«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

По данным исследования Gallup, 70% вовлеченности сотрудников зависит от стиля управления их непосредственного начальника. При этом выстроить отношения с командой так, чтобы сохранить доверие, но не потерять авторитет, удается далеко не всегда: исследование рекрутинговой компании Get experts показало, что менее трети российских специалистов полностью доверяет своему руководству. Еще 36% доверяют менеджменту частично, потому что «были прецеденты». 33% опрошенных совсем не доверяют начальникам: 11% из них также ссылаются на подорванное доверие. Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс рассказала «Инк.» СЕО образовательной платформы «Нетология» Марианна Снигирева.
Если еще 15–20 лет назад между начальниками и подчиненными была строгая субординация, то в наши дни дистанция становится гораздо более гибкой. Это во многом связано с выходом на рынок труда поколения Z, которое меняет традиционные иерархии в компаниях.
Гибкое управление
Молодые специалисты ожидают от руководителей открытости, диалога и вовлеченности. Согласно исследованию Hays, зумеры ценят уважение к личности, баланс работы и личной жизни, а также возможность реализовывать свои увлечения.
Это происходит из-за растущих темпов работы, необходимости моментально принимать решения и генерировать идеи. Из-за развития технологий, автоматизации процессов, и роста объемов информации, которую приходится обрабатывать в сжатые сроки, конкуренция усиливается. Циклы изменений сокращаются, а рынок требует высокой скорости адаптации.
Несмотря на уменьшение дистанции между руководителем и сотрудниками, в некоторых сферах строгая субординация остается важным фактором управления. В частности, в более консервативных отраслях — финансах, юриспруденции, производстве. Здесь действуют очень жесткие алгоритмы и процедуры, которые почти не оставляют места для партнерских взаимоотношений.
Однако даже в таких структурах руководителям полезно задумываться о том, как «занырнуть» в нижестоящие слои команды. Подход поможет понять, как работает система, не сильно ли искажаются поручения, отданные сверху, нет ли скрытого саботажа.
Дружелюбие и контроль
Исследование hh.ru показывает, что выбор стиля общения напрямую влияет на дистанцию между руководителем и подчиненными. В 58% российских компаний принято официальное обращение к руководителю на «вы». Оно заложено в корпоративной культуре организаций и отражает традиционные подходы к управлению, где важны субординация и поддержание авторитета.
Такие взаимоотношения приняты в многопрофильных холдингах и на производстве. В то же время, 36% организаций предпочитают менее формальное общение на «ты», способствуя более близкому контакту в коллективе. Такой стиль деловой коммуникации часто выбирают компании, специализирующиеся на информационных технологиях.