Объем предложения колес для железнодорожных вагонов может увеличиться вдвое

ЭкспертБизнес

Рынок отбалансировал колесо

Анна Куклусова

Производственный цех цельнокатаных колес

Объем предложения цельнокатаных колес для железнодорожных вагонов может увеличиться вдвое и будет значительно превышать спрос. Дефицитный еще два года назад рынок обретает новых производителей. Выиграют потребители: они получат низкие цены. Готовы к этому и производители. Открытым остается вопрос, заработают ли на рынке идеальной конкуренции инвесторы и выиграет ли от этого государство.

Пик ажиотажного спроса на железнодорожные колеса пришелся на 2019 год. Сегодня ажиотажа уже не наблюдается, рынок профицитный, цены снизились. Имеющихся сегодня мощностей и возможностей импорта достаточно для удовлетворения спроса. Более того, в России анонсировано строительство сразу нескольких новых предприятий по производству железнодорожных колес. Действия инвесторов логичны: их привлекают высокий спрос на продукцию, налоговые льготы и дешевые кредиты.

В итоге рынок, находившийся в ситуации ажиотажного спроса, за несколько лет стал идеальным для покупателя.

Бум потребления

В 2019 году рынок цельнокатаных колес переживал настоящий бум. Тогда ажиотажный спрос превышал возможности и производств в ЕАЭС, и зарубежных поставок. Дисбаланс появился в 2017 году, а через год перерос в острую нехватку, объем которой, по разным оценкам, составлял около 300 тыс. колес в год.

Причиной этой аномальной ситуации стало списание в 2014—2017 годах более 335 тыс. грузовых вагонов. Они выработали свой первоначальный ресурс, и правительство решило не продлевать срок их службы. Списанные вагоны отправляли в лом, а бывшие в употреблении колеса использовали для ремонта подвижного состава. Тогда на рынок попало более 2,5 млн бывших в употреблении колес. Это на 1 млн больше, чем составило, например, их потребление в 2020 году. Решение о массовом списании вагонов поддержало вагоностроителей, которые получили новые заказы. Операторы вагонного парка тоже остались в выигрыше: они смогли сэкономить на ремонте, устанавливая более дешевые б/у колеса вместо новых. А вот производители колес пережили спад спроса. И несмотря на увеличение доли экспорта, загрузка колесных производств не превышала 35%. Это привело к необходимости законсервировать часть мощностей, вывести в простой или уволить специалистов и продолжать нести расходы по содержанию оборудования.

К 2018–2019 годам колеса, выпущенные в 2010–2012 годах, потребовали плановой замены. До конца исчерпали ресурс и колеса, переставленные со списанных вагонов. Потребители не подготовились к этой ситуации и не спрогнозировали ее развитие. Выходом могло бы стать создание запасов колес у операторов и ремонтных организаций. Однако этого они не сделали: рост спроса оказался резким и ажиотажным. Ажиотажный спрос привел и к увеличению цен.

Отечественные поставщики смогли быстро отреагировать на ситуацию и выйти на максимальные объемы производства в кратчайшие сроки, переориентировать экспортные поставки на внутренний рынок. В 2019 году ОМК путем модернизации увеличила проектные мощности и нарастила выпуск колес с 850 тыс. до 950 тыс. В свою очередь, «Евраз» увеличил мощности Нижнетагильского металлургического комбината на 78 тыс. колес в год, и общий выпуск достиг 570 тыс. колес. И если в 2018 году мощности производителей ЕАЭС составляли 1 млн 335 тыс. колес в год, то в 2019-м, после запуска казахстанского «Проммашкомплекта», общие мощности ЕАЭС составили 1 млн 720 тыс. колес в год. Еще около 200 тыс. колес завозил украинский поставщик — компания «Интерпайп», доля которого в определенные периоды достигала 15% рынка. Был также организован ввоз колес из Китая. Эти меры сбалансировали спрос и предложение на рынке цельнокатаных колес.

Цельнокатаные перспективы

Рынок прошел верхнюю точку в 2019-м — начале 2020 года и сейчас находится в балансе. Высокий уровень спроса сегодня поддерживает отложенный спрос в ремонте имеющихся вагонов и достаточно высокий спрос в производстве новых. Дальнейшие же перспективы увеличения производства вагонов вызывают сомнения. Российский вагонный парк сегодня самый новый в мире: по данным Минпромторга, средний возраст вагона составляет всего девять лет. Для примера: в Украине это 18 лет, в США — 21 год. За последние годы парк грузовых вагонов был значительно обновлен и модернизирован, значит, производить столько вагонов, как раньше, не нужно. То, что дефицита подвижного состава для перевозки грузов нет, подтвердили «Эксперту» в РЖД. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в России в 2021 году будут поставлены очередные исторические рекорды в производстве новых вагонов, затем последует почти двукратный спад. «По итогам восьми месяцев 2021 года объем производства грузовых вагонов составил 39,9 тысячи единиц, что на 9,4 процента выше уровня 2020 года. В целом в 2021 году объем выпуска грузовых вагонов может превысить уровень 2020 года на пять-семь процентов и составить 59–61 тысячу единиц», — рассказал «Эксперту» заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. Основными драйверами роста производства являются фитинговые платформы для контейнерных перевозок и полувагоны. В этом году прогнозируется исторический рекорд по выпуску фитинговых платформ в России, около 20 тыс. единиц, это на 70% больше, чем в 2020 году, и на 24% больше выпуска 2019 года.

Уже сейчас операторы вагонов отмечают, что на сети РЖД работает более 1,2 млн вагонов и парк приближается к максимуму, который может выдержать железная дорога. «На сети РЖД сейчас профицит вагонов, — сообщили в Первой грузовой компании (ПГК). — Перевозка грузов в 2021 году составит менее 1,4 миллиарда тонн, что соответствует уровню 2018 года. При этом наличный парк с декабря 2018-го по сентябрь 2021 года, по данным РЖД, вырос на 10 процентов, до 1219 тысяч вагонов. Основной прирост произошел в сегментах полувагонов (плюс 60,5 тысячи единиц) и фитинговых платформ (плюс 34,4 тысячи единиц). Они и формируют расчетный профицит парка на сети». При этом в ПГК добавляют, что пропускная способность сети — существенное инфраструктурное ограничение на рынке железнодорожных перевозок. «По нашим данным, около 10 процентов железнодорожных путей уже достигли предела эффективного использования, особенно на Восточном полигоне и на подходах к большинству портов», — заключают в ПГК.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Никто не любит пенсии Никто не любит пенсии

Граждане должны сами заботиться о собственном будущем

Эксперт
«Приехать и найти ничего» «Приехать и найти ничего»

В Музее современного искусства «Гараж» прошла дискуссия о культурной памяти

Полка
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Дешево и безвкусно: 6 атрибутов, которые портят ваш дом Дешево и безвкусно: 6 атрибутов, которые портят ваш дом

Будьте внимательны к своему дому: что стоит исправить в своем жилище?

GQ
Байден: год исчезнувших иллюзий Байден: год исчезнувших иллюзий

Президент США пока не оправдывает надежд избирателей

Эксперт
Кризис приватности: за нами следят? Кризис приватности: за нами следят?

В жизни становится все меньше приватного и все больше публичного

Psychologies
Мегапиксели не решают: какие характеристики камеры смартфона не менее важны Мегапиксели не решают: какие характеристики камеры смартфона не менее важны

На какие характеристики камеры смартфона стоит обращать внимание

CHIP
Время для любви Время для любви

Мне казалось, что с появлением малыша я поменяюсь кардинально. Именно внутренне

Домашний Очаг
Цифры и женщины не сходятся: что показывают и скрывают отчеты российских компаний Цифры и женщины не сходятся: что показывают и скрывают отчеты российских компаний

Можно ли по отчетам компаний делать выводы о гендерном равенстве в бизнесе?

Forbes
Рубен Симонов: «Для деда Москва была усыпана красивыми женщинами как бриллиантами...» Рубен Симонов: «Для деда Москва была усыпана красивыми женщинами как бриллиантами...»

При дедушке — Рубене Симонове — театр имел свое лицо

Коллекция. Караван историй
Россия, Кудыкина гора Россия, Кудыкина гора

Огнедышащий Змей Горыныч обнаружен под Липецком

Maxim
Групповой звонок Групповой звонок

Наталья Османн — почему не стоит избегать групповых практик

Elle
С пылу с жару: “Лакричная пицца” Пола Томаса Андерсона — ромком, который стоит посмотреть всем С пылу с жару: “Лакричная пицца” Пола Томаса Андерсона — ромком, который стоит посмотреть всем

Как Полу Томасу Андерсону удалось снять фильм про любовь, сбивающую с ног?

Esquire
Как построить коллайдер на Луне (и зачем) Как построить коллайдер на Луне (и зачем)

Сооружение невиданных масштабов – ускоритель частиц, змеей обвивающий Луну

Популярная механика
Почему мигает курсор при вводе текста? Так 54 года назад ветеран корейской войны решил проблему старых компьютеров Почему мигает курсор при вводе текста? Так 54 года назад ветеран корейской войны решил проблему старых компьютеров

История анимации, которая более полувека помогает пользователям писать быстрее

TJ
Нужны ли миру цифровые деньги? Объясняет эксперт Нужны ли миру цифровые деньги? Объясняет эксперт

Кто лидирует в гонке цифровых валют и что будет, если деньги уйдут в digital?

Inc.
Биография Хидео Кодзима. История одного гения Биография Хидео Кодзима. История одного гения

Как складывалась судьба Хидэо Кодзимы и чем он заслужил определение «гений»

Цифровой океан
БИНТИ БИНТИ

Бюро иностранной научно-технической информации

Наука и жизнь
Верная примета Верная примета

Стоит ли верить и слепо следовать приметам? Давай разберемся

Лиза
Мечта шахтера Мечта шахтера

Эрни Форд не знал, что шахтерская песенка «Шестнадцать тонн» прославит его

Вокруг света
Смех сквозь слезы: комедии о жутких жизненных ситуациях Смех сквозь слезы: комедии о жутких жизненных ситуациях

Драмеди, над которыми можно и посмеяться, и поплакать

Cosmopolitan
Игра фактур Игра фактур

Современный, функциональный интерьер с яркими акцентами

SALON-Interior
О спорт, ты сон О спорт, ты сон

Поднять себя в 6 утра на тренировку или поспать подольше?

Men’s Health
12 вопросов о Деде Морозе 12 вопросов о Деде Морозе

На самом деле Дед Мороз — злое славянское божество? Кто придумал Снегурочку?

Arzamas
Главное – говори! Главное – говори!

Чулпан Хаматова празднует 15-летие фонда «Подари жизнь»

Harper's Bazaar
Итаф Рам: «Женщина — не мужчина». Дебютный роман дочери палестинских иммигрантов Итаф Рам: «Женщина — не мужчина». Дебютный роман дочери палестинских иммигрантов

Отрывок из романа Итаф Рам — о женщинах в семьях палестинских иммигрантов

СНОБ
Тасманийские дьяволы: падальщики-гурманы Тасманийские дьяволы: падальщики-гурманы

Пищевые привычки тасманийских дьяволов удивили ученых

National Geographic
Ввязаться в дело Ввязаться в дело

Мужчина, который вяжет, вызывает чувство удивления и умиления

Домашний Очаг
Горят на работе Горят на работе

Как сегодня обстоит дело с ментальным благополучием в fashion-мире?

Harper's Bazaar
Василиса Перелыгина Василиса Перелыгина

Актриса Василиса Перелыгина — о поэзии и любимых кольцах

Elle
Открыть в приложении