Российские инвесторы затеяли опасную игру
Состоятельные трейдеры выкупают депозитарные расписки и еврооблигации русских компаний с большим дисконтом. Их не смущает даже огромный риск зависнуть в этих активах на долгие годы
Выпущенные за рубежом бумаги российских компаний вновь пользуются спросом. Брокеры помогают желающим купить на внебиржевом рынке расписки «Яндекса», TCS Group, еврооблигации «Газпрома» и других компаний. Расчет инвесторов прост: можно сразу заработать на перепродаже этих активов другим игрокам или, если повезет, попасть под замещение зарубежных облигаций российскими бумагами. Но может и не повезти.
Просто так не купишь
Прогремевшие весной прошлого года западные санкции обрушили рынок российских евробондов и депозитарных расписок. Европейские депозитарии Euroclear и Clearstream прекратили взаимодействие с Национальным расчетным депозитарием (НРД), разрушив связывавшие русскую и западную инфраструктуру учета «мосты», поэтому инвесторы потеряли возможность продать часть зарубежных бумаг (см. «Русские уходят», «Эксперт» № 16 за 2022 год). А компании не смогли выплачивать купоны по евробондам, которые учитывались на Западе.
Как напоминает лицензированный инвестиционный советник Илья Бутурлин, рейтинговые агентства понизили долгосрочный кредитный рейтинг России до мусорного. Бумаги российских компаний в результате стали нежеланным гостем в портфелях иностранных инвестфондов.
Однако сделки с евробондами и расписками все еще проходят на внебиржевом рынке, где их можно купить с огромным дисконтом. Например, за 70% номинала, если речь идет о еврооблигациях. По некоторым классам активов дисконт может доходить и до 90%.
Бутурлин говорит, что от бумаг из России избавляются все фонды коллективных инвестиций с открытыми декларациями, в том числе хедж-фонды. Источник «Эксперта» на фондовом рынке, знакомый с ситуацией, заявил, что в последнее время особенно много российских бумаг продавал Goldman Sachs.
Дело не только в западных санкциях, но и в ограничениях со стороны российских регуляторов. Перечислить на свой счет за рубежом можно не более 10 тыс. долларов в месяц, перечисление на чужой зарубежный счет запрещено. Кроме того, Банк России в августе прошлого года запретил российским депозитариям и регистраторам совершать операции с ценными бумагами, зачисленными напрямую со счетов иностранных депозитариев или уполномоченных держателей после 1 марта 2022 года.
Поэтому сегодня такие сделки проходят через посредников — брокеров из дружественных стран, преимущественно из Казахстана и Армении, или через зарубежные «дочки» российских брокеров. По информации «Эксперта», совершать такие покупки помогают многие независимые брокеры, от небольших до крупных и старейших на российском рынке.
Поначалу инвесторы активнее всего покупали российские еврооблигации. Веснойлетом прошлого года их можно было приобрести за 2030% от номинала. Однако к осени стоимость этих бумаг выросла в два раза и более. Сейчас они продаются по 7080% от номинала.
Сегодня фокус сместился в сторону депозитарных расписок крупных российских компаний, последние торгуются в Euroclear с дисконтами в 5070% от цен в России.
Бумаги уходят в Казахстан
У каждого брокера есть свои «наработки» и схемы приобретения бумаг российских компаний у западных держателей. Причем схемы для евробондов и расписок отличаются. Многие брокеры сначала скупают у зарубежных инвесторов зависшие активы, а потом уже продают их частникам из России. Либо ищут желающих продать и купить бумаги и сводят их вместе.
Старший аналитик мультисемейного офиса группы инвестиционных компаний ITSWM Георгий Окромчедлишвили объяснил, что «дочка» брокера из России, к примеру на Кипре, либо брокер из дружественной страны выкупает бумаги у дружественных нерезидентов на внебиржевом рынке по предоплате. Еще один вариант — российский брокер-посредник покупает бумаги на счет номинального держателя, открытый у западного брокера.
Обычно выкуп происходит с использованием omnibus account — особого вида счета, доступ к которому есть у нескольких инвесторов. Этот счет принадлежит управляющему. Георгий Окромчедлишвили говорит, что благодаря таким счетам иностранный депозитарий видит владельцем бумаг брокера, а не отдельных клиентов. При этом сами бумаги принадлежат отдельным инвесторам из России.
Тому, кто хочет купить бумаги с дисконтом, надо открыть счет у брокера, который занимается такими сделками, описывают «Эксперту» схему частный трейдер, знакомый с ситуацией. После этого брокер высылает анкету, просит заполнить ее и прислать ему вместе с копией паспорта и СНИЛС. Деньги на счет зарубежного брокера можно переводить в рублях. Существуют промежуточные компании, которые позволяют удобно совершать такие переводы.
По словам инвестора и сооснователя сообщества инвесторов «Криптобарон» Алексея Бусова, в ряде случаев сделки с клиентами брокер совершает через форвардный контракт (обязательство о покупке актива в будущем по заранее установленной цене), описывая все риски.
Купленные бумаги будут храниться на счете у дружественного брокера, перевести их в Россию из-за разрушенных «мостов» нельзя. У брокеров из дружественных стран счета открыты в местных депозитариях — в Казахстане, Армении. И купленные россиянами активы перемещаются туда же.
Euroclear уже предпринял действия, судя по которым можно предположить, что в будущем он может начать бороться с этой схемой. В середине декабря бумаги, зачисленные на счета российских клиентов казахстанского депозитария, начали переводить на спецсчета номинального держателя Euroclear. Это было сделано по просьбе Euroclear, для того чтобы можно было соблюдать санкционное законодательство. Операции, правда, на таких счетах пока никак не ограничены. Но уже сам факт появления таких счетов порождает для инвесторов дополнительные инфраструктурные риски.
В Армении никаких спецсчетов пока нет.
Брокеры берут впечатляющие комиссии за сделки с заблокированными бумагами. Например, за сделки с евробондами можно отдать 510%. При этом комиссии у «дочек» российских брокеров выше чем при заключении сделок с помощью брокеров из дружественных стран.
Основатель инвестиционно-аналитической компании Abeta Capital Дмитрий Котегов говорит, что самые популярные бумаги сегодня — расписки «Яндекса», VKontakte, X5, Ozon, TCS Group.
Генеральный директор Alёnka Capital инвестор Элвис Марламов добавляет, что у брокеров из дружественных стран можно также можно купить расписки Fix Price, Global Trans, «Русагро».
Спрос на такие бумаги, как утверждают источники «Эксперта» на фондовом рынке, достаточно большой. Косвенно это подтверждают данные о росте объема средств россиян на зарубежных депозитах. Так, по данным Центробанка на ноябрь прошлого года, вклады россиян за рубежом в валюте в пересчете на доллары составили 81,69 млрд. Это максимальная сумма с 1 января 2018 года.
Не купить кирпич
По словам директора управления продаж и клиентского обслуживания инвестиционной компании Fontvielle Руслана Спинка, инвестиции в бумаги с дисконтом подходят сегодня только для состоятельных инвесторов с капиталом от 10 млн рублей. Да и сами брокеры предпочитают работать с крупными лотами. Например, один из брокеров в дружественных странах разрешает совершать сделки объемом от 500 тыс. долларов.
У инвесторов из России, решивших рискнуть, есть на выбор несколько стратегий.
Например, при выборе расписок российских компаний надо учитывать, к какому типу относятся эти расписки. Как объясняет глава отдела анализа российских акций ITinvest Станислав Юдин, к первому типу относятся расписки, в которых содержатся российские акции, и эти акции хранятся иностранным депозитарием — эмитентом расписок на его счете в российском депозитарии. Такие расписки подпадают под программу конвертации — когда компания из России, выпустившая за рубежом расписки, замещает их российскими акциями.
Канселяция (конвертация расписок) фактически снимает блок с локальных акций, содержащихся внутри расписок, в российском депозитарии, объясняет Юдин.
Уже с августа инвесторы с такими депозитарными расписками получают российские акции в рамках программы автоматической конвертации этих бумаг. Таким образом была проведена конвертация расписок АФК «Система», «ЛУКойла», НЛМК, «Роснефти», «Норникеля», Сбера и других компаний.
Второй вид расписок — те, под которые заложены акции иностранных компаний, владеющих российскими активами. Акции иностранной холдинговой компании хранятся за рубежом, а значит, канселяция депозитарных расписок в такой ситуации не принесет результата. «Стратегия инвестора в данном случае пассивна, он полагается как на действия эмитента, так и на ожидания, скажем, о переезде компании в другую страну», — объясняет Юдин. К компаниям с такими бумагами относятся Ozon, Qiwi, X5 Retail Group, Fix Price.
«Важно не купить “бумагу-кирпич”, то есть расписку, которую на текущий момент еще можно купить, но уже нельзя конвертировать в силу регуляторики, операционных или прочих причин», — отметил эксперт.
Как объяснил Элвис Марламов, часть инвесторов, вкладывающихся в депозитарные расписки российских компаний, верят, что скоро наступит мир во всем мире и цены на эти активы в России и за рубежом выровняются. После этого может быть восстановлен и листинг бумаг на Западе. Кроме того, будут возвращены дивиденды, которые сегодня практически невозможны.
Другие инвесторы считают, что в будущем сохранится «статус-кво», продолжает Марламов. СВО будет идти долго, меняться ничего не будет. «Они покупают бумаги с дисконтом, потому что так выгоднее. Зачем вам нужен Ozon за 1700 рублей, если его, к примеру, можно приобрести за 700850 рублей. Да, такие бумаги будут неликвидны, но для некоторых инвесторов, вкладывающих деньги на долгий срок, ликвидность и не нужна», — говорит Марламов.
Новые релоканты
Некоторые инвесторы рассчитывают, что реализуется третий сценарий — редомициляция, то есть перерегистрация компании — эмитента расписок и акций в другой стране с сохранением организационно-правовой формы. «Например, какая-то компания, выпустившая расписки на Лондонской фондовой бирже, решила переехать в Казахстан или в Гонконг. Она может сделать это и поменять место хранения расписок с Euroclear на депозитарий дружественного брокера. Мешать ей никто не будет, ведь юридически она иностранная, а не российская компания. Эта компания может повторно листинговаться в новой стране и тогда приобретенные активы можно будет выгодно продать», — объясняет Марламов.
Как пример он приводит акции «Полиметалла». На Мосбирже акции этой компании можно купить по 500 рублей за штуку. А в Лондоне они стоят 200 рублей. «Полиметалл» «прописан» в Великобритании, но недавно стало известно, что компания, по заявлениям ее менеджмента, может возобновить выплату дивидендов.
«Поэтому логично вместо одной акции купить сразу две с половиной. Через некоторое время компания может возобновить выплату дивидендов. А если она переедет в Казахстан, так это вообще будет первый такой прецедент», — говорит Марламов.
Другим примером редомициляции, за которым будут наблюдать инвесторы, — Global Ports, которая в феврале сообщила о переезде в РФ с Кипра. Тут тоже много нюансов, и компании и ее акционерам только предстоит с ними разобраться.
В случае же с евробондами работают две стратегии — замещение и получение купонного дохода.
Первая подходит для бумаг, которые хранятся в НРД, то есть внутри страны. Некоторые российские компании замещают выпущенные евробонды на российские облигации, права на которые учитываются в российском депозитарии. Активнее всего делает это «Газпром». Пока в России замещающие облигации выпустили лишь пять компаний: кроме «Газпрома» это «ЛУКойл», ПИК, «Металлоинвест», «Совкомфлот».
По словам Элвиса Марламова, не все российские компании сегодня замещают евробонды. Инвесторы покупают такие евробонды, просчитывают, что та или иная компания в ближайшее время решит заместить свои бумаги. И зарабатывают на разнице цены. «То есть они покупают какой-то бонд, скажем, у армянского брокера по 70 процентов от номинала. И после замещения зарабатывают на разнице», — говорит Марламов.
По словам Руслана Спинка, если евробонды будут конвертированы даже через четыре-пять лет, на этой идее можно будет заработать 40% годовых в иностранной валюте.
Другие активы — это еврооблигации, хранящиеся за пределами страны, в Euroclear. Перевести их в Россию крайне сложно. Георгий Окромчедлишвили отмечает, что возможность перевода бондов из внешнего контура в российский существенно ограничена. «В результате заместить евробонд — задача со звездочкой», — говорит он.
Несмотря на то что это непростой процесс, некоторые инвесторы уверены, что в итоге выход будет найден и будут замещены все бонды, в том числе те, которые находятся вне страны. Косвенно это подтверждает, например, недавнее заявление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. Она сказала, что надо обязать все компании, у которых есть евробонды, заменить их на локальные бумаги.
Инвесторы, покупающие бонды из Euroclear, хотят заработать не только на вероятном замещении, но и на получении купонов на счет. Накупив дешево больше бумаг, чем он мог купить внутри страны, инвестор получает больший купонный доход.
Неоправданно опасны
И наконец, ставка может быть сделана просто на перепродажу купленных активов. Инвестиционный консультант «Финам» Тимур Нигматуллин объясняет, что профессиональные участники рынка, накупив по дешевке таких бумаг, собираются продать их в розницу плохо разбирающимся в биржевых тонкостях инвесторам. За это профессионалы возьмут с новичков большую комиссию, продав бумагу намного дороже, чем они ее купили. «Это называется мисселлинг, недобросовестная продажа. Обычным инвесторам такие бумаги скорее всего не нужны», — объяснил эксперт.
Да и в целом опрошенные «Экспертом» аналитики и трейдеры признают, что риск для инвесторов, совершающих сделки с зависшими зарубежными бумагами, чрезвычайно высок.
По словам Дмитрия Котегова, дисконт на такие бумаги возник не на пустом месте. Например, если инвестор, покупая депозитарные расписки, рассчитывает, что компания проведет редомициляцию, он должен отдавать себе отчет в том, что это долгий и сложный путь. Так же, как и возможный раздел бизнеса. Все это требует согласований с регуляторами и может занять не один год. «Пускаясь в такую авантюру, инвестор должен понимать, что прибыль он сможет получить через три года и позже. А что к тому времени будет с бизнесом компаний и их рыночными ценами — неизвестно», — говорит эксперт.
Котегов считает, что такие сделки крайне спекулятивны. Их доля в портфеле не должна превышать 5%.
Генеральный директор инвесткомпании Peramo Invest Ольга Мещерякова говорит, что при удачном стечении обстоятельств скупка бумаг с дисконтом может позволить хорошо заработать: «Ожидаемая доходность при покупке депозитарных расписок российских компаний с дисконтом в 6070 процентов может превысить 100 процентов годовых и более». Но есть много ограничений и рисков. Например, прохождение комплаенса и юридического обоснования чистоты сделки может занять много времени и сил. Да и сроки возможной конвертации расписок предсказать сложно.
Илья Бутурлин отмечает, что расписки и евробонды из Euroclear могут вообще никогда не разблокировать. Такой риск гораздо выше для юридических лиц, чем для обычных «физиков». Кроме того, есть риск, что в будущем изменится курс валют. И бумаги станут еще дешевле, из-за чего инвесторы понесут убытки.
Поэтому такие инвестиции подходят только для инвесторов, позитивно смотрящих в будущее, говорит Элвис Марламов. Тем же, кто консервативен, кто видит будущее в мрачных тонах, не рекомендуется к этим инструментам даже подходить.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl