Герои и друзья «РБК Стиль» — о фильмах для новогодних каникул
Все мы в любые каникулы, выходные и другие праздничные дни задаемся вопросом, что посмотреть. Свои варианты предлагают наши друзья и герои
Григорий Служитель, писатель, актер
«Облако-Рай» — один из моих самых любимых русских фильмов. Ничего праздничного в нем нет, к новому году сюжет не имеет никакого отношения, а вот к новой жизни — да. Простое, пронзительное и глубокое кино о нашем неизбывном желании перевернуть ход вещей, начать все заново и о страхе потерять навсегда то, к чему привык и что по-настоящему любишь. Сюжет напоминает пьесу Николая Эрдмана «Самоубийца» (скорее всего, это сознательная перекличка), когда главный герой становится заложником случайно оброненного слова и мир вокруг стремительно меняется, начинает режиссировать твою жизнь, делать все, чтобы поскорее сбылось желание, которое ты на самом деле не загадывал и от которого хочешь отречься. Редкий пример отечественного кино, которое, вопреки убогости и безнадеге вокруг и внутри кадра, получилось пронзительно светлым и мудрым. По-моему, ничего лучше в России в 90-е не сняли.
Женя Онегина, режиссер
В новогодние праздники мы с мужем устраиваем тематические киномарафоны: назначается куратор вечера, который составляет программу из двух-трех фильмов, и мы смотрим их подряд. Во вступительной речи объясняем связь и логику объединения выбранного. Связь может быть очевидной или еле уловимой, понятной только на уровне ощущений.
Тема одного из моих марафонов — наивные декорации и спецэффекты. В программе: сказка «Король-олень» (1969), фантастическая комедия «Джентльмены Бронко» (2009) и, если мужу хватит терпения смотреть на летающие вареники — ретроспектива сказочника Александра Роу. Птицы с кукольными личиками («Варвара-краса, длинная коса», тоже, кстати, 1969 года) одно из грандиозных визуальных впечатлений в моей жизни.
«Король-олень» больше похож на телеспектакль — советская телеверсия Met Gala с элементами «Монти Пайтон». Есть в нем, правда, что-то печальное, загадочное и очень нетипичное для советского кино. Выбор актеров (Табаков, Ефремов, Яковлев, Юрский), размах в костюмах, музыка Микаэла Таривердиева и песни в исполнении Аллы Пугачевой делают фильм похожим на грандиозный авангардный новогодний огонек. Надеюсь, когда-нибудь у меня получится снять его продолжение, где открытый финал получит неожиданное разрешение.