От диэлектриков до космических кораблей
Завод «ИК Масловский», открытый под Воронежем, дал старт кластеру по выпуску композитов — фольгированных диэлектриков, препрегов и технических ламинатов для рынка радиоэлектроники, а также материалов нового поколения для аэрокосмической отрасли
Идея выпускать фольгированные диэлектрики, препреги и технические ламинаты — базовые компоненты в производстве печатных плат, тех самых, что несут на себе всевозможные микросхемы, от бытовых, вроде телефонов и телевизоров, до сложных систем, применяемых в воздушных и морских кораблях, вооружении, космических аппаратах, — возникла у инвестора и депутата облдумы Воронежской области Андрея Благова еще лет пять назад на фоне усиливающихся санкционных мер Запада в отношении России. Однако построить такой завод и оснастить его современным оборудованием оказалось делом хлопотным: мешали все те же санкции, а потом пандемия, из-за которой зарубежные специалисты так и не приехали настраивать линию и в итоге эту задачу решали отечественные инженеры.
И вот теперь, с задержкой от плана в полтора года, завод «ИК Масловский» открыли на территории ОЭЗ ППТ «Центр» под Воронежем. Инвестиции в проект составили порядка миллиарда рублей, срок окупаемости — три-четыре года, мощности производства позволяют выпускать до тысячи тонн в год фольгированных диэлектриков и до 500 тонн — технических ламинатов. Это может на треть закрыть потребности отечественного рынка и существенно потеснить импорт, на который приходится 80% продаж диэлектриков и 50% — технических ламинатов и препрегов. Параллельно идет реализация второго проекта Благова — завода «Аэрокосмические композитные технологии» по выпуску композитов на основе углеродного волокна: его построят рядом с «ИК Масловский», и у двух предприятий будут общие вспомогательные помещения, инфраструктурные объекты и менеджмент. Инвестиции в «космический» проект составят около трех миллиардов рублей, срок окупаемости — три года с момента подписания договора на поставку оборудования и получения первого транша от инвестора, а начало строительства намечено на третий-четвертый кварталы этого года.
Завод «ИК Масловский» открыт в мае 2021 года. Специализируется на выпуске фольгированных диэлектриков, препрегов и технических ламинатов. Производственные мощности — 1000 тонн фольгированных диэлектриков, 500 тонн технических ламинатов. Инвестиции — 1 млрд рублей, срок окупаемости — три-четыре года. Завод «Аэрокосмические композитные технологии» начнут возводить в третьем-четвертом квартале 2021 года. Специализация — выпуск композитных материалов на основе углеродного волокна. Инвестиции — 3 млрд рублей, срок окупаемости — три года.
Подвинуть китайцев, зайти к европейцам
Рынком фольгированных диэлектриков и препрегов среди российских компаний заинтересовались не только воронежцы. В 2018 году на Бобровском изоляционном заводе в Свердловской области вспомнили, что у них с 2005 года стоит единственная в стране пропиточная машина, позволяющая соединять ткань со смолами и получать препрег, а это уже база для прессования фольгированного диэлектрика разных толщин. Модернизировали линию, приобрели новую технологию вместе с оборудованием и в 2020 году уже выпустили 87 тонн фольгированных диэлектриков и препрегов, а план на этот год — перешагнуть отметку 100 тонн. «Знаменательно, что опытом с нами поделились специалисты молдавской компании “Молдавизолит”, которая некогда была советским флагманом в производстве композитов и закрывала более 80 процентов рынка по диэлектрикам», — рассказывает директор Бобровского изоляционного завода Игорь Колоколов.
Пытается отвоевать долю рынка и подольский «Электромаш»: с 2019 года там серийно выпускают фольгированные стеклотекстолиты (диэлектрики) и препреги для изготовления многослойных печатных плат. Производственные мощности позволяют выпускать большой объем продукции, до 220 тыс. кв. м, однако пока речи о полной загрузке не идет. «Отечественная промышленность крепко связана с зарубежными поставщиками, тем не менее мы шаг за шагом их вытесняем, особенно в отраслях, связанных с производством техники военного назначения», — говорит конструктор «Электромаша» Александр Егоров. С 2014 года выпускает фольгированные стеклотекстолиты компания «Технотех» в Йошкар-Оле, но преимущественно для собственных нужд: производства печатных плат, потребителями которых являются государственные корпорации.
Так что появление на рынке «ИК Масловский» можно считать продолжением и усилением тренда. Выйти на заявленные мощности в компании планируют уже к концу этого года, а потому времени на раскачку нет: отправлено более полутора тысяч писем потенциальным покупателям и получена обратная связь — 400 писем от предприятий, из них пятьдесят закупают пробные партии, а некоторые уже готовы заключать контракты на поставку. «Процесс долгий, инертный, нас пока никто не знает на рынке, и производители плат могут испытывать нашу продукцию от нескольких месяцев до года, поэтому надо заслужить доверие у потребителей, чтобы потом заключать длинные контракты и идти обеими ногами в рынок», — говорит генеральный директор Вячеслав Курсаков.
Бороться за рынок, который в России и странах СНГ занят в основном китайской продукцией, в «ИК Масловский» будут за счет высокого качества продукции и более низкой стоимости, а также более удобной логистики. Завод может выпускать продукцию от первого передела до последнего: от самостоятельного приготовления химических смесей, пропитки электроизоляционных тканей, их обработки, раскроя до прессования разных видов продукции, финишной обработки и подготовки к отправке клиентам. Полный цикл позволяет иметь добавленную стоимость на каждом этапе, считать затраты и регулировать итоговую наценку. При этом стратегически воронежцы нацелены соперничать не с цеховой китайской продукцией низкого качества и даже не с фабричным Китаем, а с лучшими производителями Америки, Японии и Европы — например, с компанией Isola, чья продукция принята за стандарт качества. «Мы планируем конкурировать на высокомаржинальном рынке, а чтобы туда пойти, надо начать выпускать продукцию соответствующего качества в достаточных объемах, затем вытеснить с отечественного рынка все зарубежные предприятия и, наступая им на пятки, идти на захват рынка мирового», — поясняет Вячеслав Курсаков.
Ахиллесова пята композитчиков
Впрочем, чтобы конкурировать на мировом рынке, российским производителям фольгированных диэлектриков и технических ламинатов необходимо решить одну большую проблему — локализации производства исходных компонентов, от которых качество и зависит. А от этого дальше, по цепочке, зависит качество конечных изделий, тех же электронных плат. Пока в отношении сырья производители композитов полностью импортозависимы. «Девяносто девять процентов стеклоткани, фольги, смол и химических реагентов мы покупаем за границей и в случае ужесточения мер санкционной политики ЕС становимся прямыми заложниками, поэтому в стране необходимо создавать предприятия, которые производят схожие сырьевые продукты, поддерживать их на уровне государства», — подчеркивает Вячеслав Курсаков. Эту мысль производители композитов пытались донести до Минпромторга России на состоявшемся в апреле заседании, посвященном развитию отрасли. Ничего сверхсложного в этом нет, ведь тот же «Молдавизолит» некогда работал полностью на отечественном сырье, и ряд производств обеспечивали его смолами, реагентами, стеклотканями и медной фольгой.
Понимая, что столкнутся с сырьевыми проблемами, в «ИК Масловский» поначалу думали организовать собственное ткацкое производство стеклоткани и даже поставить печь по выплавке стекловолокна. Однако отказались от этой идеи: в условиях колебаний валют и роста цен на оборудование срок окупаемости этой части проекта вырос с пяти– семи лет до двенадцати. А с учетом того, что, как ни старались в компании получить государственные субсидии под свой проект, не получили ни копейки, риски становились слишком высокими.
Хорошей новостью для композитной отрасли оказалось то, что по электролитической медной фольге — одному из основных сырьевых компонентов — есть существенный сдвиг: ее начали выпускать на Кыштымском медеэлектролитном заводе, опытные образцы уже поехали по стране. «Неделю назад мы получили от них первую опытную партию фольги в 35 микрон и начали проводить испытания. При их благополучном завершении будем ставить кыштымскую фольгу в производство», — говорит Игорь Колоколов. В «ИК Масловский» тоже возлагают надежды на Кыштым, при этом отмечая, что процесс замены сырьевого компонента небыстрый: надо не только выпустить опытную партию фольгированных диэлектриков, но и дождаться, когда те пройдут все испытания на заводах печатных плат, получить положительные отзывы и только тогда заключать длинные контракты.
По другим компонентам прорывов в импортозамещении пока нет: воронежцы пытались покупать у одной компании смолу, произведенную по «отечественной» рецептуре, и, оказалось, что это на 90% китайский раствор. Основные закупки стеклоткани осуществляют в Тайване, при этом пробуют сотрудничать с белорусским заводом «Полоцк-Стекловолокно», в качестве покупателя показывая и подсказывая им, в чем можно улучшить их продукцию. Похожую стратегию, кстати, реализует «Электромаш», планируя разрабатывать собственные связующие компоненты для препрегов и стеклотекстолитов, но опять-таки параллельно с развитием малотоннажных производств базовой химии на других профильных предприятиях.
Еще одно больное место композитной отрасли — кадры, а точнее, их отсутствие. «Последний выпуск специалистов-композитчиков состоялся в 2011 году, в стране нет учебных заведений, которые могут предложить специалистов такого узкого профиля, а ведь не секрет, что технологии, которые мы имеем, через несколько лет в отрасли будут считаться устаревшими», — сетует Вячеслав Курсаков. Со своей стороны «ИК Масловский» уже ведет переговоры о создании в Воронежском техническом университете профильной кафедры композитных материалов, где можно будет переквалифицировать студентов под собственную отрасль, а также создать научную базу для новых разработок. «На свое предприятие мы привлекли готовых инженеров, механиков, технологов, фактически перекупая их у других заводов, но без этого не состоялся бы ни наш завод, ни выход на первые проектные мощности», — констатирует Курсаков.
У импортозамещения в производстве фольгированных диэлектриков, технических ламинатов и препрегов большой потенциал
На пути к звездам
Глубокое погружение в организацию первого завода позволило менеджменту «ИК Масловский» понять, что на мир композитных материалов надо смотреть шире. Так появилась идея создать композитный кластер. И если на «ИК Масловский» базовым сырьем является электроизоляционная стеклоткань, то на заводе «Аэрокосмические композитные технологии» им станет ткань углеродная — тончайшая, с высокой прочностью и маленьким весом. Производство будет организовано тоже по полному циклу: от углеткани до готовых изделий из нее. Есть предварительные договоренности о выпуске корпусов для 11 грузовых челноков «Арго» госкорпорации «Роскосмос». «Важная задача космонавтики сегодня — снижение стоимости килограмма вывозимого груза. Это напрямую влияет на удешевление полетов, интереснее становится экономическая составляющая, и наша задача — заменить все, что делается из металла, на легкие и прочные композиты», — говорит Вячеслав Курсаков. А это защитные экраны для ракет, конструктивные элементы рамы двигателей первой и второй ступеней, шар-баллоны (в них хранится топливо при запуске ракеты) и много других вспомогательных изделий, которые позволят компании выйти на рынок аэрокосмических композитов.
Технологию для завода «Аэрокосмические композитные технологии» разрабатывает компания «Многоразовые транспортные космические системы» в Королеве; она уже частично передала заказчику чертежи и пояснительные записки к будущим изделиям. Отобраны компании — поставщики оборудования из Европы. С самарским аэрокосмическим заводом «Прогресс» и рядом других предприятий воронежцы ведут переговоры по поводу «окомпозичивания» их изделий и относительно сбыта своей будущей продукции.
Предоставлено «ИК Масловский»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl