Рокировка «Ноль Первого»
Отставка президента Казахстана Нурсултана Назарбаева запустила плавный транзит верховной власти в стране. Сосредоточение у лидера нации значительных властных полномочий и влияния должно обеспечить преемственность курса
«Я не думаю, что президент Назарбаев пойдет на выборы в 2020 году. Мы увидим выборную кампанию с другими кандидатами», — заявил в программе Hardtalk «Би-биси» в июне прошлого года Касым-Жомарт Токаев, председатель Сената, верхней палаты парламента Казахстана, в прошлую среду принявший присягу президента страны. Заявление опытнейшего дипломата и ближайшего соратника Нурсултана Назарбаева не оставило никаких сомнений: политическое решение о запуске процесса транзита верховной власти первым президентом независимого Казахстана принято бесповоротно.
«Сегодня я обращаюсь к вам, как это делал всегда, в самые важные моменты истории нашего государства, которое мы вместе строим. Но сегодня обращение особое. Я принял непростое для себя решение — сложить с себя полномочия президента Республики Казахстан», — заявил семидесятивосьмилетний Назарбаев в телеобращении к нации вечером 19 марта.
Согласно ст. 48 Основного закона страны в случае освобождения или отрешения президента от должности его полномочия на оставшийся срок переходят к председателю Сената. Что и произошло на следующий день. Токаев будет занимать пост президента до проведения очередных выборов в апреле будущего года. Преемником Токаева на посту главы Сената избрана Дарига Назарбаева, влиятельный политик, старшая дочь первого президента.
Назарбаев — политический долгожитель, на олимпе верховной власти в Казахстане он находился без малого тридцать лет, больше, чем кто-либо из глав постсоветских государств, возглавивших свои республики еще при СССР. Двадцать второго июня 1989 года Назарбаев был назначен первым секретарем ЦК Компартии КазССР, в апреле 1990-го избран президентом своей, еще советской республики, а в декабре 1991-го — президентом независимого Казахстана.
Из обоймы глав постсоветских государств, выходцев из советской номенклатуры, президент России Борис Ельцин создал прецедент добровольного ухода со своего поста. Все остальные покидали свое кресло вынужденно. Первого главу независимой Киргизии Аскара Акаева вышибла из кресла «тюльпановая революция» в марте 2005 года, он вынужден был экстренно переместиться в Россию. В декабре 2006 года скоропостижно умирает одногодок Назарбаева, первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов. Еще спустя десять лет уходит из жизни глава соседнего Узбекистана семидесятивосьмилетний Ислам Каримов. Во всех трех последних случаях преемственность президентской власти была нарушена: семьи и соратники ушедших руководителей серьезно пострадали, многие лишились не только карьеры, но и свободы.
Вряд ли опытнейший и ответственный Назарбаев хотел такой же участи для своей команды и близких. И для своей страны. Он был — и остается — настоящим лидером нации. Законодательно закрепленный за ним титул елбасы (в переводе — «лидер нации») не просто дань культу личности, который, на европейский вкус, в стране, безусловно, присутствует — чего стоит случившееся уже на следующей день переименование столицы страны Астаны в Нурсултан. Это отражение реального положения вещей: все успехи и достижения независимого Казахстана, равно как его слабости и уязвимости так или иначе определены моделью политической и экономической системы, отстроенной Назарбаевым.
Что это за модель, насколько она устойчива и эффективна для Казахстана? Каковы могут быть последствия эволюции этой модели для России и трех с половиной миллионов русских, живущих в соседней стране? Стартовавший в Казахстане транзит верховной власти — отличный повод попытаться ответить на эти вопросы.
Но сначала разберем подробнее переходный формат власти. Оказывается, ни о каком уходе Назарбаева с политической сцены Казахстана речь вовсе не идет.
Источник: расчеты «Эксперта» по данным Национального банка Казахстана
Источники: РЭЦ, ФТС России
Не ушел, а отошел
В январе 2017 года Назарбаев объявил о конституционной реформе по перераспределению полномочий между ветвями власти. Это четвертое и, пожалуй, самое необычное изменение конституции Казахстана, направленное на деконцентрацию власти в пользу парламента и правительства. Поправки к Основному закону, в частности, предусматривали переход от президента к правительству полномочий по утверждению государственных программ и единой системы финансирования. Президент также отказался от своих законодательных полномочий и права приостановить или отменить действия актов правительства и премьер-министра. Таким образом, новый закон значительно усилил роль парламента, в том числе при формировании правительства, и повысил уровень самостоятельности правительства, передав ему полномочия по управлению экономикой страны.
Конституционные изменения 2017 года коснулись и закона «О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы». Была внесена поправка, уточняющая статус первого президента Республики Казахстан (РК). Конституционным законом от 22 декабря 2017 года № 119-VI в ч. 5 ст. 1 право елбасы «входить в состав Совета Безопасности РК» было заменено правом «возглавлять Совет Безопасности РК», причем правом пожизненным.
В мае 2018 года парламент РК одобрил законопроект «О Совете безопасности», поменявший статус Совбеза с консультативно-совещательного на конституционный. В задачи органа вошли рассмотрение основных направлений государственной политики в области нацбезопасности и обороноспособности страны, координация деятельности госорганов и организаций в этих направлениях. Закон также предполагает, что Совбез «сохраняет внутриполитическую стабильность, защищает конституционный строй и национальные интересы страны на международной арене». Таким образом, Совет безопасности, членами которого являются президент, председатели парламента и Комитета нацбезопасности, генпрокурор, министр обороны и др., стал представлять влиятельную силу в руках первого президента.
«Назарбаев, по большому счету, никуда не ушел, он переоделся в руководителя Совета безопасности, что позволит ему уйти от надоедливого протокола и при этом сохранить влияние на развитие страны в духе Дэн Сяопина, только в казахском варианте», — заявил «Эксперту» первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
Между тем Дэн Сяопин, который в 1980-е годы ушел с официальных постов в руководстве Китая, сохранив за собой должность председателя Центрального военного совета, никогда не был единоличным руководителем страны, в то время как в Казахстане политический режим явно носит персоналистский характер. В этом плане образовавшаяся в Казахстане модель больше напоминает иранскую систему с верховным духовным лидером (рахбаром) и подконтрольным ему президентом. Причем в последние годы полномочия елбасы растут обратно пропорционально полномочиям президента. Пока обе эти позиции занимал один человек, это не сильно бросалось в глаза. Но стоило Назарбаеву объявить о своей отставке, как стала заметна разница между правом власти у «лидера нации» и действующего президента, причем не в пользу последнего.
«Занимая пост председателя Совета безопасности, Назарбаев продолжает держать в руках все нити управления государством. Если сравнить страну с крупной компанией, то в ней есть председатель совета директоров, а есть топ-менеджер. Совет директоров может собираться редко, но принимает принципиальные решения о том, как и куда должна развиваться компания, а топ-менеджер выполняет и осуществляет эти решения. Можно представить, что Совбез будет принимать стратегические решения, а президент — их исполнять», — считает эксперт Российского института стратегических исследований Вячеслав Холодков.
Согласно закону «О Первом Президенте Республики Казахстан — Елбасы» все инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства в обязательном порядке должны согласовываться с первым президентом. Кроме того, елбасы может сам обращаться к народу, госорганам и должностным лицам со своими инициативами, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами. Он также возглавляет Ассамблею народа Казахстана, которая призвана способствовать разработке и реализации государственной национальной политики, и правящую партию «Нур Отан».
Но и президентские полномочия крайне обширны. Президент, сегодня это Касым-Жомарт Токаев, является главнокомандующим Вооруженными силами РК, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил. Он также назначает и освобождает от должности председателя Национального банка, генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности РК, но только с согласия Сената. Согласно конституционным изменениям 2017 года, президенту придется больше ориентироваться на мнение парламента при формировании правительства. Исключается и право президента вносить возражения на решения Конституционного совета, в который входит елбасы.
Первый президент сохраняет право «выступать на заседаниях правительства Республики, перед парламентом и его палатами». Он пожизненно обеспечен неприкосновенностью, государственной охраной и правом бесплатно пользоваться президентской, правительственной и другими видами связи.
Получается, Нурсултан Назарбаев не ушел, а скорее отошел от власти. И совсем недалеко. Более того, он сохраняет возможность вернуться на президентский пост в случае серьезного политического или экономического кризиса. Новейшей истории Азии уже знаком такой сценарий: в 2003 году малайзийский лидер Махатхир Мохамад добровольно покинул пост премьера под лозунгом «дорогу молодым», а в 2018 году вернулся на пост в возрасте 92 лет от получившего победу на выборах оппозиционного альянса, теперь уже из-за того, что «молодые» довели страну до тотальной коррупции.
Источник: Казстат
Источники: Казстат, расчеты «Эксперта»
Многовекторный союзник
Во внешней политике фирменной чертой Казахстана является ее многовекторность. Концепцию многовекторности Назарбаев провозгласил сразу же после своего избрания на пост президента страны 1 декабря 1991 года. Согласно видению автора, она означает «развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для страны практический интерес. Будущее Казахстана — и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе».
С одной стороны, подобный подход диктуется географическим расположением Казахстана в самом сердце Евразии. Балансируя между Россией, Китаем и мусульманским миром, левым глазом поглядывая на Запад, Казахстан научился создавать вокруг себя баланс сил, необходимый в первую очередь для его выживания. В данном случае многовекторность выступает синонимом прагматизма и рационального подхода. С другой стороны, в условиях мира, приближенного к гоббсовской войне, такой подход мешает государству установить действительно «дружественные и предсказуемые взаимоотношения», о которых говорит Назарбаев. Внешнеполитически Казахстан напоминает степного кочевника, не обремененного излишними привязанностями, который передвигается с места на место в поисках изобильных зеленых пастбищ или нового сильного покровителя.
Cтрана далеко не всегда следует в фарватере внешнеполитического курса Москвы. К примеру, Казахстан до сих пор официально не признал Крымский полуостров субъектом России. Казахстан также не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, а когда в 2008 году у России были прерваны отношения с Грузией, активизировал торгово-инвестиционные связи с ней (так что долгие годы фирменные грузинские вина оказывались на столе россиян чаще всего транзитом из Казахстана).
Из более свежих примеров занимательна история с американскими военными на Каспии. «Назарбаев съездил в США после ареста счета Национального фонда инвестиций. Он добился от Трампа снятия ареста, а через некоторое время появилось казахстанско-американское соглашение об использовании портов на Каспийском море для транзита военных американских грузов в Афганистан. Мы в свое время договаривались с прикаспийскими государствами, в том числе с Казахстаном, что не будем допускать ничьих военных на берегах Каспия, кроме военных самих прикаспийских государств, — рассказал “Эксперту” Константин Затулин. — Я не хочу сказать, что у нас какой-то кризис в отношениях с Казахстаном. Но мы видим, что в каких-то вопросах Казахстан ведет себя так, как считает нужным, желая подтвердить свою многовекторность».
Хотя Казахстан и критикует западные санкции против России, но попадать в санкционный список вместе с Москвой все же не спешит. Поэтому постоянно акцентирует внимание Запада на независимости своей внешней политики, что несет для Кремля как его стратегического союзника определенные риски. «С политической точки зрения многовекторность Казахстана звучит как его готовность договориться о взаимодействии с западными и восточными, я сейчас имею в виду Японию, противниками России. Такая готовность не может не быть угрозой. Потенциальной, разумеется», — считает главный редактор агентства Regnum Модест Колеров.
Между тем Казахстан согласился с инициативой президента России Владимира Путина о проведении Астанинского процесса по Сирии. Кроме того, именно Назарбаев является родоначальником евразийской интеграции, результатом которой сегодня служит Евразийский экономический союз. Что, кстати, вовсе не противоречит многовекторным настроениям Казахстана.
«Политика Казахстана задана уникальным геоэкономическим, геокультурным положением, ролью, которую играет Центральная Азия на большой шахматной доске евразийского континента. Поэтому в перспективе и сам Евразийский союз, внутренне интегрированный, будет включать в себя широкий ряд стран этого большого региона», — говорит «Эксперту» генеральный директор Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций Станислав Наумов.
Что касается дальнейшего развития внешней политики Казахстана, то при новом президенте она, по всей видимости, останется прежней. По крайней мере, в отношении членства в евразийских организациях. «Не думаю, что Казахстан выйдет из ЕАЭС и ОДКБ, поскольку ОДКБ остается клубом по интересам, а Евразийский союз, который вызывал и вызывает серьезную критику в Казахстане, — площадкой для взаимных экономических согласований. И до тех пор, пока ЕАЭС выгоден Казахстану, тот его не покинет», — считает Модест Колеров.
Источники: Минэнерго РК, U.S. Energy Information Administration
Уязвимый колосс
В экономической плоскости за годы независимости Казахстан добился внушительных успехов.
Сегодня Казахстан занимает уверенное второе место (после России) по размеру экономики на постсоветском пространстве, почти на 30% превосходя Украину и на четверть — вместе взятую четверку своих среднеазиатских соседей (Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан). Душевой ВВП Казахстана, рассчитанный по ППС, по данным Мирового банка, в 2017 году почти сравнялся с российским, тогда как в 1990 году наблюдался почти 37-процентный разрыв. За последние два десятилетия, если верить официальной статистике, Казахстан не допускал, в отличие от России, провалов темпов роста ВВП и реальных доходов населения в отрицательную область.
Твердое второе место у Казахстана и по уровню средней зарплаты среди стран СНГ. Отставание от России здесь составляет сегодня порядка 35% — оно примерно такое же, как отставание средней зарплаты в России от лидирующей по этому показателю на постсоветском пространстве Эстонии.
Фундамент благополучия — нефтегазовая отрасль, получившая в годы независимости колоссальный рывок вперед. Добыча нефти в Казахстане выросла с позднесоветских уровней более чем в три раза, природного газа — в семь раз. К началу 2010-х годов добыча нефти, казалось, остановила рост. Но долгожданный запуск промышленной добычи на огромном месторождении Кашаган на шельфе Северного Каспия осенью 2016 года вновь развернул тренд к подъему. Значительные инвестиции в двух других крупнейших углеводородных проектах (вся эта тройка разрабатывается в режиме СРП) — Тенгизе и Карачаганаке — тоже начинают давать отдачу.
В результате за последние два года добыча нефти в РК выросла почти на 16% (более чем на 12 млн тонн). Если в 2015 году Казахстан занимал 16-е место среди стран — крупнейших производителей нефти, то по итогам прошлого года он обошел снижающие добычу Норвегию и Венесуэлу и наступает на пятки номеру тринадцать — Мексике.
При этом Казахстан умудрился остаться в соглашении ОПЕК+ о коллективных ограничениях добычи (похоже, сумев вывести добычу на Кашагане за скобки соглашения), а в марте нынешнего года даже вошел в мониторинговый комитет, следящий за соблюдением договоренностей. Как объяснили нам знающие источники в Казахстане, принятое обязательство сократить добычу на 40 тыс. баррелей в сутки в первом полугодии 2019 года страна выполнит автоматически благодаря плановым ремонтам на Кашагане и Тенгизе.
Опасения «китаизации» сырьевого и прежде всего нефтегазового сектора Казахстана беспочвенны. Китайские компании, в первую очередь CNPC, контролируют сегодня около 20% нефтедобычи. У государственного «Казмунайгаза» контролируемая доля выше 30%. Но важнее другое: все правила игры и рычаги контроля в отрасли находятся в руках государства. Минэнерго диспетчирует поставки на внутренний и внешние рынки (по согласованию с компаниями, включая проекты СРП), а фактические поставки казахстанской нефти в Китай не превышают двух миллионов тонн (КНР в конце первой десятки покупателей казахстанской нефти). Китайцы ведут себя прагматично: сегодня коммерчески привлекательнее отправлять нефть в западном направлении, чем гнать в Китай. Тем более что магистральный трубопровод на Восток (Атасу — Алашанькоу) последние несколько лет активно загружает «Роснефть».
Одной из важных составляющих экономической политики Казахстана, включая дизайн антикризисных программ 2007–2009 и 2015–2016 годов, было дирижируемое государством активное инфраструктурное строительство. Всего за годы независимости в РК построено свыше 2600 км новых железных дорог общего пользования (для сравнения: в России лишь 1100 км), свыше 2400 км магистральных автомобильных дорог (включая казахстанский участок трассы Западная Европа — Западный Китай), а также магистральные нефте- и газопроводы, линии электропередачи, левобережная Астана. Сама собой напрашивается гипотеза, что масштабные инфраструктурные стройки имели существенный макроэкономический эффект, достаточный для удержания в плюсе динамики ВВП и реальных доходов в кризисные годы.
Однако было бы неверно говорить только об успехах. Есть и крайне тревожные обстоятельства. За четверть с лишним века независимости Казахстан, по большому счету, так и не смог выстроить на сырьевом фундаменте разнообразную диверсифицированную экономику. По официальным данным Казстата, физический объем выпуска обрабатывающей промышленности РК в 2018 году все еще недотягивает до уровня 1991 года (98,1%), тогда как в горнодобывающей промышленности достигнут впечатляющий рост производства (почти в 2,7 раза за аналогичный период). Даже нефтепереработка в стране все еще хромает. Лишь в прошлом году Казахстан добился полного самообеспечения авиакеросином и бензином 92-й марки. 95-й бензин по-прежнему завозится из России. Крупнотоннажная нефтехимическая отрасль в стране отсутствует, даже не ставится задача ее создания. Немногочисленные проекты в машиностроении в основном пока не продвигаются дальше крупноузловой сборки.
Стартовавшая в 2010 году Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития не достигла поставленных целей, в 2015 году была запущена ее «исправленная и улучшенная» вторая версия, результаты пока тоже неоднозначны, сейчас речь идет о новом редизайне и продлении еще на пять лет.
Безусловно, одно из фундаментальных естественных ограничений развития казахстанской экономики — маленький рынок, не позволяющий получить эффект масштаба для рентабельного выпуска целого ряда товаров промежуточного и конечного спроса. Именно отсюда родилась инициатива президента Назарбаева о создании общего рынка — Таможенного союза трех стран, который в дальнейшем развился до Евразийского экономического союза пяти государств. Но реального общего рынка, даже для товаров, не говоря уже о факторах производства, создать так и не удалось: изъятия и исключения из режима многочисленны, принятие в ЕАЭС двух непростых и разношерстных новичков, Киргизии и Армении, а также присоединение Казахстана в 2015 году к ВТО еще более усложнило задачу гармонизации экономической политики.
В отличие от Узбекистана и Белоруссии Казахстан в годы независимости придерживался в целом либерального курса в экономической политике (единый рыночный обменный курс, отсутствие значимых нетарифных ограничений во внешней торговле, присоединение к ВТО, традиционная для сырьевых экономик контрциклическая бюджетная политика с наличием суверенного фонда, переход вслед за Россией на политику таргетирования инфляции). При этом все командные высоты в экономике сохраняются за государством: создана иерархическая система госкомпаний и холдингов, система институтов развития, иерархическая эшелонированная система многочисленных госпрограмм и стратегий. Но эффективность их реализации по меньшей мере неоднозначна.
Складывается ощущение, что качественный рывок казахстанской экономики возможен лишь за рамками сложившейся парадигмы экономической политики. Что, безусловно, осложняет задачу, стоящую перед будущим президентом страны.
Крайностей быть не должно
Одной из долгосрочных реформ, запущенных Назарбаевым, стала вторичная латинизация алфавита казахского языка. Первую латинизацию провела советская власть в 1930-х, однако уже к началу 1940-х казахский перевели на кириллическую графику, и именно с этим алфавитом Казахстан вошел в эпоху независимости.
Наблюдая кейсы латинизации в других странах, Назарбаев видел, что латинизация — это тренд, но торопиться с этим не следует. В 2012 году он поставил задачу латинизировать казахский язык, а вернулся к этой идее спустя пять лет. Проблем избежать не удалось: в течение 2017 года обществу было поочередно представлено три варианта алфавита, каждый из которых вызвал более или менее негативную реакцию (если не считать проправительственных экспертов, которые не уставали нахваливать каждый следующий вариант). Окончательный переход на латиницу ожидается после 2025 года.
Следует подчеркнуть, что общество было не против латинизации: филологи отмечали, что латинский алфавит может более точно передать звуки казахского языка, и с ними мало кто спорил. В Акорде (резиденция президента в Астане) на латинизацию смотрели прежде всего как на политический шаг. Поговаривают, что разработанный по итогам пятилетней работы филологов алфавит был отвергнут как слишком похожий на турецкий. Однако излишне политизированная реакция российских политологов на латинизацию («Казахстан уходит из русского мира») была встречена многими из казахских чиновников и экспертов с негодованием. Одни утверждали, что никакого «русского мира» в Казахстане нет и быть не может, другие доказывали, что реформа касается только казахского языка, русский язык и русскоязычных никто не ограничивает и ограничивать не собирается.
«Языковой вопрос немного натянут. Реальной дерусификации нет. Скорее это стремление сохранить казахский язык как таковой, — поделился своими ощущениями казахстанский предприниматель, сооснователь журналов “Эксперт Казахстан” и Oyla Ердос Тулегенов. — Государство должно пестовать свой язык, тем более что казахский находится в плачевном состоянии. Нужна точка сборки или пинок, может, латинизация поможет».
Наибольший риск, на российский взгляд, — резкая дестабилизация обстановки в Казахстане, в том числе за счет импортируемого исламского подполья, террористические атаки, националистические столкновения, массовый исход русских и вообще неказахов из Казахстана. Выход РК из ЕАЭС и ОДКБ. Переход на военизированный режим защиты российско-казахстанской границы.
«Главный фактор рисков для России — чрезвычайно обширная и во многом формальная граница между Россией и Казахстаном. А это потенциальный канал проникновения в Россию многосторонних угроз с Юга: из Туркестана, Афганистана и так далее. И любая дестабилизация Казахстана этот фильтр ослабит», — предупреждает Модест Колеров.
Однако риски серьезной дестабилизации большинство опрошенных нами российских и казахстанских экспертов оценивают как невысокие.
«Власть в Казахстане очень хорошо, мы даже не представляем насколько, контролирует обстановку в стране. К тому же все действующие лица поддерживают политику первого президента, в том числе внешнюю, и ее многовекторность — очень важный пункт. Поэтому мы будем состоять в тех же международных сообществах, а радикальный национализм и деструктивные исламские течения не будут допущены ни в публичное поле, ни в общественную жизнь, несмотря на вполне логичные послабления в вопросах свободы слова», — считает директор Центра прикладных исследований Talap Рахим Ошакбаев.
Источник: Министерство национальной экономики РК
Источник: расчеты «Эксперта» по данным Росстата и Казстата
Источник: расчеты «Эксперта» по данным Росстата и Казстата
Возможные претенденты на участие в выборах президента Казахстана 2020 года
Дарига Назарбаева (1963 г. р., 55 лет)
Дарига Назарбаева за один день превратилась из рядового парламентария в председателя Сената парламента Республики Казахстан. Став, таким образом, вторым человеком в государстве, она отмела стереотипы о хрупкой и слабой женщине.
Старшая дочь экс-президента Нурсултана Назарбаева известна далеко не только своим политическим опытом. Впечатляют и академические заслуги 55-летнего спикера. По первой специальности Дарига — преподаватель истории и обществоведения, у нее обширный кругозор по важным и актуальным вопросам. С момента окончания аспирантуры МГУ им. М. В. Ломоносова Дарига Назарбаева успела стать кандидатом исторических и доктором политических и экономических наук.
В 1992 году она стала вице-президентом благотворительного фонда, а в 1994-м — директором телеканала «Хабар», позднее стала председателем исполнительного комитета Конгресса журналистов Казахстана. Имея теплое отношение к России, дочь елбасы в 2001 году предложила учредить Евразийский медиафорум, первый съезд которого прошел в 2002 году в Астане. Эта инициатива была нацелена на создание единого евразийского информационного пространства. Однако активную медийную повестку в жизни Дариги сменили политические пристрастия.
Политический путь Дариги Назарбаевой начался в 2003 году, когда дочь елбасы возглавила партию «Асар», затем слившуюся с правящей партией Нурсултана Назарбаева «Отан». Позднее ее карьера шла только в гору. В 2015 году она стала вице-премьером Казахстана, в 2016-м — депутатом Сената, а 20 марта единогласно избрана его председателем и заняла, таким образом, предпрезидентский пост, став одним из ведущих действующих лиц в конфигурации власти в Казахстане.
Однако серьезным минусом Дариги является гендерный фактор. В такой патриархальной стране, как Казахстан, трудно себе представить женщину во главе государства. Во всяком случае, пока.
Имангали Тасмагамбетов (1956 г.р., 62 года)
Имангали Тасмагамбетов в контексте трансформации власти в Казахстане тоже стал рассматриваться как один из возможных кандидатов в президенты в 2020 году. Исполняющий обязанности посла в РФ, Тасмагамбетов очевидно занимает стратегическое положение в элитной иерархии Казахстана.
Родился в Атырауской области (по современному названию), расположенной на берегу Каспийского моря. С самого детства проявлял интерес к естественно-научным дисциплинам и в итоге получил специальность «учитель географии и биологии». На этом его научная деятельность не была завершена, позже он получил кандидатскую философскую степень, а позже и докторскую по политическим наукам.
В последние годы советского Казахстана он руководил Госкомитетом РК по делам молодежи. В первые годы независимости Казахстана работал помощником президента, а позже вице-премьером. В 2002 году Тасмагамбетов становится премьером РК, а с 2003 года — государственным секретарем. С 2004 по 2014 год был акимом (мэром) Алма-Аты, а затем Астаны. После десятилетнего «отдыха» вернулся в правительство на должность министра обороны. Спустя три года был назначен на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в РФ. Многие отмечают, что эта должность опытному чиновнику была выделена для того, чтобы вывести Тасмагамбетова из внутриполитической элиты Казахстана. В этом контексте командировка в Москву может являться лишь «почетной ссылкой», лишающей опытного политика возможности бороться за президентский пост.
Касым-Жомарт Токаев (1953 г. р., 65 лет)
Касым-Жомарт Токаев — выпускник МГИМО, доктор политических наук. Имеет большой дипломатический и политический опыт. С 1972 по 1979 год работал в советском посольстве в Сингапуре, позднее — в посольстве в Китае. После развала СССР Токаев возглавил МИД Казахстана (до 1999 года). Впоследствии был премьер-министром страны (1999–2002), возвращался во внешнеполитическое ведомство, был спикером в Сенате, занимал пост заместителя генсека ООН, а в 2013 году был избран председателем Сената парламента Казахстана. В целом о политической биографии исполняющего обязанности президента известно немного; все доступные сведения — формальные.
Считается, что Токаев — политик умеренных взглядов. Он не сторонник радикальных преобразований и, как заверяют многие эксперты, скорее всего, будет следовать курсу Назарбаева. Ясно, что огромный дипломатический опыт, личное знакомство со многими мировыми лидерами и многолетнее тесное сотрудничество с Назарбаевым дают политику огромную фору в предстоящих президентских выборах.
Однако у Токаева есть и слабая сторона — отсутствие опыта в экономической сфере. И это в свете того, что еще совсем недавно правительство Казахстана было распущено как раз ввиду накопившихся глубоких экономических проблем. Очевидно, что именно их решение будет первостепенной задачей Токаева, если он станет президентом.
Карим Масимов (1965 г. р., 53 года)
Карим Масимов, доктор экономических наук; учился в Китае и в США; владеет английским, китайским и арабским языками. Работал в казахстанских коммерческих структурах в Китае и Гонконге; был председателем правления ряда крупных банков. С 2000 по 2001 год занимал должность министра транспорта и коммуникации; с 2007 по 2012-й был премьер-министром Казахстана, затем — руководителем администрации президента, после чего вновь занял кресло помощника елбасы (2014–1016). С сентября 2016 года — председатель Комитета национальной безопасности.
Считается, что Карим Масимов — эффективный кризис-менеджер. Известно, что в период ипотечного кризиса он помогал дольщикам, а в 2016 году принял непопулярное, но необходимое решение о переходе к плавающему курсу тенге. Как политика Масимова можно отнести к разряду прогрессивных, не боящихся инноваций управленцев. Так, во время его второго срока на посту премьер-министра в стране начались прямые интернет-трансляции заседания правительства; известно также, что политик ведет свой блог. Интересно, что с 2017 года стали говорить, что именно его Назарбаев готовит в свои преемники: в частности, указывали на то, что Масимов был в составе делегации во время визита президента в США (январь 2018 года). Кроме того, 18 марта текущего года Назарбаев лично вручил Масимову погоны генерал-майора. Ясно, что занимаемая им должность главы КНБ, а также огромный опыт не только в экономической, но и в политической и управленческой сферах, дают ему большие шансы занять президентское кресло в Казахстане на выборах в 2020 году.
Однако существуют трудности. Информация о национальности Масимова неопределенная. По одной из версий, он уйгур, что ставит под сомнение вероятность его прихода на высший должностной пост в РК. Если это действительно так, вряд ли казахстанские элиты смогут достичь консенсуса относительно представителя нетитульного этноса на высшем должностном посту.
Самат Абиш (1978 г. р., 40 лет)
Самат Абиш — племянник Назарбаева (сын его младшего брата Сатыбалды Назарбаева), окончил Академию Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Академию Службы внешней разведки Российской Федерации. С 2000 по 2006 год служил в офицерском составе в органах Комитета национальной безопасности Казахстана. В последующие два года занимал должность заместителя председателя комитета регистрационной службы министерства юстиции, а затем — начальником департамента кадров Комитета национальной безопасности. С 2015 года — первый заместитель председателя КНБ.
Звезда Абиша начала восходить после того, как попал в немилость Рахат Алиев: зять Назарбаева был обвинен в похищении руководителя Нурбанка, а затем объявлен в международный розыск.
Будучи частью карагандинского клана, Абиш может занять должность председателя КНБ РК, после которого он без труда станет премьер-министром Казахстана. Эксперты замечают, что большим плюсом для племянника Назарбаева является и то, что он еще ни разу не был замечен в компрометирующих или двусмысленных поступках.
Фото ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl