Восток VS Запад
Чего стоила бы жизнь, не будь в ней места удовольствиям? Попробуем себе это представить, сравнив отношение к радостям жизни на Востоке и Западе. Это поможет взять самое лучшее и полезное из двух мировоззрений

Современный мир давно считает удовольствие мерилом качества жизни. Психологи полагают, что удовольствия физиологичны, элементарны и находятся вне сознания, поэтому не поддаются анализу. А вот социологи доказывают: независимо от уровня жизни и места проживания, люди относятся к ним одинаково, отличаются только акценты в их восприятии.
Cекс
Пожалуй, именно в этом интимном вопросе различие между восточным и западным менталитетами фундаментально.
В восточной культуре сексуальные отношения служат для совершенствования и расширения собственной духовности, на Западе секс – воплощение нашего эго, ролевая игра, фитнес, случайная связь и что угодно, только не жест принятие себя и своего партнера. Западный секс призван брать, восточный – отдавать. На Западе секс – действо, имеющее свое логическое и физиологическое завершение, а на Востоке – всего лишь приятное путешествие по волнам телесных и, что немаловажно, духовных наслаждений. Такова идея тантрического секса, который строится на способности почувствовать настроение партнера, чтобы разделить с ним эмоциональное и физическое удовольствие, обменяться духовной энергией, а не просто совершить половой акт. При этом собственно оргазм не так уж обязателен.
ПОПРОБУЕМ
Прежде чем любить кого-то другого, нужно полюбить самого себя, учит тантра, и следовать ее совету легко. Секс, не отягощенный чувством вины (а это, увы, часть духовного наследия Запада), может помочь нам стать по-настоящему свободными, чтобы научиться дарить любовь и принимать ее.
Общение
В этой роскоши большинство людей себе не отказывает.
Тем не менее, и здесь есть свои нюансы. Например, в традициях арабского разговора время от времени принято вставлять вопросы о делах и здоровье собеседника, хотя никто не ждет на них подробных ответов.
Но политкорректный, на взгляд европейца или американца, вопрос о самочувствии супруги и других членов семьи – большая ошибка.
Среди арабов долгие перерывы в разговоре никого не смущают. В западной же части света пауза вызывает неловкость и свидетельствует о том, что беседа не клеится.
С восточной обстоятельностью собеседники могут обсуждать добрые дела друг друга, демонстрируя свое одобрение. В западном кругу не принято откровенно льстить.
А возьмем, к примеру, привычку уклоняться от прямых ответов. Делается это, скажем, чтобы избежать столкновения взглядов. И эта привычка сближает разные части света, достаточно понаблюдать за общением, скажем, англичанина и представителя Азии.
Особое отношение – к традициям гостеприимства. В арабских странах хорошо принять гостя – святой долг. Так, у бедуинов с незапамятных времен каждый странник может войти в любой шатер и рассчитывать на радушие и хлебосольство. А вот, например, французы – признанные ассы общения, могут вести виртуозные диалоги, полные тонкого юмора и эрудиции, но не выкажут гостю, даже родственнику, никакого почтения, если встреча не была согласована заранее.
ПОПРОБУЕМ
Общаться так, как позволяет собеседник, быть внимательным к нему, но не в ущерб своим принципам. Возможно, европейским разговорам не хватает глубины и заинтересованности, а на Востоке неплохо было бы немного облегчить фундаментальные основы этикета, чтобы общение дарило больше непосредственной радости и динамизма.
Еда
Прагматичный Запад к еде неравнодушен, но непостоянен в своих чувствах: мы то низводим пищу к набору питательных веществ и количеству калорий, то ударяемся в гастрономическое распутство.
На Востоке все степеннее: еда служит проводником и одновременно источником жизненных сил, так что привычка есть что попало здесь не приживается, потреблять можно только свежие продукты, так как лишь они обладают натуральной природной энергией. Чем дальше фрукт или овощ уезжает от места, где был выращен, тем меньше пользы в нем остается. Это, в частности, объясняет, почему азиаты, как правило, не поддаются очарованию мировых кухонь и не являются сторонниками гастрономического туризма. Для сохранения свежести и полезности продукта его следует либо съесть сырым, либо потратить минимум времени на кулинарную обработку (например, обжарить в воке 10 мин). Собственно обед – целый ритуал, неторопливый, вдумчивый, желательно в кругу семьи или друзей. Никаких перекусов на бегу, за просмотром телевизора или переговорами по телефону, чем так грешим мы, европейцы.
ПОПРОБУЕМ
Проявлять больше восточного уважения к своему телу. Кстати, в этом может помочь аюрведа – индийская система оздоровления, согласно которой подбирается тип питания в зависимости от преобладания той или иной энергии в организме человека.
Сон
Независимо от цвета кожи и места жительства, люди проводят во сне треть жизни. Однако жители Востока и Запада делают это по-разному.
Для жителей Европы и Центральной Америки, например, сон – сугубо приватное занятие, а постель – исключительно индивидуальное пространство, которое можно разделить только с сексуальным партнером, дети также должны иметь личное место для ночного отдыха, как и родители, причем с самого рождения. На Востоке все наоборот. Общая постель – такое же продолжение семейных традиций, как совместная трапеза. В восточном обществе дети чаще всего спят в родительской кровати, причем не только в младенчестве. Отличается и подход к собственно процессу засыпания. Запад склонен придавать большое значение атрибутам сна (удобные подушки, ортопедические матрасы, большие кровати и т.д.) и даже к ритуалу засыпания, что особенно заметно в отношении к малышам. Все эти колыбельные, сказки на ночь, вечерняя ванна, пижама и любимая игрушка, которую кладут ребенку под бочок, призваны помочь ему отойти ко сну.
Люди Востока полагают: для того, чтобы погрузиться в дрему, и взрослым, и детям достаточно просто закрыть глаза. Однако это вовсе не означает, что сон играет здесь чисто утилитарную роль. Возьмем к примеру, китайскую науку фэн-шуй. Она не учит, как засыпать, но помогает организовать ночной отдых таким образом, чтобы он был максимально полезным для тела и для души. Имеет значение местоположение кровати, а также предметы обстановки в доме.
Любовь к детям
Конечно, большинство людей, независимо от расы и географии обитания, любят своих детей, однако отношение к ним, как и к семейным ценностям, на Востоке и Западе различаются достаточно сильно.
Востоку свойственно более эмоциональное воспитание потомства. Например, у японцев образ матери связан со словом, которому трудно подобрать русский аналог.
Оно происходит о глагола «амару», который означает «воспользоваться чем-либо», «быть избалованным», «искать покровительства» и имеет положительную окраску.
Для японской мамы эмоциональный контакт с чадом – основной метод воздействия.
Она регулирует поведение ребенка, апеллируя к его чувствам, но старается не вступать в конфронтацию с его волей и желаниями, чтобы избежать отчуждения, которое обязательно возникает, когда родитель утверждает свою власть. Западные родители и более авторитарны, и более практичны. Американцам, например, присущи две линии поведения: они либо нацеливают ребенка на успех и не жалеют на это усилий, либо позволяют ребенку самому с детства включиться в конкурентную борьбу за выживание, развивая таким образом в нем самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Считается, что такое воспитание стимулирует индивидуализм, честолюбие и благоразумие. Западная культура делает детей самостоятельными рано – в 16–17 лет, и, выходя за порог родительского дома, тинейджеры перестают прислушиваться к мнению родителей, считая себя ответственными за свою жизнь.
На Востоке же культ почитания предков обязывает слушаться престарелых родителей даже в зрелом возрасте, так как послушание и уважение – обязательные добродетели каждого восточного ребенка в любом возрасте.
Разность подходов хорошо иллюстрирует пример. Что сделает родитель, если его чадо свалится с крыльца соседнего дома?
На Западе: подаст на соседа в суд и заставит переделать лесенку в целях безопасности.
На Востоке: отшлепает ребенка, потом извинится перед ним и примется заботливо оттирать грязь с одежды и обрабатывать ссадины.
ПОПРОБУЕМ
Использовать педагогические находки обеих культур. Воспитывать в детях практичность, оставаясь чуткими к их желаниям, быть примером нравственности и морали не только на словах, но и на деле, а главное – любить детей такими, какие они есть, а не такими, какими нам было бы приятно их видеть.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl