Российские окна меняют профиль
Компания Melke первой в России начала изготавливать оконные профили по новой технологии, стремясь сделать свое производство более экономичным и экологичным за счет использования вторсырья
«В странах Евросоюза на законодательном уровне зафиксировано, что производители оконных профилей обязаны использовать чуть ли не 70 процентов вторичного сырья, — это связано с экологическими нормами ЕС. Я рассчитываю, что в России тоже будут приняты такие законы. И к тому времени у меня уже все будет готово», — говорит Владимир Петюшин, основатель компании Melke, которая выпускает оконные профили по технологии коэкструзии. Эта технология позволяет сделать оконный профиль из двух слоев пластика: внутренний слой — вторсырье из остатков и обрезков ПВХ, а внешний — чистовой компаунд. Технология коэкструзии дает новую жизнь ПВХ-материалам, которые в противном случае отправились бы на свалку. Это позволяет экономить на закупке более дорогого первичного сырья и в то же время получать более прочный и долговечный материал.
«Мы единственные российские производители оконных систем, работающие по такой технологии. Переоборудовать все мощности, переобучить персонал очень сложно, долго и дорого, поэтому конкуренты с этим не спешат», — считает Владимир Петюшин. Melke самостоятельно освоила коэкструзию, нашла вторсырье, выстроила всю цепочку поставок, отладила процессы переработки и получения сырья — Co-Ex. На такую работу ушло три с половиной года, первые партии новых оконных систем поступили в продажу в 2019 году.
Выгода в перспективе
«Когда мы открыли для себя двухслойную технологию Co-Ex, мы понимали, что она дороже ровно в два раза. Но на горизонте десяти-пятнадцати лет это казалось более выгодным. И мы решили производить не такой продукт, какой уже есть на рынке, а совсем другой, более современный, за которым будущее», — рассказывает глава компании.
Несмотря на то что «зеленая» повестка в 2022 году, кажется, отошла на второй план, Владимир Петюшин не теряет оптимизма: «Подобных производств в мире немного. Полагаю, что в таких странах, как Индия, Турция, Китай, Россия, коэкструзия не используется, так как нет законов о перерабатываемом сырье. Никто не станет просто так менять технологии: для производителей оконного профиля это серьезные расходы. Но Россия точно придет к принятию норм, регулирующих использование вторичных материалов. Просто сейчас сдвигаются сроки».
Второй аргумент в пользу коэкструзии заключается в том, что такая технология позволяет беречь не только окружающую среду, но и бюджет компании. С одной стороны, инструменты, оборудование и специалисты, которые на нем работают, здесь обходятся примерно на 40% дороже, чем при традиционном производстве. Но килограмм обрезков оконного профиля стоит в среднем на 15% дешевле, чем такое же количество первичного сырья. Владелец Melke надеется, что за счет этого вложения в бизнес удастся окупить примерно за семь лет.
«Мы не знаем, какова себестоимость продукции у наших конкурентов, — особенно сейчас, когда изменились логистические цепочки поставок. Но если на предприятии уже налажены процессы переработки вторсырья и изготовления из него подходящего для коэкструзии материла, себестоимость конечной продукции должна быть ниже, чем у других производств», — говорят в Melke.
Однако все зависит от колебания цен на вторичное сырье. По словам Владимира Петюшина, последние три года на рынке наблюдается перестроение логистических цепочек и волнообразное ценообразование. Порой вторичный ПВХ оказывался на 50% дешевле первичного сырья, но бывало и наоборот: например, два-три месяца назад вторсырье не только сравнялось в цене с первичным, но даже стало дороже. Как объяснили в Melke, в тот момент цены на ПВХ резко упали, а продавцы вторичного сырья оставили стоимость своего материала на прежнем уровне. «Но это была уникальная ситуация, которая вряд ли повторится», — отмечают в компании.
Продукция Melke относится к среднему и высокому ценовому сегменту в зависимости от типа оконных профилей. Визуально для потребителя нет разницы, произведен оконный профиль по технологии коэкструзии или традиционным способом, однако на цену влияют сложность технологии и качество товара: коэкструзионный профиль прочнее обычного, что сказывается на сроке его службы.
Четыре года существования компании показали, что оконные профили, произведенные по новой для России технологии, пользуются спросом. Ежегодный прирост объема выпуска продукции составил 15%, выручки — 30%. По итогам 2021 года выручка Melke достигла 1,2 млрд рублей, прибыль — 23,7 млн.
В следующем году производство собираются расширить. «Нас ждет серьезная модернизация: увеличение количества экструзионных линий. Так мы сможем изготавливать на 35 процентов больше продукции, чем позволяет наше сегодняшнее оборудование и мощности», — говорит Владимир Петюшин.
Большую долю профиля Melke забирает компания «Пластика окон», владельцем которой также является Владимир Петюшин. Это предприятие уже двадцать лет производит и устанавливает окна и двери из ПВХ, работая как на розничном рынке, так и в B2B-секторе. Прочие производители окон, использующие продукцию Melke, говорят о новых профилях как о своем конкурентном преимуществе. Учитывая эти факторы, проблем со сбытом в компании не ждут.
Сложный путь пластика
Доля рециклингового сырья в оконных профилях Melke сейчас достигает 40%. Сначала компания пошла по пути многих европейских предприятий и стала покупать готовое вторсырье. Однако вскоре выяснилось, что на Западе технология коэкструзии распространена повсеместно, поэтому на рынке есть подходящее вторсырье, в России же найти материал хорошего качества оказалось трудно.
Для производства оконных профилей не подходят переработанные пластиковые бутылки, отходы производства подоконников или пластиковых стеновых панелей. Это должен быть ПВХ, используемый именно в оконных профильных системах. «Чем сложнее геометрия, тем чувствительнее экструзия к сырью. У трубы, шланга, подоконника не такая сложная форма, как у оконного профиля, поэтому и требования к вторичному ПВХ не такие строгие», — поясняют в компании.
В результате Melke пришлось закупать обрезки ПВХ и самостоятельно их перерабатывать. «Мы создали цепь поставщиков, которые занимаются скупкой обрезков у производителей окон по всей России: в Челябинской области, Подмосковье, Краснодарском крае, — рассказывает Владимир Петюшин. — Мы забираем у них сырье, очищаем, дробим и получаем муку, которая идет на внутренний слой оконных систем. В компании контролируется весь процесс изготовления, поэтому мы получаем именно то качество, на которое рассчитываем».
Процесс производства по технологии Co-Ex
Производителям оконных систем тоже выгоднее продавать обрезки ПВХ, чем вывозить их на свалку. «С учетом цен, по которым продается такое вторсырье, язык не поворачивается назвать его отходами. Сейчас обрезки ПВХ стоят 70 рублей за килограмм, доходило и до 120. Вывоз такого мусора на КамАЗе обойдется в восемь-девять тысяч рублей. А если продать такую же фуру обрезков, получишь около миллиона», — рассказали в башкирской компании «Бизонпласт», которая скупает ПВХ-отходы.
Все оборудование и инструменты для изготовления оконного профиля, в том числе миксеры для полимеров, машины смешения и запасные части к ним, Melke привозит из-за границы: в России это не делают. Оборудование и электроника завозятся из Европы, Турции и Китая.
Аналогичная ситуация сложилась с первичным сырьем. Единственный компонент, который компания закупает в России, — ПВХ-смола. В Европе же Melke приобретает компоненты для производства чистового слоя: модификаторы, стабилизаторы, смазки, диоксид титана. Качество последнего крайне важно: оно влияет на белизну и стойкость цвета. Если использовать сырье низкого качества, то через некоторое время оконный профиль пожелтеет. В России диоксид титана производится всего на одном предприятии — заводе «Крымский титан», мощностей которого явно недостаточно, чтобы удовлетворить спрос российского рынка.
В Европе закупается и один из основных компонентов внешнего слоя оконных профилей — мел. «Мел — это очень важная составляющая в формуле сырья. Чем мягче мел, чем меньше его фракция, тем качественнее получается продукт. В Греции именно такой мел. В Турции и Узбекистане он дешевле, но, на наш взгляд, ниже качеством. Нельзя взять дешевые компоненты и сделать хороший продукт», — говорят в компании.
В Melke уверены, что в будущем технологию коэкструзии начнут внедрять и другие российские производители оконного профиля. Этому может способствовать введение экологических норм, стимулирующих использование вторсырья, а также возможность удешевить производство без потери качества товара. Но компания-первопроходец не переживает за свое будущее: предприятие уже отладило технологию и сформировало цепочки поставок — это обеспечит ему конкурентное преимущество. Новым же игрокам рынка, чтобы угнаться за трендом, придется с нуля выстраивать производство и нарабатывать компетенции.
Фото: Алексей Карулин
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl