Россия против НАТО. Расклад сил за 30 лет
Только к 2021 году Россия смогла частично восстановить паритет сил на западном направлении. Тем временем новые участники НАТО наращивают армии и формируют новую «Малую Антанту»

Изготовление и применение ядерного оружия как средства массового уничтожения в 1945 году ознаменовало начало новой эпохи, когда противники, обладая подобным типом вооружения, могли уничтожить не только друг друга, но и — оценочно — жизнь на планете. Условия глобального противостояния изменились.
Два «председателя» атомного клуба, США и СССР, теперь не воевали напрямую, не сталкивали миллионы солдат в смертельной схватке. Противники работали на подрыв друг друга через экономику, внутренние противоречия, а на геополитической «шахматной доске» стремились занять как можно больше стратегически важных «клеток»-стран, установить там лояльные режимы и вытеснить неприятеля, использовали прокси-армии и ассоциированные организации. В общем, применяли стратегии гибридной, асимметричной борьбы.
Падение просоветских режимов в Восточной Европе, объединение Германии, распад СССР, вывод советских контингентов привели к радикальному изменению геополитической картины мира. Только в Европе Москва оставила территории семи стран (ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Югославии) площадью около 1247 тыс. кв. км с населением порядка 136 млн человек. Потеря Украины, Молдавии, Белоруссии и Прибалтики — это утрата еще примерно 1020 тыс. кв. км и более 74 млн человек населения.
Всего из-под контроля Москвы вышло 2267 тыс. кв. км территории и 210 млн человек. Граница развертывания российских войск сместилась от 600 (от ГДР до Калининградской области) до 1500 км к востоку. Эти потери превзошли результат немецко-фашистского вторжения в 1941–1942 годах.
По сути, в Европе освободилась чуть ли не половина «шахматной доски». Образовавшиеся пустоты поэтапно начали заполнять силы западного военного блока, хотя Североатлантический альянс, по крайней мере устно, обещал не расширяться на восток.
Еще в 1990 году Восточная Германия инкорпорировалась в НАТО, объединившись с ФРГ. Польша, Венгрия и Чехия (осколок Чехословакии) вступили в НАТО в 1999-м. В 2004 году их примеру последовали Словения, Словакия, Литва, Латвия, Болгария и Румыния.
В 2005 году в этот военно-политический блок вошла Эстония, в 2009-м — Албания и Хорватия. В 2017 году в НАТО оказалась Черногория, в 2020-м — другая часть бывшей Югославии, Северная Македония.
На этом продвижение НАТО не закончилось. Государственный переворот в Украине в 2013–2014 годах отбросил эту страну в прозападную сферу влияния. Россия успела воссоединиться с Крымом и поддержала Донецкую и Луганскую народные республики (ДНР и ЛНР).
Попытка аналогичного свержения власти в Беларуси в 2020–2021 годах провалилась. Захват власти прозападными силами в Минске означал бы выравнивание фронта на западе. В таком случае вероятный неприятель находился бы на тех же рубежах, что и немцы в 1943 году: в 500 км от Москвы и в 135 км от Петербурга. Это несколько суток марша механизированных колонн, минутное подлетное время ракет и самолетов до жизненно важных центров страны. Нетрудно представить скорое развертывание военных баз НАТО и жесткую экономическую блокаду на западе.
Мы постарались оценить, как изменилась диспозиция военных сил России и Запада за последние 30 лет, чтобы понять причины беспокойства официальной Москвы дальнейшим наступлением НАТО на восток и жесткость выставленных ультиматумов.
Перед распадом СССР В 1989 году в состав НАТО входило 16 государств (не считая Франции, вышедшей в 1966 году и участвовавшей в работе альянса формально). Население (с Францией) превышало 650 млн человек.
Под ружьем находилось почти шесть миллионов человек, имевших на вооружении более 17 тыс. самолетов; 13 тыс. вертолетов; свыше 41 тыс. танков; почти 20 тыс. орудий, самоходных артиллерийских установок (САУ) и реактивных систем залпового огня (РСЗО), не считая минометов; больше двух тысяч военных кораблей и подлодок разных типов (включая катера и патрульные суда). Эти значения не учитывали потенциал возможных союзников НАТО в Европе (Ирландии, Австрии, Швеции и Финляндии). Они также не включали в себя силы сателлитов США на Дальнем Востоке: Японии, Южной Кореи, Тайваня, Филиппин, Австралии и проч.
Львиная доля перечисленной мощи — до 45% личного состава, 65% авиации, 40% танков — приходилась на США. Значительная часть всего потенциала НАТО — до 60% всех войск, 75–80% авиации (с учетом минимум двух авианосных ударных групп, АУГ, дежуривших в Северной Атлантике), больше половины танков — размещалось в составе действующих частей и на складах хранения в Европе.
Таким образом, европейский театр военных действий (ТВД) по-прежнему был основным. Азиатско-Тихоокеанскому региону и Ближнему Востоку отводилась вторичная роль. Перечисленный потенциал мог быть в значительной мере увеличен в случае введения военного положения и переброски дополнительных подкреплений из-за океана.
СССР и страны Организации Варшавского договора могли противопоставить этой мощи свыше 5,6 млн военнослужащих, 17 тыс. самолетов и вертолетов, более 84 тыс. танков, 47 тыс. орудий, более 1600 кораблей и подводных лодок. Притом что СССР чуть ранее в одностороннем порядке сократил свои ВС примерно на 550 тыс. человек.
До 70–80% этих сил развертывалось в направлении европейского ТВД. Они стояли в несколько эшелонов от ГДР до Урала. Значительные советские силы также размещались на Дальнем Востоке (например, против Китая, усиленно старавшегося играть роль «третьей силы»).
Впрочем, основным средством сдерживания выступало ядерное оружие. К 1989 году США располагали 22 тыс. атомных зарядов разной мощности — притом что начиная с 1970-х Америка более чем вдвое сократила этот арсенал. Великобритания и Франция имели свыше 500 боеголовок. СССР мог выставить более 10 тыс. единиц ядерного оружия.
Стоит отметить, что перечислены только стратегические атомные боеприпасы (на стратегических носителях). К тому же их реальное число могло оказаться еще выше официального (объективная картина не оглашалась из соображений секретности).
Стороны также владели огромным количеством тактического ядерного оружия (ТЯО). Его количество не подавалось исчислению. Например, только в Южной Корее в 1976 году у США находилось около 10 тыс. образцов ТЯО.
НАТО и Россия. 1990-е и 2000-е
Распад СССР в 1991 году изменил картину мира, и военное напряжение снизилось. Только США в 1992–1996 годах уменьшили численность своей армии на восемь дивизий из 18 — с 786 тыс. до 500 тыс. военнослужащих. Прекратилась практика развертывания и дежурства американских авианосных групп в Северной Атлантике и в водах рядом с российским Дальним Востоком. В 1996 году в Америке прекратилось производство танков. Американская армия в Европе уменьшилась с 213 тыс. до 95 тыс. военнослужащих (не считая гражданского персонала) при 1200 танках и 650 артиллерийских орудиях.
Общая численность американских войск снизилась к концу 1990-х годов — времени принятия новых участников НАТО — примерно на треть (до 1,4 млн военнослужащих). Франция, для примера, также сократила свои вооруженные силы с 450 тыс. до 270 тыс. офицеров и солдат, Великобритания — с 311 тыс. до 220 тыс. В целом ВС НАТО к концу 1990-х оказались урезаны чуть более чем до четырех миллионов человек.
Численность российских вооруженных сил от наследия в 2,9 млн военнослужащих, оставшегося от СССР, к концу 1990-х снизилась до 1,2 млн офицеров и солдат. То есть кадровый потенциал «на стороне России» за десятилетие уменьшился почти впятеро. Ядерный потенциал снизился до 6700 боезарядов к 2000 году, более чем в полтора раза. В то время как противник численно «ужался» менее чем в полтора раза, а атомное оружие, официально сокращаемое, нередко просто сдавалось на склады.