На российский рынок автобусов усиливают давление китайцы

ЭкспертАвто

Следующая остановка

На российский рынок автобусов усиливают давление китайцы. Впрочем, на завершившейся недавно выставке Busworld отечественные производители продемонстрировали решимость выдержать натиск иностранных конкурентов и выпускать автобусы нового поколения, в том числе на электротяге

 

Алексей Грамматчиков

Фото предоставлено группой ГАЗ

В советские времена, когда автомобиль был роскошью, автобус стал основным средством передвижения: СССР по производству автобусов занимал первое место в мире, а их выпуском занимались целых 43 завода. Впрочем, и сейчас, когда личных автомобилей стало многократно больше, автобусы все равно остаются основным видом наземного общественного транспорта: согласно данным Минтранса России по итогам прошлого года, автобусный пассажирооборот составил 116 млн человек (метрополитен перевез 44 млн, железнодорожный транспорт — 32 млн). Однако в численном выражении рынок новых автобусов по сравнению с временами СССР снизился в десятки раз: если в 1980-е их выпуск исчислялся сотнями тысяч в год, то сейчас ежегодные продажи едва превышают десять тысяч.

Под крылом у государства

Российский рынок автобусов уже третий год восстанавливается после глубокого кризиса. В 2012 году он достиг рекордной отметки продаж — 17,1 тыс. единиц, но к 2015-му скатился до девяти тысяч. Два года назад рынок начал восстанавливаться: в 2016-м он вырос на 11,5% (до 10,4 тыс.), а в прошлом году продажи новых автобусов увеличились еще на 13%, достигнув 11,7 тыс. машин. В нынешнем году рост продолжился: по данным компании «Автостат», за первые девять месяцев он составил почти 12% (было продано 9800 единиц). К концу года, согласно прогнозу PricewaterhouseCoopers, рынок предположительно вырастет на 16% (до 13,6 тыс. единиц) и в ближайшие четыре года превысит рекордные показатели 2012 года (см. график 1).

При этом на автобусном рынке продолжают доминировать отечественные производители: в общей сложности они держат почти 88% всего рынка. В России сейчас пять основных производителей автобусов, и три из них входят в группу ГАЗ (корпорация «Русские машины» предпринимателя Олега Дерипаски): по данным «Автостата», в прошлом году 65% продаж приходилось на ПАЗ («Павловский автобус», расположен в Нижегородской области, выпускает автобусы с 1952 года, сейчас входит в группу ГАЗ), 13% приходится на ЛиАЗ (Ликинский автобусный завод в Московской области, начал выпускать автобусы в 1959 году, также входит в группу ГАЗ), 4% — на НефАЗ (находится в Нефтекамске, Башкортостан, производит автобусы с 1981 года, материнская компания — КамАЗ), 3% принадлежат КАвЗу (Курганский автобусный завод, работает с 1958 года, входит в группу ГАЗ), 3% — компании «Волгабас» (город Волжский Волгоградской области, основана в 2008 году). Остальные же 12% рынка распределены между иностранцами: это белорусский МАЗ (3%), далее идут китайские производители Yutong, Higer, King Long и Zhong Tong (см. график 2).

Нынешний рост продаж связан с тем, что парк автобусов сильно устарел. Многие из них требуют замены, они колесят по дорогам еще с советских времен: по данным «Автостата», сейчас в России используется 400 тыс. автобусов, и 46% из них старше пятнадцати лет. В развитии автобусного рынка велика роль и господдержки, которая во многом обусловливает доминирование отечественных производителей. «Рост продаж автобусов в текущем году и ранее стимулируется прежде всего мерами государственной поддержки, — говорит Татьяна Арабаджи, директор исследовательской компании Russian Automotive Market Research. — Это программы, связанные с субсидированием покупки машин для жилищно-коммунального хозяйства, которые работают на газомоторном топливе (в текущем году планируется продать по этой программе порядка двух с половиной тысяч единиц техники, в основном автобусов), федеральная программа “Школьный автобус” (планируемые объемы продаж — тысяча триста единиц), государственная программа льготного автомобильного лизинга (план продаж в текущем году — четыре тысячи единиц техники). В целом же на рынке автобусов традиционно доминировала российская техника, так как значительное количество муниципальных парков, частных перевозчиков нуждается в технике с недорогой закупочной ценой и доступной стоимостью владения (ремонт, запчасти). Меры поддержки распространяются в первую очередь на технику российского производства. Кроме того, с 16 июля 2014 года для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается закупать импортируемые автобусы».

«Лидирующие позиции российских производителей обусловлены в первую очередь государственной политикой в сфере городских и пригородных автобусных перевозок, — соглашается Питер Андерссон, генеральный директор представительства MAN Trucks and Bus в России. — Только локальные производители имеют право поставлять городские автобусы для нужд регионов. Сегодня наша продукция не считается российской с точки зрения требований к госзакупкам, поэтому пока мы не можем участвовать в государственных тендерах. В России мы работаем в основном с корпоративными клиентами, которые осуществляют междугородные перевозки, и с крупными транспортными компаниями, приобретающими автобусы премиального класса для туристических маршрутов, а также поставляем автобусы для ведущих спортивных клубов».

Однако, несмотря на лоббирование властями интересов российских автопроизводителей, продажи импортных автобусов существенно растут, особенно в последние месяцы. Речь идет прежде всего о машинах из Китая: по данным «Автостата», в нынешнем году китайские марки Yutong, Zhong Tong и Golden Dragon показывают в России рост в два — два с половиной раза. Впрочем, больше всего это пока касается сегмента туристических автобусов, где меньше госзакупок и где по соотношению цены и качества они успешно конкурируют и с российскими, и с западными производителями. «Действительно, продажи китайских автобусов в нашей стране за девять месяцев выросли на 67 процентов. Это наибольший показатель роста среди всех брендов, — отмечает Азат Тимерханов, аналитик агентства “Автостат”. — Но при этом надо понимать, что эти объемы пока не столь серьезны, чтобы составить серьезную конкуренцию отечественным производителям. Хотя стоит признать: за год китайские автопроизводители заметно нарастили свою рыночную долю — с шести до девяти процентов. Впрочем, говорить, что эта доля сохранится в будущем, пока рано, поскольку на нашем рынке они ведут себя довольно нестабильно».

Новый маршрут

Решимость противостоять натиску импортной продукции российские производители автобусов продемонстрировали, в частности, на прошедшей недавно в Москве выставке Busworld Russia 2018: они постарались подчеркнуть, что намерены и дальше доминировать на рынке не только за счет покровительства государства, но и благодаря развитию своих продуктов. Например, Павловский автобусный завод сейчас выводит на рынок новый автобус Vector Next, длина которого существенно увеличена (с 7,6 до 8,8 метра.). За счет этого автобус стал более вместительным и комфортабельным: в частности, у этой модели площадка с низким уровнем пола, что удобно для инвалидов. Ликинский автомобильный завод, в свою очередь, представил новый, самый вместительный в своем модельном ряду, автобус ЛиАЗ-621367. Эта «гармошка» имеет длину 18,85 метра и вмещает более 200 пассажиров, при этом она оснащена газовым двигателем (ЯМЗ-53604 мощностью 312 л. с.), который отвечает экологическим нормам «Евро-5» и от одной заправки может проехать до 400 км. А КамАЗ выставил оригинальный гибрид троллейбуса и автобуса: новую модель КамАЗ-6285, которая может ехать как троллейбус, но в случае непредвиденных обстоятельств (ремонт на дороге, авария, изменение маршрута) способна проехать до 20 км автономно за счет встроенных батарей.

В целом именно автобусы на электрическом ходу наиболее яркий новый тренд. Благодаря нулевым вредным выбросам электробусы уже признаны транспортом будущего во многих странах и начинают активно эксплуатироваться: в мире сейчас используются свыше 200 тыс. автобусов на электрическом ходу — больше, чем троллейбусов и трамваев, вместе взятых (правда, подавляющая их часть приходится на Китай). «Распространению электрических автобусов в мире способствуют фиксированный маршрут и относительно небольшой ежедневный пробег (удобно рассчитать расход заряда батареи и расположение зарядных станций), а также существенные плюсы такой техники — отсутствие выбросов на месте, минимальная шумность, — рассказывает Питер Андерссон из MAN Trucks and Bus. — При использовании в качестве городского общественного транспорта (интенсивная каждодневная эксплуатация) электробусы максимально реализуют и иные свои преимущества: более медленный износ ходовой части и низкую потребность в расходных материалах. По оценке Traton Group, электробусы первыми в коммерческом сегменте достигнут паритета с дизельной техникой по полной стоимости владения. Этому будет способствовать в том числе намного более стремительное, чем ожидалось, падение стоимости киловатт-часа бортовой батареи: в 2019 году цена ожидается на уровне 100 евро, тогда как ранее на уровень в 300 евро за киловатт-час рассчитывали выйти только в 2024-м».

О планах развития электрических автобусов говорят и власти российских городов — особенно в свете целенаправленного повышения значения общественного транспорта и пересаживания на него жителей российских мегаполисов. Муниципальные закупки экологичного, чистого общественного транспорта в России растут: например, в Москве заявляют, что именно электробусы станут в городе основным наземным средством передвижения в течение ближайших четырех лет. Правда, пока стоимость одного электробуса (в районе 30 млн рублей) в три-четыре раза выше цены аналогичной машины на традиционном топливе, но ожидается, что в ближайшее время цена на новый вид транспорта будет снижаться.

Отвечая на эти актуальные запросы рынка, российские производители активно начинают выпускать автобусы на электрическом ходу и поставлять их в некоторые города: КамАЗ, например, уже поставил 100 электрических автобусов в Москву (модель КамАЗ-6282), столько же полностью электрических машин в столицу передал и ЛиАЗ (модель ЛиАЗ-6274). На той же выставке Busworld эти производители представили в том числе новые модели электробусов с собственными ноу-хау. В частности, ГАЗ и КамАЗ оснащает свои машины не традиционными литий-ионными аккумуляторами, а литий-титановыми: последние быстрее заряжаются и лучше держат заряд зимой в сильные морозы. Появляются на рынке электробусов и новые игроки. Например, российская компания «Транспортные системы» (Москва) с моделью «Пионер» ПК ТС-6218 предлагает оригинальный подход: аккумуляторная батарея здесь сделана в виде прицепа к автобусу. Такие «батарейки на ходу» можно размещать по пути следования автобуса и быстро их заменять по мере необходимости.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота

Поставки стратегических грузов в СССР в 1941 году

Популярная механика
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Социальное государство прощается с вами Социальное государство прощается с вами

Россия может стать лучшим местом на Земле. Но не хочет

Эксперт
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Заводские настройки Заводские настройки

Заводские настройки фэшн-индустрии

Grazia
Осторожно, горячо! Осторожно, горячо!

Какие продукты снимают напряжение и повышают чувствительность

Лиза
Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке

Как король бельгийцев завоёвывал Африку

Forbes
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
В чем горе В чем горе

«Вечная зима»: драма о бессмысленности силы

Weekend
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Подводный меч страны Чучхе Подводный меч страны Чучхе

Военно-морские силы КНДР обладают одним из крупнейших в мире подводных флотов

Наука и техника
На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами

Как человечество научилось жить рядом с источниками опасности?

Forbes
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
Нечетная горбуша Нечетная горбуша

Известную рыбу горбушу следует рассматривать как два отдельных вида

Знание – сила
К звёздам К звёздам

За унылым названием «гермообъект» стоит история прототипа межпланетного корабля

Наука и техника
Открыть в приложении