Русской селитры хватит на всех
Ажиотажный спрос и рекордные цены на минеральные удобрения поставили российское правительство перед выбором: вводить на них экспортные пошлины или компенсировать аграриям затраты субсидиями
На прошлой неделе президент Владимир Путин поручил правительству в ближайшее время разработать комплекс мер по поддержке сельхозпроизводителей в условиях роста мировых цен на минеральные удобрения, чтобы не допустить дальнейшего удорожания продовольствия. Мировые, а за ними и внутренние цены на некоторые виды химических удобрений выросли с начала года на 20–70%. В октябре стоимость востребованной в сезоне аммиачной селитры поставила мировой рекорд, так как выпуск ее в Европе сократился почти в два раза из-за резкого подорожания газа — основного сырья для ее производства.
В России еще летом предусмотрительно заморозили цены на удобрения на внутреннем рынке, и тем не менее в октябре аграрии южных регионов пожаловались в Минсельхоз на очередное повышение цен на азотные удобрения и предложили ввести квоты или пошлины на вывоз минудобрений. Ведущие производители минеральных удобрений заявляют, что пошлины не позволят им заработать на хорошей мировой конъюнктуре и инвестировать заработок в расширение производства, которое необходимо российскому АПК. Тем более что они и без того много лет дают российским аграриям скидку в 20–30% от мировой цены, а сейчас предоставляют отдельные скидки фермерам. Оптимальным вариантом урегулирования важного для отрасли АПК рынка удобрений в краткосрочной перспективе эксперты считают компенсацию аграриям потерь из-за резкого повышения цен, а в долгосрочной — наращивание производства минудобрений и развитие биржевой торговли ими внутри страны.
На каждый рекорд есть антирекорд
При рекордном в прошлом году объеме производства минеральных удобрений — 58,4 млн тонн (рост на 4,9%) — цены на них с начала прошлого года по октябрь нынешнего выросли в среднем на 30–70% в зависимости от вида продукции, чего прежде не наблюдалось. Минеральные удобрения (азотные, калийные, фосфатные и др.) занимают почти весь рынок удобрений (помимо органических, биодобавок и проч.) в весовом выражении. То есть именно от них зависит урожайность в растениеводстве, которая в последние годы стабильно росла, и отчасти благодаря этому Россия стала мировым лидером в производстве зерновых.
Рынок удобрений — базовый, стратегический рынок, который влияет на себестоимость всей агропродукции. В прошлом году рост цен на минудобрения (в основном фосфатные) на 30–40% мало кого взволновал, поскольку был восстановительным во всем мире после почти такого же падения в конце 2019 года (хотя пиковые уровни 2019-го в прошлом году так и не были достигнуты). Российские предприятия спокойно наращивали выручку. Например, «ФосАгро» в 2020 году увеличила выручку на 2% год к году — до рекордных 253,9 млрд рублей (компания занимает четверть рынка удобрений), «Уралхим» нарастил выручку на 6% — до 82,8 млрд рублей. Экспортные доходы всех производителей, по данным Российской ассоциации производителей удобрений, составила семь миллиардов долларов — две трети от всей выручки.
Однако с начала этого года ситуация с ценами вновь начала накаляться. В первом полугодии цены на продовольствие в мире и следом в России демонстрировали шокирующий рост, что стало драйвером для увеличения посевных площадей и роста себестоимости производства сельхозпродукции, в том числе за счет роста цен на минудобрения. Например, аммиачная селитра уже в феврале поднялась в цене на 15–16% год к году, аммофос — на 44%, карбамид — почти на 40%, а сульфоаммофос и вовсе подорожал на 96%. Масла в огонь добавила и угроза одного из крупнейших экспортеров минудобрений — Китая — прекратить их продажу на внешние рынки.
Чтобы избежать дальнейшей непредсказуемости, Федеральная антимонопольная служба и Минсельхоз России в июне этого года заключили с ведущими производителями минеральных удобрений — «ФосАгро», «Еврохим», «Акрон», «Уралкалий», «Еврохим», «Куйбышевзавод» и др. (производящими более 80% минудобрений в стране) — соглашение о фиксации цены на текущем уровне. После этого рынок успокоился, хотя мировые цены и экспорт из России стабильно росли.
Экспорт минеральных удобрений рос равномерно до прошлого года
Без газа не растет трава
Но, на беду аграриев, в Европе осенью случился энергетический кризис из-за повышения в три с половиной раза цен на газ. Пострадали и производители удобрений, которые вынуждены были сократить свои производственные мощности почти наполовину — газ является базовым сырьем для производства удобрений. Свои мощности сократили или даже закрыли такие предприятия, как норвежское Yara, литовское Achema, германское BASF, нидерландское OCI, Одесский припортовый завод и др. Это произошло очень некстати с азотными удобрениями, поскольку именно сейчас аграрии активно их закупают для будущего весеннего сева. В итоге сезонный рост цен на удобрения совпал с форсмажорным подорожанием из-за роста цен на газ. Азотные удобрения впервые в истории рынка оказались дороже фосфатных (711–721 доллар за тонну), хотя обычно стоили в полтора-два раза дешевле. В России цены на аммиачную селитру в начале октября выросли до максимального с 2008 года значения в 450 долларов (FOB Балтика) за тонну, а стоимость карбамидоаммиачной селитры и вовсе достигла максимального за всю историю уровня — 600 долларов.
Крупнейшие российские производители сейчас получили преимущество перед иностранными конкурентами, поскольку для них цены на газ остались на прежнем уровне. В прошлом году они были в менее выигрышном положении, когда цены в ЕС на газ оказались в моменте ниже, чем в России (но правительство не пошло навстречу их просьбе о заморозке тарифов на газ). Но смогут ли сегодня производители удобрений воспользоваться таким карт-бланшем — большой вопрос.
На совещании в Минсельхозе в середине октября представители Ставропольского и Краснодарского краев, Воронежской и Ростовской областей пожаловались, что, несмотря на соглашение о фиксации цен, стоимость азотных удобрений выросла более чем на треть, что грозит снижением их использования аграриями и впоследствии снижением урожайности. При этом Минсельхоз настораживает рост объема поставок удобрений на внешние рынки: 24 млн тонн в январе—августе этого года (за тот же период в прошлом году было вывезено 18 млн тонн).
Как один из вариантов, аграрии предложили Минсельхозу рассмотреть возможность введения квоты или пошлины на вывоз сезонных удобрений — этот вопрос сейчас ведомство обсуждает совместно с Минпромторгом.
В ответ на это производители удобрений не на шутку встревожились и напомнили правительству, что российские аграрии уже восемь лет получают минеральные удобрения со скидкой в 20–30% от мировой цены (тогда ее ввели по настоянию ФАС в аналогичной ситуации с волатильностью мирового рынка). «Дефицита удобрений в России нет и не предвидится, — заявили в Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ). — К середине октября заявленная Минсельхозом от лица сельхозтоваропроизводителей потребность в удобрениях на весь 2021 год закрыта уже на 95%, и поставки продолжаются». При этом удобренщики напомнили, что за последние десять лет российские аграрии практически удвоили закупки минеральных удобрений, в прошлом году рост составил 13%, на столько же в этом году выросла заявленная потребность. И тем не менее производители готовы направлять дополнительные объемы на внутренний рынок. «Мы работаем от спроса и производственных возможностей, и, если понадобится, до конца года будем направлять до ста процентов производимой аммиачной селитры на внутренний рынок, — заявил в беседе с “Экспертом” представитель “ФосАгро”. — Внесение селитры начнется в марте, поэтому есть еще много времени для накопления объемов, требуемых под весну».
Производство удобрений в РФ росло вслед за ростом потребления агропродукции в мире
Химпром готов к инвестрывку
У России традиционно нет беспокойства по части обеспеченности удобрениями. Мы занимаем второе место в мире по производству минеральных удобрений с долей 13% от мирового производства и входим в тройку лидеров мировой торговли ими. За счет ввода новых мощностей Россия еще в 2018 году стала крупнейшим поставщиком карбамида на мировой рынок и второй по продажам фосфатных удобрений (всего за пять лет в отрасль вложен триллион рублей). А доля внутреннего рынка в общем объеме российского производства едва превышает пятую часть: в прошлом году из 58,4 млн тонн на внутренний рынок (аграрным компаниям) пошло только 11,4 млн тонн (чистый экспорт составил 34,2 млн тонн). Это говорит о возможности перенаправить, хоть и не без труда, часть экспортных объемов на внутренний рынок (чего не скажешь о рынках пшеницы и масла, где доли экспорта составляют всего около трети).
Основные участники рынка минеральных удобрений обеспечивают почти весь объем производства в стране
В РАПУ уверены, что нынешний ажиотаж возник из-за того, что, увидев резкий скачок цен на мировом рынке и сокращение производства удобрений в Европе, российские сельхозпроизводители решили на всякий случай запастить ими впрок на будущий сезон, чего прежде никогда не делали. А сами предприятия химотрасли, говорят в РАПУ, не только строго выполняют режим фиксации цен, который по своей же инициативе продлили с октября до конца года, но также предоставили скидку на минеральные удобрения всем крестьянско-фермерским хозяйствам и производителям овощей открытого грунта.
Стоимость азотных удобрений в октябре резко выросла
Однако аграрии высказывают свою точку зрения. «Для нас по сравнению с прошлым годом рост цен на удобрения с содержанием азота до момента их фиксации составил от 70 до 150 процентов, то есть по некоторым позициям удорожание более чем в два раза, — говорит руководитель пресс-службы “АФГ Националь” Юлия Аржанова. — Однако стремление создать запас удобрений для весеннего сева связано не только с ценой и ожиданиями по ней, но и с отсутствием подтвержденных объемов от производителей к закупке как в текущем периоде, так и в перспективе». Впрочем, далеко не все даже крупные агрохолдинги могут себе позволить запасать впрок взрывоопасные азотные удобрения, на это необходимы особые условия хранения, что ставит аграриев в зависимость от крупных дистрибуторов. «Причина повышения цен на фоне действия соглашения об их заморозке в том, что эти соглашения не касаются дистрибуторов, — говорит вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут. — Если в каких-то регионах могут договориться о сдерживании цен и поставке объемов, то в каких-то нет, потому что перекупщик никому ничем не обязан. Такой механизм, как соглашение при резком скачке мировых цен, не удержит перекупщика от повышения своих цен или поставок в другой регион либо на экспорт».
Представитель одного из ведущих производителей удобрений признался «Эксперту», что они не могут управлять цепочкой продаж в полной мере, поэтому дефицит удобрений может возникать в каких-то регионах, но ненадолго, в течение нескольких дней его закрывают дополнительным производством.
Не позволяет пока регулировать цены и объемы удобрений на внутреннем рынке и запущенный недавно биржевой механизм торговли. В 2017 году Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) и ряд крупных производителей впервые открыли торги минудобрениями. Предполагалось, что открытая биржевая конкуренция поможет снизить зависимость внутренних цен от внешних (вместо нынешней добровольно-принудительной «скидки» со стороны производителей), чего пока не произошло.
Действительно, с прошлого года с подачи Минсельхоза у аграриев появилась возможность покупать на бирже небольшие, от пяти тонн, объемы удобрений. Это привлекло внимание к торговой площадке мелких фермеров и повлияло на то, что объем торгов минудобрениями в январе—мае этого года на СПбМТСБ увеличился в два раза по сравнению со всем 2020 годом (за пять месяцев реализовано 200 727 тонн).
«Биржа сейчас пока не всегда играет в пользу сельхозпроизводителя. Например, мы спрашиваем дилеров: почему не завозите удобрения, хозяйствам же надо вносить удобрения? Они говорят: не можем. Они не знают, есть ли смысл везти крупную партию, если вскоре, дескать, цены на внутренней бирже упадут и аграрии купят там самостоятельно», — рассказывает директор Плодоовощного союза Михаил Глушков.
Более того, на СПбМТСБ летом прошлого года был отмечен двукратный скачок цен на некоторые удобрения (продают их на бирже крупнейшие производители и трейдеры-перекупщики). «Биржа, как механизм рыночного регулирования цен, у нас сейчас не работает, поскольку там торгуется лишь один процент от общего производства, что не может влиять на цены, — говорит Александр Корбут. — Это будет возможно лет через пять-десять при кратном увеличении объемов торгов, для чего необходимо повышать финансовую грамотность аграриев».
Заведующий кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности РАНХиГС Андрей Тенишев считает, что один процент торгуемых от всего производства объемов минудобрений — это уже хорошо. Но биржа начнет влиять на рынок, когда на ней будет обращаться как минимум 10–20% объема произведенной продукции. «Биржа — надежный инструмент для честной торговли и прозрачного ценообразования. Но при желании и там могут устроить ценовой сговор, как это было, когда начинали биржевую торговлю нефтепродуктами, — вспоминает Андрей Тенишев. — Например, самый известный случай, когда две крупные компании заключали ежесекундно сделки между собой, так что другие не успевали втиснуться в торговую позицию, и тем самым завышали цену». Но он отмечает, что за все время это был единственный случай картельного сговора на СПбМТСБ, но этот случай свидетельствует, что у сырьевых компаний нет особого желания выходить на биржу.
Так или иначе, биржа — один из долгосрочных инструментов регулирования рынка, а сейчас по поручению президента правительству придется решать, как не допустить срыва внесения удобрений в весенний сезон (пока еще требуется до 900 тыс. тонн, или 10% необходимых объемов, по данным РСЗ). Например, повышение до 50% пошлины на экспорт подсолнечника привело не только к снижению цен на него на внутреннем рынке, но и к дефициту уже самого масла, которое утекло на экспорт, так что пришлось уже сдерживать цены в рознице. Квотирование пшеницы и введение пошлины на нее в этом году (точнее, ожидание пошлины) сократили экспорт злака почти на четверть. «Призывы ряда аграриев ввести регулирование отрасли минеральных удобрений могут поставить жирный крест на ее развитии», — категорично заявили «Эксперту» в РАПУ. Внутренний рынок не сможет кратно увеличить потребление и закупать все выпускаемые в стране удобрения, и тогда придется останавливать часть производств со всеми вытекающими последствиями. В РАПУ отмечают, что за последние семь лет предприятия отрасли вложили свыше 1,3 трлн рублей в свое развитие, в следующие семь вложат еще около 2 трлн рублей. Если, конечно, им дадут их заработать сейчас на внешнем рынке. В РАПУ говорят, что уже сейчас их предприятия готовы вложить 500 млрд рублей в расширение производства под требуемое Минсельхозом удвоение объема удобрений для России к 2024 году. Тем более что потенциал роста есть: в стране вносят не более 70% минеральных удобрений от необходимого, а посевные площади аграрии регулярно расширяют (если не передумают теперь из-за новых экспортных пошлин на зерно).
«Лично я не поддерживаю такие меры, как пошлина, для рынка удобрений, — говорит Александр Корбут. — Куда практичнее как временную меру ввести компенсацию аграриям за разницу между мировой и некой средней установленной внутренней ценой, как у нас было когда-то. А затем заниматься целенаправленным развитием производства».
Судя по настроению президента, который призвал правительство «не какие-то алармистские решения принимать, а выверенные, заранее подготовленные, просчитанные», сокращать объем экспорта минудобрений он не намерен: «Россия готова помочь Евросоюзу, столкнувшемуся с дефицитом удобрений на фоне взлета цен на сырье для их производства — природный газ, увеличением их поставок, — заявил Владимир Путин на заседании дискуссионного клуба “Валдай”. — Я уже сказал, что закрываются предприятия (в ЕС. — “Эксперт”) по производству удобрений, а от них зависит качество и объем урожая. Но мы-то предоставляем на мировые рынки необходимые объемы удобрений. И дальше готовы наращивать».
Фото: Владимир Горовых/ТАСС. ИТАР-ТАСС/Игорь Кубединов
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl