40 моделей — это рекордное число. Например, с российского рынка ушли модели марки Datsun, лифтбек Volkswagen Arteon, некогда очень популярная машина гольф-класса Mazda3, компактвэн Renault Dokker, «маслкар» Chevrolet Camaro.
Сокращение модельного ряда вызвано тем, что на падающем рынке становится невыгодно сертифицировать и держать в наличии автомобили, которые пусть и имеют своих поклонников, но не могут обеспечить нужный уровень продаж. Вместо этого ставка делается на самые массовые и маржинальные модели. На российском рынке к ним относятся прежде всего кроссоверы (так называемый класс SUV — Sport Utility Vehicle). Если в свое время такие машины с повышенным дорожным просветом были на вторых ролях в общих объемах продаж, то сейчас они занимают доминирующее положение: по данным «Автостата», по итогам прошлого года кроссоверы на российском авторынке заняли рекордную долю — 48,5% (всего их было продано 720,8 тыс., на 4% меньше, чем в 2019 году).
Второй ключевой тип автомобилей на российском рынке — компактные модели размерного класса В, на долю которых по итогам прошлого года пришлось 37,6% (558,9 тыс. и минус 8,3% по сравнению с 2019 годом). Таким образом, в сумме автомобили SUV и В-класса занимают в объеме продаж более 85%. А оставшаяся доля уже делится между восемью другими типами автомобилей, к которым относятся модели размерного D-класса (4,8%, 71 тыс. проданных машин, сокращение на 22,5%), модели гольф-класса, размерный тип С (4%, 59,6 тыс., минус 30,7%). Далее идут минивэны и прочие однообъемники (так называемый тип MPV/LAV — 2,7%, 39,6 тыс., минус 15,9%). Небольшую долю — 1,2% — занимают бизнес-автомобили Е-класса (18 тыс., сокращение на 18,4%). Наконец, менее 1% продаж приходятся на нишевые модели — пикапы, кабриолеты, представительские авто F-класса и субкомпактные А-класса (см. график 2).
График 2: Кроссоверы занимают почти половину продаж в РФ
Марка Renault в этом году ведет наступление на сегмент кроссоверов SUV (B) с помощью нового Duster второго поколения
Мой любимый размер
Сам сегмент кроссоверов маркетологи сейчас подразделяют на четыре размерных класса. Как подсчитал недавно «Автостат», на компактный SUV B-класса сейчас приходится 28% продаж. По итогам прошлого года было продано 204,8 тыс. машин, на 2% меньше, чем в 2019-м. В этом классе также присутствуют 24 модели, на две больше, чем годом ранее, к самым популярным из них относятся Hyuandai Creta, Renault Duster, Lada 4×4.
Но самый массовый тип — среднеразмерные кроссоверы С-класса, которые занимают 42% продаж в классе SUV. Здесь по итогам прошлого года было продано 317,3 тыс. автомобилей, а число моделей составляет 51 (плюс две за год), среди самых популярных Toyota Rav4, Volkswagen Tiguan, KIA Sportage. Более внушительные по габаритам кроссоверы D-класса (Škoda Kodiaq, UAZ Patriot, Toyota Land Cruiser Prado) занимают 20% продаж с показателем 152,8 тыс. штук и сокращением на 14%. Ну и, наконец, на полноразмерные кроссоверы Е-класса (BMW X5, Mercedes GLE, BMW X6 и проч.) приходится 10% продаж (72,3 тыс., минус 6%; см. таблицу).
Структура продаж кроссоверов в России
При этом, по подсчетам «Автостата», на премиальные марки в сегменте кроссоверов приходится 14% продаж, одновременно большинство покупателей сейчас предпочитают иметь полноприводные модификации кроссоверов (68%), а 32% довольствуются машинами с моноприводом.
Перспективное направление
Доля кроссоверов будет расти и дальше, убеждены участники рынка. Этот тип автомобилей больше всего подходит для эксплуатации в сложных российских условиях, например при гололедице и снеге зимой и при слякоти и разбитых дорогах летом. Поэтому автопроизводители продолжают делать на них ставку: в текущем году на российском рынке ожидается несколько десятков новинок в сегменте кроссоверов и внедорожников.
Например, корейская Hyundai сейчас работает над тем, чтобы укрепить свои позиции в сегменте самых больших кроссоверов с помощью новой семиместной модели Hyundai Palisade, которая приходит на смену Grand Santa Fe. Другой ходовой кроссовер марки Santa Fe должен обновиться уже в первом квартале текущего года, помимо этого корейский бренд планирует вывести на рынок четвертое поколение кроссовера Tucson, но главное, к лету корейский автопроизводитель должен представить новую версию своего самого популярного кроссовера В-класса Creta.
В свою очередь немецкая марка Volkswagen, которая имеет сильные позиции в нише средних и больших кроссоверов, посматривает на сектор SUV В-класса: здесь в 2021 году возможно появление новинки под названием Volkswagen Taos. В этой же перспективной нише начинает продажи своего компактного кроссовера СХ-30 японская Mazda. Чешская Škoda намекает на возможность начала продаж в текущем году своего обновленного кроссовера D-класса Kodiaq.
Широкомасштабное наступление на российский рынок кроссоверов планируют и китайские автопроизводители. Вдохновленная успехом продаж в России Chery планирует в этом году начать продажи в России сразу трех новых кроссоверов — Tiggo 8 Pro, Tiggo 4 Pro и Tiggo 2 Pro. Одновременно Chery запускает новый суббренд Chery Exeed, под которым в наступившем году дебютирует несколько новинок — в частности, это большой пятиметровый кроссовер XV и более компактная модель LX. Geely планирует начать продажи своего обновленного кроссовера, который также получит приставку Pro, — Geely Atlas Pro.
В премиальном сегменте корейская марка Genesis весной начинает продажи своего первого в модельном ряду кроссовера GV70. Другими заметными новинками в этом сегменте должны стать обновленный Jaguar E-Pace, новые Infiniti QX55 и QX60, обновленный Land Rover Discovery и Audi Q5, а также Jeep Grand Cherokee и Chevrolet Tahoe нового поколения.
Интригует рынок и Nissan: недавно прошла мировая премьера популярного кроссовера Qashqai, однако появится ли этот автомобиль в России в этом году, пока не сообщается. Пока же Nissan подтвердил, что в 2021-м начнет продажи в России обновленного полноразмерного кроссовера Pathfinder, который существенно увеличился в размерах и теперь стал восьмиместным (третий ряд вмещает трех пассажиров). Одновременно марка продолжает оснащать свои присутствующие на рынке кроссоверы дополнительными опциями. Например, модель X-Trail получила темно-коричневую обивку сидений, новый интерфейс фирменной системы Nissan Connect теперь позволяет подключить к головному устройству автомобиля смартфон. На специальном тест-драйве в Мурманске было продемонстрировано, как через приложение Android Auto или Apple CarPlay, например, можно вывести на экран свои контакты, любимую музыку и всевозможные приложения. При этом управлять мультимедийной системой теперь можно с помощью встроенных голосовых команд или через голосовых помощников. Появилась также функция проецирования приложения «Яндекс.Навигатор» с экрана смартфона через программу «Яндекс.Авто».
Со стороны бренда Renault громкой новинкой года обещает стать обновленная модель Duster. Эта доступная и функциональная машина последние годы уверенно входит в список самых продаваемых кроссоверов на российском рынке. Duster второго поколения, который недавно начали выпускать на заводе в Москве, получил существенные конструктивные изменения: у машины новая платформа, поменялись все детали кузова. Одновременно модель получила на выбор целых пять моторов: две версии бензинового двигателя объемом 1,6 л (мощность 114 и 117 л. с.), динамичный турбомотор 1,3 л (150 л. с.), двухлитровый мотор (143 л. с.) и — уникальное предложение в своем классе — турбодизель 1,5 л (109 л. с.), который, правда, агрегируется только с механической коробкой передач.
На тест-драйве по дорогам Дагестана новый Duster проявил отменную проходимость, а также хорошую управляемость на больших скоростях. В частности, пользователей способен порадовать новый электроусилитель руля, благодаря которому удары и дорожные неровности теперь не передаются на руль, из-за чего управлять машиной значительно комфортнее. Одновременно в салоне машины стало ощутимее тише. Благодаря новому Duster Renault планирует еще больше укрепить свои позиции на российском рынке кроссоверов: в прошлом году эта модель стала четвертым по популярности кроссовером в России с показателем 31,6 тыс. единиц. Обновленная же модель имеет все шансы заехать в тройку самых продаваемых SUV в России и прибавить продажи, даже если в 2021 году общие показатели реализации автомобилей на российском рынке продолжат катиться вниз.
Сокращение рынка LCV может затормозиться
Российский рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) по итогам прошлого года снизился на 7% и составил 104,3 тыс. единиц, подсчитал «Автостат». Однако в ближайшее время сползающий вниз рынок LCV может быть поддержан оживлением спроса в некоторых секторах экономики, например связанных с электронной торговлей. «Снижение спроса на перевозки со стороны классических клиентов логистических компаний во время пандемии коронавируса в прошлом году было сглажено повышением интереса частных лиц к доставке товаров, заказанных онлайн. В связи с этим стала более востребованной услуга “последняя миля” и, соответственно, вырос спрос на используемые при этом коммерческие автомобили», — отмечает Михаил Гурьянов, генеральный директор «Соллерс Инжиниринг».
Экскаваторы подорожают
Российское правительство объявило о планах поднять в два–четыре раза ставку утилизационного сбора на импортируемые в РФ экскаваторы, грейдеры, погрузчики и прочую спецтехнику. «Повышение ставки утильсбора повлечет за собой рост цен на дорожно-строительные машины примерно на 15–20 процентов, как следствие, мы ожидаем увеличения себестоимости проектов, в том числе национальных, в которых используется это оборудование», — говорит Юта Кацусима, директор подразделения по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia. При этом, по словам Андрея Комова, генерального директора Volvo Construction Equipment в России и СНГ, например, российские производители выпускают всего 4% погрузчиков от общего объема рынка, и как они будут удовлетворять спрос на такую технику — вопрос открытый.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl