Настраиваются на вал
Компания «ОДК—Пермские моторы» модернизирует производство в расчете на то, что будет расти спрос на новые российские авиадвигатели
«Сегодня мы делаем триста-четыреста валов для газотурбинных двигателей в год. После запуска этого участка на полную мощность — а он будет развиваться ступенчато — выйдем на полторы тысячи валов в год», — говорит директор по инновационному развитию «ОДК–Пермские моторы» Дмитрий Оконешников, рассказывая о ходе реализации проекта «Валы ГТД». Вал газотурбинного двигателя — это, по сути, его основа, вокруг него все и крутится — и он относится к категории особо ответственных деталей, разрушение которых может привести к его полному отказу. На один двигатель устанавливается от трех валов.
Проект реализуется в рамках программы «Трансформации индустриальной модели (ТрИМ) Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Цель программы в том, чтобы убрать дублирующие производства однотипной продукции на разных предприятиях корпорации и сосредоточить ее изготовление в центрах специализации. Это позволит уменьшить издержки отдельных предприятий, за счет использования современного оборудования сократить сроки производства и снизить себестоимость продукции.
Проект «Валы ГТД» — наиболее близкий к реализации из ряда подобных проектов. Помимо него на «Пермских моторах» предполагается создать еще несколько центров специализации: «Лопатки турбины», «Линии конечной сборки», «Центр теплозащитных покрытий», «Компрессор и турбина», «Корпуса и камеры сгорания».
Кроме достижения уже обозначенной цели оптимизации производства в рамках всей ОДК для собственно «Пермских моторов» эти проекты важны еще и тем, что позволяют предприятию на новом технологическом уровне нарастить производство двигателей для гражданской авиации. Предприятие планирует через пять лет вырасти в два раза по объемам производства и выручке относительно текущего года. По итогам 2021 года ожидаемый размер выручки — примерно 25 млрд рублей.
И себе, и людям
Сегодня «ОДК–Пермские моторы» серийно производит авиационные двигатели ПС-90А для гражданской авиации и газотурбинные промышленные машины наземного исполнения. Последние используются в качестве силовых установок для газоперекачивающих агрегатов и электростанций мощностью от 2,5 до 25 МВт на базе авиационных двигателей ПС-90А и Д-30.
В последние годы предприятие стало известно как производитель первого в постсоветской России двигателя для гражданской авиации ПД-14, который предназначен для нового российского самолета МС-21. В ноябре лайнер, оснащенный двигателями ПД-14, был показан публике на авиасалоне в Дубае: возможности лайнера были продемонстрированы в ходе десятиминутного полета. Ожидается, что самолет с этими двигателями будет сертифицирован уже в следующем году.
ПД-14 — головной двигатель семейства перспективных российских силовых установок для авиации: идет разработка двигателя ПД-8, который предполагается устанавливать на SSJ-100, и двигателя ПД-35 для перспективного совместно российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
Валы для всех этих двигателей и планируется изготавливать в центре специализации на «Пермских моторах». Площадка этого предприятия для организации центра была выбрана в том числе потому, что ОДК–ПМ стали первым предприятием в корпорации, которое начало использовать для изготовления валов современные обрабатывающие центры, замещая универсальные станки. В 2005 году здесь был запущен станок от австрийской компании WFL Millturn Technologies, позволяющий обрабатывать валы длинной до 2500 мм. Использование одного этого обрабатывающего центра стоимостью 1,8 млн евро позволило заменить более десяти универсальных станков. И, самое главное, сократить время производства продукции. Так что положительный опыт у предприятия был, и его тиражирование позволяет решить задачу увеличения объемов производства.
Проект в рамках ТрИМ был начат в 2019 году. Его общая стоимость — 3,5 млрд рублей. Основной инвестор — «Ростех» (ОДК входит в эту госкорпорацию), предоставившая безвозмездный заем. Использованы также собственные средства и льготный кредит от Фонда развития промышленности, который предоставил «ОДК–ПМ» заем на покупку оборудования для центра «Валы ГТД» в размере 317 млн рублей на пять лет. Первые три года ставка составляет 1%, на оставшийся срок — 5%.
На первом этапе реконструировали заводской корпус, построенный еще в конце 30-х годов прошлого века. Но основные затраты — оборудование, позволяющее сократить срок производства вала с нескольких месяцев до нескольких недель. Плюс решение нетривиальных задач: валы двигателя ПД-35 имеют длину более трех метров. И если раньше приходилось состыковывать валы и устанавливать межвальный подшипник, что усложняло конструкцию и делало ее менее надежной, то использование нового оборудования позволяет сделать вал цельным.
Всего на участке будет установлено более 30 единиц оборудования, значительная часть которого — иностранная. С его поставками, кстати говоря, есть некоторые проблемы, связанные в том числе с санкциями: из-за них один из заказанных станков придет только в начале 2023 года.
Как сообщили «Эксперту» представители российского производителя станков компании «Стан», в настоящее время в производстве валов на ОДК–ПМ задействовано шесть токарных станков ее производства. В целом же «Стан» с 2017 года поставил ОДК более 90 единиц станочного оборудования, а еще 12 станков для корпорации находится в производстве.
Как структурное подразделение ОДК–ПМ центр начнет функционировать уже по второй половине следующего года. Предполагается, что работать здесь будет порядка 90 человек.
Как уже было сказано, продукция центра будет использоваться внутри ОДК–ПМ и поставляться другим предприятиям корпорации. Впрочем, часть мощностей может быть загружена и производством продукции на экспорт. Такой вариант рассматривается: у корпорации есть проект развития поставок сторонним компаниям узлов и деталей.
Один за четверых
Главная гордость и достопримечательность центра специализации — роботизированная ячейка. Обычно роботы применяются там, где существует массовое производство с однотипными операциями. В случае с валами массовым производство назвать сложно. Тем не менее в «Пермских моторах», что называется, решили рискнуть.
Робот KUKA будет обслуживать четыре токарно-фрезерных обрабатывающих центра. Пока поставлено только два из них и идет наладка оборудования, еще два ожидаются в ближайшее время. Поставщик и наладчик всей системы австрийская WFL.
Робот позволит существенно ускорить процесс и облегчить его. Он будет устанавливать на все четыре станка зажимные приспособления, расточный инструмент и собственно валы для дальнейшей обработки. Сейчас это делает оператор с помощью мостового крана. Если по традиционной схеме каждому станку полагается магазин с расточным инструментом, то здесь магазин будет один на четыре станка и робот, в зависимости от программы обработки, будет устанавливать на конкретный станок необходимый инструмент, что позволит сэкономить и на нем. В итоге вместо четырех операторов на этом роботизированном участке будет работать один человек в смену: предполагается, что сам участок будет функционировать круглосуточно, ведь робот, как считается, не устает.
Использование иностранного оборудования для организации высокотехнологичного производства несет в себе некоторые риски, связанные с санкционными ограничениями. Но, как уже было сказано, станки WFL ОДК-ПМ эксплуатирует уже больше 15 лет и специалисты российского предприятия уже научились его обслуживать, в связи с чем маловероятно обращение к производителю. Да и позиция Австрии как страны по отношению к России не столь жесткая, как некоторых других стран — производителей станочного оборудования.
Еще одна возможная проблема — расточный инструмент. Несмотря на то что у «Пермских моторов» есть собственное инструментальное производство, инструмент для этих станков используется импортный. Риски прекращения его поставок есть, но, как говорят на предприятии, есть и в России компании, которые начали делать аналоги такой продукции, и в случае возникновения проблем с импортом предприятие перейдет на использование российского инструмента.
Фото: ОДК
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl