Разнообразие автомобилей на российском рынке сокращается

ЭкспертАвто

Страна кроссоверов

Разнообразие автомобилей на российском рынке сокращается: за последние пять лет число моделей уменьшилось на треть, и уже почти половина всех продаж приходится на наиболее подходящий для российских дорог автомобиль — кроссовер

Фото: предоставлено компанией Nissan

Российский авторынок сжимается не только количественно, но качественно. По данным аналитического агентства «Автостат», за последние пять лет модельный ряд на российском рынке сократился более чем на треть: сейчас в России в общей сложности продается порядка 250 моделей новых автомобилей, на 37% меньше, чем в 2014 году, когда можно было сделать выбор из 401 модели (см. график 1).

График 1: Модельное разнообразие на авторынке снизилось более чем на треть за 5 лет

Больше всего страдают нишевые сегменты рынка: почти полностью исчез из России такой тип машин, как минивэн; поредело предложение официально продающихся пикапов; к вымирающим видам относятся кабриолеты, а также городские автомобили-малютки А-класса. Только в 2020 году на российском авторынке было официально остановлены продажи 40 моделей — это рекордное число. Например, с российского рынка ушли модели марки Datsun, лифтбек Volkswagen Arteon, некогда очень популярная машина гольф-класса Mazda3, компактвэн Renault Dokker, «маслкар» Chevrolet Camaro.

Сокращение модельного ряда вызвано тем, что на падающем рынке становится невыгодно сертифицировать и держать в наличии автомобили, которые пусть и имеют своих поклонников, но не могут обеспечить нужный уровень продаж. Вместо этого ставка делается на самые массовые и маржинальные модели. На российском рынке к ним относятся прежде всего кроссоверы (так называемый класс SUV — Sport Utility Vehicle). Если в свое время такие машины с повышенным дорожным просветом были на вторых ролях в общих объемах продаж, то сейчас они занимают доминирующее положение: по данным «Автостата», по итогам прошлого года кроссоверы на российском авторынке заняли рекордную долю — 48,5% (всего их было продано 720,8 тыс., на 4% меньше, чем в 2019 году).

Марка Renault в этом году ведет наступление на сегмент кроссоверов SUV (B) с помощью нового Duster второго поколения. Фото предоставлено компанией Renault

Второй ключевой тип автомобилей на российском рынке — компактные модели размерного класса В, на долю которых по итогам прошлого года пришлось 37,6% (558,9 тыс. и минус 8,3% по сравнению с 2019 годом). Таким образом, в сумме автомобили SUV и В-класса занимают в объеме продаж более 85%. А оставшаяся доля уже делится между восемью другими типами автомобилей, к которым относятся модели размерного D-класса (4,8%, 71 тыс. проданных машин, сокращение на 22,5%), модели гольф-класса, размерный тип С (4%, 59,6 тыс., минус 30,7%). Далее идут минивэны и прочие однообъемники (так называемый тип MPV/LAV — 2,7%, 39,6 тыс., минус 15,9%). Небольшую долю — 1,2% — занимают бизнес-автомобили Е-класса (18 тыс., сокращение на 18,4%). Наконец, менее 1% продаж приходятся на нишевые модели — пикапы, кабриолеты, представительские авто F-класса и субкомпактные А-класса (см. график 2).

График 2: Кроссоверы занимают почти половину продаж в РФ

Марка Renault в этом году ведет наступление на сегмент кроссоверов SUV (B) с помощью нового Duster второго поколения

Мой любимый размер

Сам сегмент кроссоверов маркетологи сейчас подразделяют на четыре размерных класса. Как подсчитал недавно «Автостат», на компактный SUV B-класса сейчас приходится 28% продаж. По итогам прошлого года было продано 204,8 тыс. машин, на 2% меньше, чем в 2019-м. В этом классе также присутствуют 24 модели, на две больше, чем годом ранее, к самым популярным из них относятся Hyuandai Creta, Renault Duster, Lada 4×4.

Но самый массовый тип — среднеразмерные кроссоверы С-класса, которые занимают 42% продаж в классе SUV. Здесь по итогам прошлого года было продано 317,3 тыс. автомобилей, а число моделей составляет 51 (плюс две за год), среди самых популярных Toyota Rav4, Volkswagen Tiguan, KIA Sportage. Более внушительные по габаритам кроссоверы D-класса (Škoda Kodiaq, UAZ Patriot, Toyota Land Cruiser Prado) занимают 20% продаж с показателем 152,8 тыс. штук и сокращением на 14%. Ну и, наконец, на полноразмерные кроссоверы Е-класса (BMW X5, Mercedes GLE, BMW X6 и проч.) приходится 10% продаж (72,3 тыс., минус 6%; см. таблицу).

Структура продаж кроссоверов в России

При этом, по подсчетам «Автостата», на премиальные марки в сегменте кроссоверов приходится 14% продаж, одновременно большинство покупателей сейчас предпочитают иметь полноприводные модификации кроссоверов (68%), а 32% довольствуются машинами с моноприводом.

Перспективное направление

Доля кроссоверов будет расти и дальше, убеждены участники рынка. Этот тип автомобилей больше всего подходит для эксплуатации в сложных российских условиях, например при гололедице и снеге зимой и при слякоти и разбитых дорогах летом. Поэтому автопроизводители продолжают делать на них ставку: в текущем году на российском рынке ожидается несколько десятков новинок в сегменте кроссоверов и внедорожников.

Например, корейская Hyundai сейчас работает над тем, чтобы укрепить свои позиции в сегменте самых больших кроссоверов с помощью новой семиместной модели Hyundai Palisade, которая приходит на смену Grand Santa Fe. Другой ходовой кроссовер марки Santa Fe должен обновиться уже в первом квартале текущего года, помимо этого корейский бренд планирует вывести на рынок четвертое поколение кроссовера Tucson, но главное, к лету корейский автопроизводитель должен представить новую версию своего самого популярного кроссовера В-класса Creta.

В свою очередь немецкая марка Volkswagen, которая имеет сильные позиции в нише средних и больших кроссоверов, посматривает на сектор SUV В-класса: здесь в 2021 году возможно появление новинки под названием Volkswagen Taos. В этой же перспективной нише начинает продажи своего компактного кроссовера СХ-30 японская Mazda. Чешская Škoda намекает на возможность начала продаж в текущем году своего обновленного кроссовера D-класса Kodiaq.

Широкомасштабное наступление на российский рынок кроссоверов планируют и китайские автопроизводители. Вдохновленная успехом продаж в России Chery планирует в этом году начать продажи в России сразу трех новых кроссоверов — Tiggo 8 Pro, Tiggo 4 Pro и Tiggo 2 Pro. Одновременно Chery запускает новый суббренд Chery Exeed, под которым в наступившем году дебютирует несколько новинок — в частности, это большой пятиметровый кроссовер XV и более компактная модель LX. Geely планирует начать продажи своего обновленного кроссовера, который также получит приставку Pro, — Geely Atlas Pro.

В премиальном сегменте корейская марка Genesis весной начинает продажи своего первого в модельном ряду кроссовера GV70. Другими заметными новинками в этом сегменте должны стать обновленный Jaguar E-Pace, новые Infiniti QX55 и QX60, обновленный Land Rover Discovery и Audi Q5, а также Jeep Grand Cherokee и Chevrolet Tahoe нового поколения.

Интригует рынок и Nissan: недавно прошла мировая премьера популярного кроссовера Qashqai, однако появится ли этот автомобиль в России в этом году, пока не сообщается. Пока же Nissan подтвердил, что в 2021-м начнет продажи в России обновленного полноразмерного кроссовера Pathfinder, который существенно увеличился в размерах и теперь стал восьмиместным (третий ряд вмещает трех пассажиров). Одновременно марка продолжает оснащать свои присутствующие на рынке кроссоверы дополнительными опциями. Например, модель X-Trail получила темно-коричневую обивку сидений, новый интерфейс фирменной системы Nissan Connect теперь позволяет подключить к головному устройству автомобиля смартфон. На специальном тест-драйве в Мурманске было продемонстрировано, как через приложение Android Auto или Apple CarPlay, например, можно вывести на экран свои контакты, любимую музыку и всевозможные приложения. При этом управлять мультимедийной системой теперь можно с помощью встроенных голосовых команд или через голосовых помощников. Появилась также функция проецирования приложения «Яндекс.Навигатор» с экрана смартфона через программу «Яндекс.Авто».

Со стороны бренда Renault громкой новинкой года обещает стать обновленная модель Duster. Эта доступная и функциональная машина последние годы уверенно входит в список самых продаваемых кроссоверов на российском рынке. Duster второго поколения, который недавно начали выпускать на заводе в Москве, получил существенные конструктивные изменения: у машины новая платформа, поменялись все детали кузова. Одновременно модель получила на выбор целых пять моторов: две версии бензинового двигателя объемом 1,6 л (мощность 114 и 117 л. с.), динамичный турбомотор 1,3 л (150 л. с.), двухлитровый мотор (143 л. с.) и — уникальное предложение в своем классе — турбодизель 1,5 л (109 л. с.), который, правда, агрегируется только с механической коробкой передач.

Nissan в России теперь делает ставку на продажи моделей в перспективном классе кроссоверов (на фото: Nissan X-Trail, который получил ряд новых опций). Фото: предоставлено компанией Nissan

На тест-драйве по дорогам Дагестана новый Duster проявил отменную проходимость, а также хорошую управляемость на больших скоростях. В частности, пользователей способен порадовать новый электроусилитель руля, благодаря которому удары и дорожные неровности теперь не передаются на руль, из-за чего управлять машиной значительно комфортнее. Одновременно в салоне машины стало ощутимее тише. Благодаря новому Duster Renault планирует еще больше укрепить свои позиции на российском рынке кроссоверов: в прошлом году эта модель стала четвертым по популярности кроссовером в России с показателем 31,6 тыс. единиц. Обновленная же модель имеет все шансы заехать в тройку самых продаваемых SUV в России и прибавить продажи, даже если в 2021 году общие показатели реализации автомобилей на российском рынке продолжат катиться вниз.

Сокращение рынка LCV может затормозиться

Российский рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) по итогам прошлого года снизился на 7% и составил 104,3 тыс. единиц, подсчитал «Автостат». Однако в ближайшее время сползающий вниз рынок LCV может быть поддержан оживлением спроса в некоторых секторах экономики, например связанных с электронной торговлей. «Снижение спроса на перевозки со стороны классических клиентов логистических компаний во время пандемии коронавируса в прошлом году было сглажено повышением интереса частных лиц к доставке товаров, заказанных онлайн. В связи с этим стала более востребованной услуга “последняя миля” и, соответственно, вырос спрос на используемые при этом коммерческие автомобили», — отмечает Михаил Гурьянов, генеральный директор «Соллерс Инжиниринг».

Экскаваторы подорожают

Российское правительство объявило о планах поднять в два–четыре раза ставку утилизационного сбора на импортируемые в РФ экскаваторы, грейдеры, погрузчики и прочую спецтехнику. «Повышение ставки утильсбора повлечет за собой рост цен на дорожно-строительные машины примерно на 15–20 процентов, как следствие, мы ожидаем увеличения себестоимости проектов, в том числе национальных, в которых используется это оборудование», — говорит Юта Кацусима, директор подразделения по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia. При этом, по словам Андрея Комова, генерального директора Volvo Construction Equipment в России и СНГ, например, российские производители выпускают всего 4% погрузчиков от общего объема рынка, и как они будут удовлетворять спрос на такую технику — вопрос открытый.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тяжелые цветные металлы Тяжелые цветные металлы

Очередной проект по добыче сырья в будет реализован при поддержке государства

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Материал для победы Материал для победы

Композитная долина позволит запустить производство высокотехнологичной продукции

Эксперт
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Арендаторы хотят комфорта Арендаторы хотят комфорта

Всплеск цен на аренду жилья вызван отложенным спросом и сезонной активностью

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Матрасам дадут вторую жизнь Матрасам дадут вторую жизнь

Компания «Нафта-Хим» запускает переработку старых матрасов

Эксперт
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Лондонская биржа металлов хочет подписать себе приговор Лондонская биржа металлов хочет подписать себе приговор

Запрет на поставки российского металла спровоцирует серьезное сокращение оборота

Эксперт
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Алмаз из пробирки Алмаз из пробирки

Российские ювелиры — о лабораторно выращенных бриллиантах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник

Так ли необходим ошейник на собаке в четырех стенах?

ТехИнсайдер
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
Равнение на середину Равнение на середину

Простые упражнения для тонкой талии и плоского живота

Лиза
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Интернет: зависимость или досуг? Интернет: зависимость или досуг?

Интернет: обратная сторона медали

Здоровье
Раньше было лучше? Раньше было лучше?

Как научиться ценить себя в настоящем, чтобы через годы не скучать по прошлому

Grazia
Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе

Какие правила следует соблюдать, если вы хотите сделать успешную рекламу?

Inc.
Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний

Какие навыки помогают топ-менеджерам развивать свои компании?

СНОБ
Как человеческий мозг может быть таким большим Как человеческий мозг может быть таким большим

Для чего человеческому мозгу такие активные нейроны?

ТехИнсайдер
От Винни-Пуха до биткоина От Винни-Пуха до биткоина

9 вещей, которые запрещены в Китае

Лиза
«Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера» «Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера»

Отрывок из книги «Настоящее время», написанной сотрудниками фонда «Вера»

СНОБ
Открыть в приложении